Смотри, читай и слушай

Что смотрят

Определить лидера в номинации «кино» на этот раз сложно: если в конце декабря — начале января беспрецедентным лидером проката был фильм «Ирония судьбы. Продолжение», то сегодня, по словам продавцов, его уже почти не спрашивают. Примерно одинаково востребованы новый российский фильм «1612» и американский «Гангстер». Набирают оборотов «Самый лучший фильм», «Чужой против Хищника» и «Золотой компас».

«Иронию судьбы» пересказывать, видимо, не имеет смысла — ее действительно посмотрели уже все. Как ни странно, плохих отзывов о фильме я не слышала, хотя, согласитесь, спрос с Тимура Бекмамбетова, посягнувшего на святое, гораздо больше, чем, скажем, с Владимира Хотиненко, снявшего «1612». Кстати, кроме «Иронии» в начале января кировоградцы охотно смотрели еще один новогодний фильм — «Суженый-ряженый».

Сюжет «Гангстера» — история наркоторговца, который вкладывает в свое дело душу, — основан на реальных событиях. Сценарий картины написан по мотивам статей американского журналиста Марка Джекобсона, сохранено даже имя главного героя — Фрэнк Лукас (его сыграл Дэнзел Вашингтон). В 70-е Фрэнк работал шофером у гарлемского мафиози. После смерти хозяина, чьи разговоры «за жизнь» произвели большое впечатление на водителя, Фрэнк снял со своего счета все наличные и поехал во Вьетнам — за героином. Через пару месяцев он уже торговал в Нью-Йорке чистейшим продуктом, для которого придумал собственную торговую марку — «Голубая фея». Фрэнк обходится без посредников, гарантируя клиентам высокое качество и «цены от производителя», лично расправляется с конкурентами и договаривается с полицейскими. К началу 90-х суточный доход наркоторговца составлял около миллиона, он пользовался огромным авторитетом и был совершенно счастлив. Счастью гангстера помешал скромный полицейский Ричи Робертс (Рассел Кроу), который, единственный в Нью-Йорке, договариваться не хотел… Кстати, реальный Фрэнк Лукас очень доволен тем, что его играет Вашингтон, хотя в целом к фильму о своей жизни относится без энтузиазма.

В новом российском фильме «1612» с подзаголовком «Хроника Смутного времени» речь идет о событиях ХVII века: после смерти Бориса Годунова убиты его вдова и сын Федор, на престол восходит самозванец Лжедмитрий, но через год убивают и его, власть переходит из рук в руки, фактически страной правят польские интервенты. Фильм снят по государственному заказу (само по себе это ни о чем не говорит: рублевская «Троица», Сикстинская капелла Микеланджело — тоже, по существу, госзаказы). Дело в том, что в 2004 году в России отменили празднование 7 ноября, поскольку это «создавало напряжение в обществе», но, чтоб не отбирать у народа привычный ноябрьский выходной, придумали новый государственный праздник — День народного единства — 4 ноября. Якобы именно 4 ноября 1612 года весь народ в едином порыве решил прогнать интервентов с земли русской. Вот и приходится теперь снимать фильмы, чтобы объяснить россиянам, что они празднуют. Впрочем, «1612» — не исторический эпос; события Cмутного времени — только фон для приключений Андрея, слуги и единственного свидетеля убийства царской семьи, который, присвоив себе имя и титул погибшего «гишпанского кабальеро», пытается разыскать и спасти дочь Бориса Годунова Ксению.

Бюджет «Самого лучшего фильма» составил 4,5 миллиона долларов, а бюджет его рекламной кампании — 5 миллионов. И это становится заметно с первых же кадров. Казалось бы, фильм, в котором снимаются «комедиклабовцы» Гарик Харламов и Павел Воля, Михаил Галустян, Борис Моисеев и даже Армен Джигарханян, обречен быть смешным, но… Самой удачной и правдивой рецензией на картину мне показалось высказывание анонимного посетителя какого-то киношного сайта: «В фильме есть всё, что может удовлетворить самого взыскательного кинозрителя: фаллоимитаторы в виде нунчаков для любителей фильмов о кунг-фу, фаллоимитаторы в виде джедайского меча для любителей “Звёздных войн” и, наконец, просто фаллоимитаторы для любителей фильмов о фаллоимитаторах»…

Экранизация фантастической сказки английского писателя Филиппа Пуллмана «Золотой компас» (везде, кроме США, книга вышла под названием «Северное сияние») была задумана лет десять назад. Главная героиня — двенадцатилетняя Лира Белакуа — живет со своим дядей в Оксфорде — узнаваемом, но не совсем настоящем: здесь летают громадные дирижабли и ведьмы, наука и магия неотделимы друг от друга, а людей везде сопровождают животные-деймоны — своеобразные визитки человеческой души (у кого — лев, а у кого — обезьянка). При странных обстоятельствах дядя маленькой Лиры и ее лучший друг оказываются в плену у религиозной организации, управляемой «гобблерами». Спасти их может только Лира. В романе присутствует и магический компас, который помогает девочке узнавать правду, и «Северное сияние», которое на самом деле является воротами в параллельный мир.

«Чужие против Хищника 2». Действие сиквела начинается со сцены, которой окончилась первая часть — на космическом корабле из тела одного из членов экипажа вылупливается Чужой и быстро съедает всю команду, потерявший управление звездолет падает в лесу. Незадолго до этого события один из Хищников исхитрился отправить на родную планету зов о помощи. В общем, снова Земля становится полигоном для битвы монстров, которые совершенно не обращают внимания на попадающихся под ноги людишек.

Из сериалов востребован российский фильм «Рублевка. Live» и французская сага по роману Мориса Дрюона «Проклятые короли».

Название «Рублевка. Live» говорит само за себя — этакая российская «Династия»: самые роскошные особняки, самые изысканные автомобили, самые красивые женщины в дорогих украшениях и эксклюзивных нарядах. Что же касается жанра, то создатели определяют его как «реалити-сериал». Суть в том, что сюжеты основаны на реальных событиях, и в фильме задействованы реальные жители Рублевки, которые играют самих себя: Никас Сафронов, Николай Дроздов, Владимир Конкин, Сергей Зверев и др. По ходу создания сериала телезрители могли влиять на ход сюжета с помощью СМС-голосования. Сериал на шести дисках: «Рублевский маньяк», «Рублевский детектив. Часть 1», «Рублевский детектив. Часть 2», «Рублевские измены», «Рублевские звезды» / «Рублевские аферы», «Рублевские олигархи».

«Проклятые короли» тоже основан на реальных событиях, только 700-летней давности: король Филипп IV оказал честь Ордену тамплиеров и поручил ему заботу о государственной казне. Со временем аппетиты короля и его двора росли, требовалось все больше денег на войны, армию, полицию и роскошь. Король обратился к магистру Ордена Жаку де Моло (которого играет, кстати, Жерар Депардье) с просьбой о ссуде, но глава Ордена отказал ему. Тогда тамплиеры были объявлены вне закона… Умирая в страшных муках на костре, магистр проклял короля Филиппа и Папу Климента V и предрек свою близкую встречу с ними у трона Господня. В течение следующих лет в могилу сошли не только понтифик и король, но и трое сыновей Филиппа. Отсутствие у вырождающейся династии Капетингов наследников мужского пола позже обернулось для Франции Столетней войной. Большая часть сцен французского фильма о французской истории снималась в Румынии.

Самый востребованный мультик января — «Илья Муромец и Соловей- разбойник». Питерская студия «Мельница» с успехом экранизировала биографию уже третьего богатыря с картины Васнецова. Кстати, «богатырская серия» — самый успешный на сегодня анимационный проект российского телевидения — появилась на свет почти случайно. После выхода на экран первого полнометражного мультика «Мельницы» «Карлик Нос» на студию пришло письмо от днепропетровского студента Максима Свешникова, который предлагал сценарий о необыкновенных приключениях Алеши Поповича. Снятый по его сценарию мультфильм «Алеша Попович и Тугарин Змей» собрал в прокате 1,8 млн. долларов и был продан в 15 стран мира. Второй фильм серии — «Добрыня Никитич» — подтвердил успех, беспрецедентный для русских аниматоров. «Илья Муромец» снят в том же стиле: пародии на кинофильмы, много шуток «для всей семьи» и т.п. — симпатично.

Берут также российский полнометражный рисованный мультфильм «Элька», который вышел в прокат 25 октября прошлого года. До этого белый медвежонок Элька — внук Умки — уже получил приз «За лучший персонаж детского анимационного кино» на Международном фестивале детского анимационного кино (2006) и гран-при Всероссийского фестиваля визуальных искусств «За разработку нового российского анимационного образа детского героя» (2006). В канун Нового года Элька обнаруживает возле своего дома Тоннель Дружбы, соединяющий Северный и Южный полюса. Благодаря этому Тоннелю у медвежонка Эльки появляется подруга — пингвиненок Таша. Она рассказывает Эльке, что в Антарктиде, откуда она родом, происходит нечто ужасное — злые люди с помощью порабощенных пингвинов воруют снег, и его уже почти не осталось. Элька и Таша немедленно отправляются спасать Антарктиду. Кстати, уже вышла Java-игра «Элька», созданная по мотивам мультфильма.

Что читают

Прочитав в конце прошлого года широко разрекламированную и представленную украинскому читателю самим Фредериком Бегбедером «Идеаль», кировоградцы стали покупать и другие книги автора. Самая востребованная книга января — вышедшая два года назад «Любовь живет три года». Главный герой — Марк Марронье (второстепенный персонаж культового романа «99 франков») — искренне верит, что любовь может продолжаться всего три года, и подтверждает эту истину всей своей жизнью. В романе почти нет бегбедеровского веселого цинизма, зато много рассуждений о природе любви. Сюжет банален. Но читать стоит хотя бы из-за очень точных наблюдений автора…

Востребована и далеко не новая трилогия Мураками «Кафка на пляже» (2002). Мне сложно писать о «Кафке» объективно — на меня книга когда-то произвела огромное впечатление, большее, чем все остальные произведения Мураками, вместе взятые. Главный герой — подросток, ведущий длинные разговоры с то ли воображаемой, то ли потусторонней вороной, сбегает из дома и меняет имя, чтобы изменить свою судьбу (согласно пророчеству, он должен убить своего отца). Роман похож на странный лабиринт с множеством загадок. Параллельно юному Кафке Тамуре по этому лабиринту движется полусумасшедший старик Наката, умеющий разговаривать с кошками, но забывший буквы, и шофер-дальнобойщик, который неожиданно для себя решает бросить работу и помогать старику в его загадочной миссии. Книга странная, завораживающая и еще более увлекательная оттого, что Мураками не дает ответов и на половину вопросов, которые возникают у читателя, — мистическое остается мистическим, необъясненным и необъяснимым.

Третье место делят между собой роман француженки Анны Гавальды «Просто вместе» (что вполне объяснимо: недавно вышел фильм по книге) и «День муравья» из «муравьиного» цикла Бернарда Вербера.

Что касается «Просто вместе», то это книга о пронзительно одиноких и несчастных людях, которые вдруг, совсем ненадолго, делают друг друга счастливыми. Сюжет взят из традиционного женского романа, а хеппи-энд в конце оставляет ощущение совершенной неестественности, почти глупости. Но оторваться от книги невозможно… Собственно, как и от романа Бернара Вербера «День муравья» (1992) — второго романа из цикла о жизни муравьев. О жизни муравьев вообще интересно читать, даже если речь идет о научно-популярных статьях. Вербер же, взяв за основу наблюдения энтомологов, добавил муравьям эмоций, мыслей, способностей творить и наслаждаться прекрасным. В результате невольно начинаешь задумываться: «Муравьи живут рядом с нами или мы рядом с ними? Чья ступень развития выше?»

Как ни странно, читают кировоградцы и научно-популярный труд Умберто Эко «Сказать почти то же самое» (2003) с подзаголовком «Опыты о переводе». Речь идет об особенностях литературного перевода и тонкой работе переводчика. Видимо, наболело: Умберто Эко — один из немногих писателей, по крайней мере, такого уровня, который очень серьезно относится к переводу своих произведений. Выход каждой новой книги писателя сопровождается целым сериалом разборок с издателями, касающихся качества перевода. Эко, кстати, запрещает переводчикам писать какие-либо примечания к своим текстам.

Из классики востребованы романы Достоевского «Игрок» и «Братья Карамазовы», «Слово и дело» Пикуля и «Тихий Дон». Неожиданный интерес к творчеству хрестоматийного и горячо нелюбимого в школьные годы (в основном, правда, за «Поднятую целину») Михаила Шолохова объясняется просто. Первый российский канал в конце прошлого года показал сериал «Тихий Дон», снятый Сергеем Бондарчуком в начале 90-х для западного зрителя с западными же актерами. Компания, снимавшая сериал, обанкротилась, так и не закончив фильма, Сергей Бондарчук умер. Спустя 12 лет после его смерти Федор Бондарчук каким-то образом получил отснятый материал, на который был наложен арест, и смонтировал-таки последний фильм своего отца.

Из отечественных писателей востребованы все те же Сергей Жадан, Александр Ушкалов, Любко Дереш, Ирэна Карпа и Оксана Забужко. Говорить о каких-то отдельных произведениях, по словам продавцов, нельзя — ничем новым перечисленные авторы нас не порадовали, а старое покупают примерно одинаково.

Что слушают

Первое место делят между собой две поп-дивы: Бритни Спирс с альбомом Blackout и Дженнифер Лопес с англоязычным диском Brave. Дженнифер Лопес успела в прошлом году выпустить два альбома: испаноязычный Como Ama Una Mujer («Как любит женщина»), состоящий из проникновенных баллад и томных романтических композиций, называли в числе самых продаваемых в начале года. Brave же — это возвращение к танцевальной музыке, к хип-хопу и R&B, в котором был записан альбом 2005 года Rebirth.

Blackout — самый ожидаемый альбом прошлого года — первый студийный альбом Бритни Спирс после четырехлетнего перерыва. В альбоме двенадцать треков, и все двенадцать уже стали хитами. И музыкальные критики, и поклонники творчества Бритни Спирс в восторге: талант и профессионализм не пропьешь.

Востребован и последний альбом отечественной поп-дивы Тины Кароль «Полюс притяжения», в который вошли десять композиций: «Полюс притяжения», «У неба попросим», «Люблю его», «Ключик», «Ни к чему», «Время, как вода», «Белое небо», Loosing my may, «Время как вода (Remake)» и «Ноченька».

Слушают кировоградцы и новый диск Григория Лепса «Второй. Песни Владимира Высоцкого», который певец презентовал в конце прошлого года не где-нибудь, а в Кремле. Во второй альбом песен Высоцкого (первый был «Парус») вошли композиции «Райские яблоки», «Певец у микрофона», «Человек за бортом», «Горизонт», «Песня самолета истребителя», «Братские могилы», «Разбойничья», «Был развеселый розовый восход» и «Баллада о борьбе». Мнения об альбоме самые разные, но нельзя не признать: для того, чтобы перепевать в нашей стране Высоцкого, нужна большая смелость, все-таки это не просто песни — это символ эпохи. Кстати, охотно слушают кировоградцы и первоисточник — диски самого Владимира Семеновича идут на ура.

Из рока востребован шестой альбом группы Apocalyptica Worlds Collide, который вышел в свет в сентябре прошлого года. «Мы очень хотели записать альбом мирового уровня, — рассказал в одном из интервью лидер группы Экка Топпинен. — За 11 лет существования я впервые почувствовал, что мы единая команда и мы можем работать вместе. Именно с такой командой мы разбудим людей, которые знают группу Apocalyptica, но никогда не покупали наши альбомы и не ходили на наши концерты. Мы хотим, чтобы нас услышал весь мир». Охотно покупают также альбом лучшей группы прошлого года, по версии MTV European Music Awards, LINKIN PARK — Minutes to Midnight.


Редакция благодарит за помощь в подготовке материала магазин «Вiдеосвiт» («Сучасник»), книжный супермаркет «КС», частного предпринимателя Сергея Сотникова.

Добавить комментарий