Три вечера горней музыки

Наша кировоградская филармония как нельзя лучше подходит для этой музыки — и архитектурой, и интерьером, и акустикой, и даже зрителем. Мягкие кресла как-то не очень располагают к рок-музыке или рэпу, а вычурная лепнина — к фольклору или хип-хопу. А вот духовная музыка звучит здесь на редкость гармонично и уместно. Итак, восьмой год подряд в Кировоградской областной филармонии прошли концерты в рамках духовного проекта «Рождественские перезвоны».

Музыка высших сфер

Когда мы говорим о духовной музыке, зачастую подразумеваем церковную музыку христиан, сопровождающую богослужения в храмах. Наиболее известные сочинения такого рода – это Псалмы: музыкальные произведения малой формы. Это действительно самый древний жанр, поскольку песнопения и молитвы на стихи Давида слагались в Иудее ещё в дохристианские времена.

Тексты христианской духовной музыки как канонические, так и свободные, написаны на основе или под влиянием сюжетов Библии, Евангелия. Выдающиеся композиторы — Бах, Моцарт, Шуберт, Бетховен, Гречанинов, Чайковский, Рахманинов, Бортнянский – обращались к написанию сочинений этого жанра. Церковь включает музыку в свою службу избирательно. Она знает силу музыки, в церковном пении нет места самовольным произведениям, основанным на мгновенном вдохновении. Но не всегда духовная музыка оставалась традиционно звучать только в стенах храмов. Развитие музыкальной светской культуры (симфонии, оперы) оказывало влияние и преображало привычные формы духовной музыки, что в дальнейшем привело к сочинениям произведений специально для исполнения при дворах коронованных особ или в концертном зале.

Вечер первый. Архиерейский хор Кировоградского Кафедрального собора Рождества Пресвятой Богородицы

Этот концерт состоялся 8 января, в дни празднования всеми православными христианами Рождества Христова. Перед началом концерта с поздравительными словами ко всем присутствующим обратился епископ Кировоградский и Новомиргородский Иоасаф. «Прославим Бога и усладим наш слух…» — в этих его словах как нельзя лучше отобразилось эмоциональное состояние всего музыкального вечера. Благодарение Богу в рождественских песнопениях вызывали в душе самые светлые переживания.

Накануне Рождества я присутствовала на вечерней службе. Многие произведения, которые слышат на службах и литургиях прихожане, прозвучали и в тот вечер со сцены филармонии. И поневоле задаешься вопросом: в чем же разница этих песнопений? Когда они звучат под сводами храма и когда мы слушаем их же со сцены светского храма музыкальных искусств… Оказалось, что общего больше: это неповторимая аура духовного единения присутствующих, желание каждого услышать, понять и принять в душе радость причастности к Богу посредством волшебной гармонии голосов поющего хора. Ведь церковная музыка — это пение a capella, т.е. музыкальные инструменты здесь исключены, потому что вносят в музыку мирской дух, отвлекают молящегося.

В концертной программе прозвучали рождественские колядки и щедривки, в которых основной тематикой служат все евангельские сюжеты, связанные с рождением младенца Христа, псалмы и произведения, прославляющие Бога Всевышнего, композиторов Бортнянского, Кошица, Зиновьева, Стеценко, Дехтярева и др.

Когда слушаешь такую музыку в церковном храме, невольно поднимаешь свой взгляд вверх, под купол, где еще долго не умолкает ее благозвучное эхо и хочется поблагодарить исполнителей за столь щедрую отдачу во время пения, за их мастерство… Вот на таких вечерах в филармонии и удается воздать самую малость благодарности исполнителям. В конце концертной программы владыка Иоасаф спросил: «Их старания, их талант дошли до вашего сердца?» — взрыв аплодисментов, множество букетов участникам хора, улыбки – были самым честным ответом на вопрос.

Удивительным было узнать, что регентом такого серьезного музыкального коллектива является молодая и очень хрупкая женщина Татьяна Кашлюк. И ее колоссальный труд, и замечательное мощное звучание сольного пения протодиакона Вадима Павлюка, и узнаваемые многими зрителями в составе исполнителей солисты хора Юрия Любовича – все это заставило волноваться и сопереживать атмосферу как духовности, так и рождественских и новогодних праздников. Немалую роль сыграло оформление сцены. Прекрасные декорации в сочетании с качественным освещением постоянно держали публику в завораживающем состоянии ощущения волшебства рождественской ночи. Устроители вечера отметили, что столь много людей никогда еще не приходило на подобные концерты.

Вечер второй. Академический городской камерный хор «Винница»

Хор «Винница» основан 23 ноября 1984 года выпускником Одесской государственной консерватории имени А. В. Неждановой, в настоящее время профессором, народным артистом Украины Виталием Газинским. За время существования хор неоднократно представлял Украину за рубежом, он является обладателем гран-при, лауреатом и дипломантом многих хоровых конкурсов и фестивалей.

Прекрасный концерт! Знаменитый певческий коллектив оставил впечатление ожидаемое и подтвержденное своим исполнительским мастерством. Программа была яркая и насыщенная, несмотря на повторяющиеся сюжетные линии и формы произведений, созданных как Рождественские песнопения. Звучали «Щедрик» Леонтовича, «Колядка» Власенко, «Тиха ніч» Грубера, украинские народные песни в обработке Кошица, Авдиевского… Исполнение исключительно акапельно. Когда-то маэстро Юрий Любович сказал в своем интервью, что такое исполнение – высшая форма хорового искусства.

Понятно, что когда в гости приезжает такой заслуженный коллектив, известный своей многоплановостью, то невозможно, даже в рамках концертов духовной музыки, оставить зрителя без сюрпризов. Подарком благодарным слушателям стало исполнение произведения на стихи Сергея Есенина «Ой думы, мои думы». Проникновенное звучание строк «…бейте в жизнь без промаха – все равно любимая отцветет черемухой» с подачи солиста Михаила Кашицына просто заставило вздрогнуть сердце… Внесли разнообразие в концертную программу и «разулыбали» публику «Путешествие в Бразилию» Карбоу и вовсе не заявленное в программе Либертанго Пьяцолла.

В заключение этого музыкального вечера на сцену вышел Юрий Любович. Как всегда, с налетом легкого юмора, что придало еще большей теплоты и камерности концерту, он поведал, что с Виталием Газинским очень хорошо и давно знаком, отметил его бесспорный талант, предвосхитил события, сказав, что впереди еще один знаковый участник «Рождественских перезвонов», а именно – хоровая капелла «Орея» под руководством Александра Вацека. Все три маэстро закончили Одесскую консерваторию, и именно поэтому – это лучшие три хора в Европе!

Вечер третий. Камерный хор «Орея»

«Всемирно известная хоровая капелла “Орея” установила в Киеве новый мировой рекорд — исполнила произведение Римского-Корсакова “Полет Шмеля” за 59 секунд». Эту информацию я взяла на вооружение перед посещением своего третьего концерта, который состоялся накануне третьего же, завершающего рождественские дни, праздника Крещения Господня.

С первых звуков или даже шагов артистов на сцене и до последних нот не покидало ощущение чуда, которое дарила нам завораживающая феерия голосов настоящего хора-театра, заряженного сумасшедшей энергетикой и профессионализмом дирижера Александра Вацека. В рамках тематики вечеров Рождественских песнопений музыкантам удалось объединить духовную и народную музыку, классику и современные произведения западных композиторов, жанровые джазовые композиции в одном ярком неповторимом спектакле. Причем участниками этого события порой становились и сами зрители, и сам маэстро Вацек…

Концерт состоял из двух отделений. В первом прозвучали рождественские темы, ни одна вещь не повторилась в плане подачи и эмоционального восприятия! Выход актеров из зала, их костюмы с элементами этноса и преобладанием белого цвета, эффекты зажженных свечей и светильников в руках при этом мощное звучание хора-голоса моментально завладело публикой. Пожалуй, именно нестатичность исполнителей, которая традиционна для академических хоров, отсутствие нот в руках певцов – все это делает удивительным и непревзойденным выступление «Ореи».

Во втором отделении костюмы артистов в благородных красно-черных тонах настроили на предвкушение новой интриги этого захватывающего музыкального вечера. Теперь это было настоящее торжество шедевров мировой музыкальной культуры. Прозвучало фантастическое исполнение «Прелюдии си бемоль минор» Баха, «Странное Рождество видевшие» Свиридова, практически церковное пение распевов «Богородице Дево, радуйся», сонет Шекспира в исполнении дуэта солистов хора, и в заключение настоящий спиричуэл Elijah Rock («Молитва пророка Илии»). Но: «В заключение», – это только так было объявлено ведущим концертной программы. Ну не оставили нас без знаменитого «Полета шмеля»! У меня на диктофоне исполнение заняло действительно 59 секунд – фантастика! Шмель этот как будто ворвался в зал и на сцену. Во время столь виртуозного исполнения очень сложного произведения артистам удавалось еще отмахиваться и прогонять это злостное насекомое, и даже под конец его прибить свитком нот, что вызвало бурю оваций и восторга слушателей.

Но расслабиться нам не было дано, так как тут же пришлось стать участниками какого-то праздничного действа в самой что ни на есть Африке. Используя шумовые эффекты зрительного зала, шутя и импровизируя, но при этом никак не умаляя, а наоборот, еще более многогранно и талантливо показывая все свои профессиональные наработки, с мастерской режиссурой был поставлен номер на темы африканских мелодий. Зал взорвали не аплодисменты, а овации, сравнимые разве что с выражением неудержимого восторга фанатов-болельщиков на трибунах спортивной арены.

В рамках этого концерта большой и приятной неожиданностью стало награждение директора Кировоградской областной филармонии Николая Кравченко орденом Святого Николая. Оказалось, Владыка Иоасаф ходатайствовал о том перед митрополитом Владимиром, и награда заслуженно была вручена смущенному и растроганному Николаю Ивановичу. Все-таки это и его немалая заслуга в том, что задумка выстроить все три концерта именно в такой очередности, не умаляя роли ни одного из них, а только суммируя многогранность творческих подходов к исполнению духовной музыки, добиться таким образом настоящего крещендо фестиваля – финального выступления артистов из Житомира. А гостям фестиваля капелле «Орея» была преподнесена огромная корзина цветов от главы областной администрации Андрея Николаенко в знак благодарности за непревзойденное мастерство, за возможность насладиться творчеством и исполнительским искусством коллектива столь высокого уровня.

Публика

Непременным и одним из основных участников любого концерта является публика, все те, кто оказался рядом сидящими в зрительном зале. Мне часто удается наблюдать за разными людьми, которые пришли, бывает, случайно, бывает, заранее спланировав и подготовившись к выступлению артистов.

Чтобы слушать духовную музыку и понимать ее, все-таки необходим какой-то багаж знаний и понимания библейских и евангельских сюжетов. Но многих привела на прошедшие три концерта просто любовь к хорошей музыке. В зале присутствовали абсолютно разные категории зрителей. Радовало присутствие молодых и совсем юных лиц. 3-5-летние малыши ведь не на новогодний утренник пришли с мамами и бабушками…Что их приковывало к зрительским местам на протяжении всего концерта? Что не дало грудной малышке с соской во рту не спать, но и не капризничать на протяжении двух отделений концерта «Ореи»? Аура таких концертов, гармония и неземное звучание горней музыки. А ведь не только концерты духовной музыки творят такие чудеса со зрителями…

Потрясенные музыкой выходили они в фойе филармонии и еще долго не могли отойти от увиденного и услышанного, забыв, что нужно занять очередь в гардеробной….

Почему практически одни и те же люди посещают концерты классической и духовной музыки? Почему остаются в тени у основной массы зрителей такие мощные концерты инструментальной музыки, как 40-летний юбилей коллектива «Концертино», приезды отечественных и западных пианистов мирового уровня? Ведь наша филармония создала для посещения их концертов все условия, даже цены на билеты совсем не коммерческие, смешные, чисто символические.

Поверьте, только с опытом слушания произведений различных жанров приходит более глубокое понимание гармонии, сложных музыкальных форм. Ходите на концерты подобного рода, расширяйте свой музыкальный кругозор! Это один из способов сделать нас самих лучше, это нас совершенствует, приближает к вечному и прекрасному!

Наталья Алисова – специально для «УЦ». Фото Елены Карпенко, «УЦ».

Добавить комментарий