Высший пилотаж над Малой Виской

Впервые в истории в Малой Виске прошел авиационный фестиваль, собравший тысячи гостей. И, скажу честно, это надо было видеть!

Титаническую работу по организации такого крупного действа взяли на себя глава объединенной маловисковской громады Юрий Гульдас и ректор кировоградской летной академии Сергей Неделько.

Жители Кировоградщины давно не видели такого насыщенного движения в воздухе. Парашютисты с флагами Украины, десяток самолетов разного вида, катание желающих испытать себя в небе, полеты радиоуправляемых моделей… Больше всего поразило выступление чемпиона Украины по высшему пилотажу Валерия Наливайко. Все эти невероятные бочки, мертвые петли, штопоры, горки, виражи, иммельманы! Это надо было видеть! Кстати, одессит Наливайко заканчивал нашу летную академию.

В небе было жарко во всех смыслах. В определенный момент полеты чуть не приостановили из-за высокой температуры воздуха. Но шоу должно продолжаться, и оно было продолжено.

Аэродрому в Малой Виске исполнилось 75 лет, чему и был приурочен фестиваль. Сотни пилотов летной академии становились на крыло в небе над Малой Виской.

Первый заместитель главы областной госадминистрации Сергей Коваленко передал всем присутствующим поздравительные слова от губернатора Сергея Кузьменко, который, к сожалению, не смог быть лично. Сергей Коваленко сказал: «Развитие авиации – это показатель развития всего общества. Кировоградщина знала лучшие авиационные времена. Но, начиная с таких фестивалей, мы начинаем поднимать отрасль. И все у нас получится. Пусть будет мирное небо над головой!»

«УЦ» поинтересовалась у главы маловисковской громады (по-старому городского головы) Юрия Гульдаса: сидел ли он сам за штурвалом? Прыгал хотя бы с парашютом?

— К сожалению, не довелось. Но я из авиационной семьи. Я вырос в Малой Виске, в тридцати метрах от аэродрома, все мое детство, да и вся жизнь прошли под гул моторов. Один из моих двоюродных братьев даже состоял в советском отряде космонавтов, увы, не успел полететь в космос, потому что Союз распался, и он как украинец вернулся в Украину. Второй брат – летчик истребитель, летал на многих современных самолетах МИГ-17, МИГ-21, МИГ-23. Так что небо мне близко.

– Затратное дело такой масштабный фестиваль?

— Конечно, в основном все эти моменты решались летной академией, Сергеем Николаевичем Неделько.

К тому же это не только шоу, это и бизнес. Сегодня все магазины города выехали сюда на фестиваль торговать. Заработают денег, рабочие места, опять же. В дальнейшем, уверен, все будет еще масштабнее. В Англии есть такая семья, одна из самых богатых в стране. Ей 78, ему 81. Так они летают на самолетах до сих пор. Принимают участие во всех европейских авиационных мероприятиях. Я думаю, они к нам тоже прилетят, возможно, уже даже в следующем году.

Мы будем делать все, чтобы слова Малая Виска у людей ассоциировались с авиацией. За границей в том числе. Те же англичане сами финансируют свой аэроклуб, миллион долларов в год дают только для того, чтобы клуб существовал, обслуживался аэродром, и самолеты и другие участники клуба могли просто так летать.

Я в дальнейшем вижу и у нас возможность организации клуба, а это рабочие места, туристы из других регионов. Вместе с ректором Неделько мы над этим работаем, дай Бог ему сил и здоровья. Будем пропагандировать малую авиацию, здоровый способ жизни, нашу летную академию. Я хочу, чтобы молодежь Малой Виски училась и становилась пилотами. В Украине до сих пор не хватает пилотов.

Мы подписали с летной академией меморандум о сотрудничестве, который предполагает проведение авиационного фестиваля каждый год. У него не будет одной определенной даты, тут все зависит от климатической обстановки. Но каждый год фестиваль будет!

А самым заметным, просто невероятным гостем маловисковского фестиваля стал Александр Галуненко. Александр Васильевич – Герой Украины. С вручением ордена «Золотая Звезда» под номером 1! Такую высокую награду Александр Галуненко получил как первый летчик-испытатель, поднявший в небо крупнейший на планете транспортный самолет АН-225 «Мрія». На нем он установил около 240 рекордов! За что имя Галуненко внесено в Книгу рекордов Гиннесса.

Герой оказался абсолютно доступным для общения, открытым, дружелюбным, фотографировался со всеми желающими.

— Родом я из села Троицкое Запорожской области. Закончил Черниговское военное училище, потом школу летчиков-испытателей. И попал в КБ имени Антонова, где и проработал тридцать лет. Я попал как раз на подъем конструкторской мысли в Украине, когда в конце семидесятых, в восьмидесятые-девяностые годы создавались такие шедевры мирового самолетостроения, как «Руслан», «Мрія», АН-70.

Все эти самолеты мне довелось испытывать, первым подымать в воздух и проводить полный цикл испытаний. Сегодня я на пенсии, занимаюсь общественной работой, я президент Федерации авиационного спорта Украины.

Нынешнее мероприятие в Малой Виске получилось на уровне благодаря Юрию Гульдасу и Сергею Неделько. Честно говоря, еще до начала я не верил – откуда такому количеству людей взяться? И вот гляжу кругом – а все получилось! Это говорит о том, что у людей, простых людей, не из нашей сферы, интерес к авиации есть. Это радует человека, всю жизнь посвятившего ей.

– Раньше бывали в Малой Виске?

— Бывал, давно. Садился на этом аэродроме на АН-74, на тот момент новом самолете. Знакомил тогдашних курсантов с новой моделью.

– Кажется, этот аэродром считался крупнейшим грунтовым аэродромом в Союзе в свое время?

— Точно не скажу, но один тот факт, что его использует летная академия, говорит о больших возможностях аэродрома, о его масштабах. Вся малая авиация рассчитана на работу с грунтовыми полосами, для курсантов самое то. И если в будущем аэроклуб тут разовьется, как есть в планах, то все условия приемлемы. Смысла класть бетонную полосу здесь особого нет.


– У малой авиации Украины есть будущее?

— Думаю, да. Крупный проектировщик и разработчик у нас всего один – мое родное КБ имени Антонова. А где-то полтора десятка фирм занимаются малой авиацией – проектируют, создают, сертифицируют и продают!

Я пример приведу. Под Киевом есть такое предприятие «Аэропракт». Я знаю главного конструктора Юрия Яковлева (он просто однофамилец знаменитого создателя самолетов ЯК). Он еще, будучи студентом, в кружке студенческом делал свои первые самолеты и создавал свою фирму.

Это самолеты так называемого класса ультралайт. Их масса меньше 5700 килограммов, по международным нормам, такой тип самолетов может летать в рамках своего региона приписки без предварительного согласования со службой движения. Это самолеты не для сельскохозяйственного применения или еще какого-то. И не для спорта. Это самолеты для удовольствия тех, кто на них летает. Яковлев производит порядка 50-60 самолетов в год, которые у него покупают США, Великобритания, Канада, – страны, в которых полно своих производителей такой техники – от «Сессны» до «Бомбардье».

Я даже не поверил, переспросил в первый раз: точно туда продаешь? Он мне документы в ответ. Все дело в ценовой политике, вероятно, у него самолеты стоят дешевле аналогов. Он купил какой-то заброшенный завод цементный, цеха обустроил, взял в аренду аэродром в Макаровском районе Киевской области, много людей у него работает.

– Ну нельзя не спросить: какие были ваши ощущения, когда вы впервые поднимали в воздух крупнейший самолет в мире?

— Мне не первый раз задают такой вопрос. Поэтому я готов.

Страшно не было. Мне, летчику-испытателю, доверили такой самолет! Тогда, в советское время, сотни предприятий со всего Союза принимали участие в его создании. Многие тысячи людей стояли за ним. И вот когда мне доверили это детище… Я не копался в себе. Никакого чувства, что распирает от гордости, не было. Если было бы страшно или гордился чем-то там, значит, не ту профессию я выбрал. В чувствах ковыряться нельзя. Я думал лишь об одном: профессионально выполнить свою работу. У меня был обычный рабочий день!

Это уже когда выполнил, посадил самолет, тогда только выдох­нул. Рюмку выпил. Расслабился и впервые подумал – да, такое в небо поднял!

– Спасибо! До встречи в Малой Виске в следующем году!

— До встречи.

Геннадий Рыбченков, фото Олега Шрамко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 29

Добавить комментарий