В советские времена, люди старшего поколения это помнят, была популярной песня композитора Вано Мурадели, начинающаяся словами «Русский с китайцем братья навек». Исполняли ее до тех пор, пока не произошла культурная революция в Китае, военные действия на острове Даманском, и отношения между двумя великими странами носили безоблачный характер.
Мелодия этой позабытой песни всегда вспоминается мне, когда иду в горисполком и вижу перед собой на зеленом газоне под елью скромный памятный знак в виде срезанного ромба, символизирующий побратимские отношения между Александрией и китайским городом Синь-И. В этом году исполняется ровно 10 лет, как его установили, и есть повод подвести итоги.
Почему побратимом Александрии стал очень неблизкий Синь-И, остается тайной за семью печатями. На мой взгляд, логичнее было завязать побратимские отношения с городом Александрия, который находится в Могилевской области Республики Беларусь. Он ближе нам по расстоянию, по языку, по духу, по проблемам, которые там успешно решаются. Но… Там нет китайской экзотики.
Можно было бы рассказать, что в мире существуют около 100 городов, называющихся Александрией. Их только в США имеется семь. Но там, видимо, не знают, что такое братские отношения между городами…
В 1998 году наш горсовет получил приглашение прислать делегацию в город Синь-И. В письме была обнадеживающая фраза о возможности начать переговоры по экономическим, торговым связям и сотрудничеству в области образования. 1 октября 2000 года мэрами городов Синь-И и Александрия был подписан совместный меморандум.
Первым пунктом там было записано: «Город Синь-И направит учителя китайского языка в Александрию, а город Александрия — учителя русского языка в город Синь-И». Далее: «По желанию города Александрия город Синь-И согласен направить врача — специалиста китайской традиционной медицины — для работы в больнице города Александрия».
Полагаю, что всем интересно узнать, как выполнены эти положения меморандума, сколько наших школьников освоили китайский язык и как китайские подростки изучают русский или, что более логично, украинский?..
Третьим пунктом меморандума планировалось открытие совместных торговых предприятий в городах-побратимах. Нас китайскими товарами трудно удивить. Часы, калькуляторы, батарейки, детские игрушки, фонарики, белье, сантехника и многое другое — все китайского производства — можно купить в любой торговой точке Александрии, как и в Европе, США и других странах. Эксклюзивных товаров именно из города Синь-И в нашем городе нет. Может быть, в Синь-И кто-то торгует товарами из Александрии? Знает ли об этом что-нибудь подписавший меморандум экс-мэр Степан Цапюк, не говоря уже о власти нынешней?
Самым же замечательным, на мой взгляд, является пункт меморандума о возможности совместного производства бумаги из соломы. Даже неспециалисты знают, что из соломы можно изготовить только серую упаковочную бумагу, и процесс этот весьма трудоемкий и дорогой. Видимо, в Китае наблюдается дефицит подобной бумаги? Или соломы? У нас она точно не нужна никому…
А что в плане культурного обмена? Быть может, наши известные коллективы «Вiночок», «Уличный балет» выступали в Китае? Нет! Как и не было китайских исполнителей в Александрии. Не было туристов из нашего города в Синь-И, если не считать таковыми г-на Цапюка и его замов. Что дали такие отношения нашему городу? Хотя есть одна сфера деятельности, которая должна бы заинтересовать наших чиновников в более частых поездках в Китай по обмену опытом. Это борьба со взяточничеством и коррупцией. В Китае с этим очень строго. Недавно одного крупного чиновника публично на городской площади казнили. Наше законодательство такой меры наказания не предусматривает. Начинаются суды, апелляции, встречные иски, уход на больничный. Никто не подает в отставку, у нас это не признак наличия совести, а дурной тон.
Ни ко Дню города, ни к Новому году мы не получаем поздравлений из города-побратима. Да и сами, скорей всего, не отсылаем… Я, как говорится, навскидку опросил 12 александрийцев, задав вопрос: «Что вы знаете о городе Синь-И?» На меня посмотрели, как на сумасшедшего, а одна женщина даже покрутила пальцем у виска. Никто о таком городе не слыхал…
В который раз, останавливаясь возле памятного знака перед горисполкомом, смотрю на него не как на символ побратимских отношений двух далеких и непохожих городов, а как на знак недальновидности власти и ее же непомерных амбиций. Невольно закрадывается подозрение, что подобным образом решаются и в Киеве вопросы межгосударственных отношений. Ведь в Администрацию Президента, в правительство, под купол Верховной Рады пришли из провинции весьма амбициозные люди, считающие себя непогрешимыми специалистами в любой сфере деятельности.