За оградой женского монастыря

Мрачные стены векового замка, куда лишь изредка проникают лучи света. Строгие лица женщин, облаченных в закрытые черные одеяния. Маленькие аскетичные кельи, коленопреклоненные фигуры и молитвы с утра до ночи. Душевные метания девочки Мегги Клири из популярнейшего романа Колин Маккалоу, которую за любое нарушение церковных канонов бьют по рукам тоненьким хлестким прутом… Так мне долгое время представлялся образ женских монастырей, в которые простому смертному попасть не так-то просто. Но времена меняются, и, чтобы посмотреть на реальную жизнь женской обители да и побыть день наедине с собой и высшими силами, мы отправились в Знаменский район, где находится действующий женский монастырь, не как корреспонденты, а как простые прихожане. Нас предупредили: к журналистам в монастыре отношение настороженное и интервью никто давать не будет. Поэтому диктофоны, ручки и блокноты были спрятаны в сумку, оставалось надеяться на собственные наблюдательность и память.

Птичий рай

Петляющая грунтовая дорога вывела нас в небольшой поселок Диковка. Маленькие покосившиеся домики, рядом с которыми небольшие огороды, выгоревшие поля… Натыкаемся на аккуратный забор, зайдя в ворота которого попадаешь в поистине райское место. Это и есть женский семейный монастырь, единственный в области и даже в Украине, потому что здесь вместе с сестрами-монахинями живут и их дочери, внучки, племянницы.

История Диковского монастыря уходит корнями в конец XIX века. Тогда-то на этом месте был выстроен храм, который пережил нелегкие для веры сталинские времена. А в 50-х годах в церкви решили устроить больницу. Благодаря этому здание практически полностью сохранилось. На месте алтаря тогда располагался физкабинет. И, говорят, энергетика храма помогала творить врачам чудеса. В начале 90-х местные власти вернули зданию исконное предназначение. 10 лет назад было решено на базе церкви создать женский семейный монастырь, в который пришли служить Богу сестры из разных уголков Украины.

Изначально монастырь в Диковке отличался от канонических храмов Божьих. Маленьких мрачных келий здесь не увидишь — монахини и послушницы живут в обычных домиках недалеко от монастыря. Помимо церкви на монастырской территории располагаются трапезная, коровник, огороды, силами сестер строится баня. И все это утопает в зелени, буйстве красок, запахов и звуков. Одно из первых впечатлений — тебя со всех сторон окружают пышные яркие цветы и полифония птичьего хора. Поначалу кажется, что где-то неподалеку находится вольер с певчими птичками. Но нет — просто на территории монастыря прижились лесные птахи, которые совсем не боятся людей и самым нахальным образом пролетают в сантиметре от плеча.

С самого утра в монастыре кипит жизнь. Сестры встают рано, ведь кроме традиционных молитв надо успеть многое сделать по хозяйству — приготовить еду, накормить и подоить скотину, полить огород, подлатать прохудившуюся одежду… Те, кто служил молебен до утра, идет отдыхать, ведь вечером снова заступать на всенощную.

Люди съезжаются в Диковку тоже спозаранку. Верующие приезжают или группами, или поодиночке. Ходят по храму, молятся, просто сидят во дворике, ожидая исповеди, и впитывают атмосферу этого святого места. В церкви не умолкают детские голоса. Сейчас лето, и в монастыре кроме постоянных маленьких прихожанок, живут и приезжие девочки — родственницы сестер или просто те, кого родители отправляют отведать на каникулах монашеской жизни.

Одним из детских послушаний является непрерывное чтение молитв. По очереди девочки хорошо поставленными голосами поют благозвучные молитвы, иногда, правда, отвлекаясь от дела. Потому рядом с клиросом можно увидеть листочки с детскими добрыми рисунками или записями. Матушки не сердятся: что поделаешь, дети есть дети!

В Диковском монастыре живут женщины разных возрастов. При входе в храм сидит пожилая сестра Александра. Она денно и нощно молится за своих прихожан. На столике — пожелтевшая от времени тетрадка, в которой по алфавиту записаны имена всех тех, кому требуется помощь свыше. Говорит, что искренняя молитва никому не помешает. А на кухне хлопочет молодая сестра Надежда. Она вместе с настоятельницей монастыря матушкой Феофанией пригласила нас отведать нехитрой снеди. Сейчас наступило время поста, и в Диковке его, безусловно, строго соблюдают. Едят здесь, что Бог послал, перед приемом пищи молятся. Вкусная вареная картошка с постным майонезом, овощи, рыба, фруктовый кисель. Все очень вкусно и сытно.

Заходить в храм можно только предварительно разувшись. Видимо, чтобы стук каблучков не отвлекал от общения с Богом. Иконы в храме имеют удивительную историю и обладают сильной энергетикой. Страждущим помогает лик Скоропослушницы, список иконы, привезенной с Афона, а вот изображение Святого Николая не сразу появилось здесь. Однажды кто-то из прихожан принес в монастырь деревянный черный прямоугольник, вроде бы икону, но на ней почти ничего не было видно. Удивительно, но факт — спустя какое-то время лик Николая Чудотворца стал постепенно проявляться. Сейчас это яркая икона, которая периодически мироточит (на ней, если присмотреться, прямо на глазах появляются капли то ли воска, то ли масла).

Несмотря на жару, все сестры ходят в черном закрытом монашеском одеянии. Двери монастыря открыты и для мужчин. Когда требуется рабочая сила, не обращают внимания на пол — ведь сестрам не под силу установить колокольню на крыше храма. Вот местные мужички и трудятся время от времени на благо монастыря.

Матушка Феофания жалуется, что мало кто из местных жителей посещает храм. Приход состоит в основном их приезжих людей, которые после создания монастыря поселились в Диковке. 25 соседних домиков заняты православными семьями из Одессы, Киева, Кировограда. Они 10 лет назад понадеялись, что выживут в селе, но сейчас понимают — сделать это сложно. Ведь помимо духовной пищи надо еще чем-то кормить детей, а работы в деревне, равно как и райцентре, нет.

Выживает монастырь благодаря спонсорской помощи небезразличных кировоградцев. Кто углем поможет, кто продуктами, кто стройматериалами. Сестры надеются, что Бог и добрые люди не оставят их в беде.

Путь к Богу

Сейчас в монастыре живут более 30 монахинь и послушниц. Терминология знакомая всем, кто соприкасается с православным миром, и не совсем привычная для нас, обычных прихожан. Послушницы, как мне объяснили священники, это женщины, которые только собираются принять постриг (обратиться в монашество). Они живут при монастыре, выполняют послушания (разнообразную работу — куховарят, шьют, следят за домашними животными, прибирают в коровнике, работают в огороде, на поле, строят, белят, красят и т.д.). Послушницы могут в любой момент покинуть монастырь и вернуться к мирской жизни, имеют право создавать семью, рожать детей. В общем, период послушничества — это время, когда внутренне готовые к служению Богу люди решают, принимать им монашество или нет. А окончательный вердикт выносит матушка — настоятельница монастыря. Она смотрит на послушниц и решает, готовы ли они на самом деле отдать свою жизнь служению Богу.

В Диковском монастыре есть одна особенность — поскольку этот монастырь семейного типа, то в монашество женщины могут обратиться лишь тогда, когда их дети достигнут 18-летнего возраста. Иногда период послушания затягивается до десятка лет. И объясняется этот «испытательный срок» не сомнениями самих женщин, а опасениями матушки. Ведь, когда дети подрастут и захотят покинуть храм, отзывчивое материнское сердце может потянуться за ними. И сложно матери будет по обязательствам монашества остаться при монастыре, а ребенка отправить в неизвестный и враждебный мир одного. А вот когда дочь подрастет и сама решит, что останется в монастыре, или же сознательно уйдет из-под материнского крыла, тогда можно и на постриг идти. Кстати, в Диковке таких случаев много. Одна сестра живет в монастыре практически с момента его основания, да вот монахиней так и не стала. Старшей ее дочери 17 лет, а другой — 14. Так что ждать исполнения своего предназначения ей еще, как минимум, 3 года.

Матушка не делает различий между послушницами и монахинями. Говорит, что Бог послал ей надежных помощниц, которые каждый день обеспечивают жизнедеятельность монастыря, создавая здесь неповторимую атмосферу спокойствия, светлой благодати, добра и веры.

К вере сестры Диковского прибежища приходили по-разному. Никто из этих женщин не может похвалиться простой и легкой судьбой. Все они жили в миру, сталкивались с горем, разочарованиями, страданиями. Настоятельницу монастыря, матушку Феофанию, в мирской жизни звали Юлией. Она родилась и выросла в Александрии. Ходила в школу, как и большинство сверстниц, забывала выучить уроки и расстраивалась, когда сердились родители. Жизнь так и текла бы дальше, если бы не болезнь ее мамы. Александрийские врачи диагностировали практически неизлечимое заболевание головного мозга. Два с лишним месяца в реанимации. Решение перевозить больную в Кировоград. Бессилие областных светил. Возможность операции в Киеве. Это время матушка Феофания помнит очень хорошо. Помнит, как она, ее папа и сестричка сидели дома, тоскуя без мамы и ожидая чуда.

«Однажды вечером мы сидели втроем в гостиной. И тут случилось чудо. Мы все услышали громкий вопрос откуда-то из-под потолка: “Почему вы не обратитесь к Богу?” Что это было, тогда не поняли. Но отец в ту же ночь отправился искать церковь. Бродил по улицам, спрашивал у прохожих. Храм с тусклым светом в окошке нашел уже глубокой ночью. Постучался, никто не открыл. Он по наивности думал, что церковь — это как больница, где прием страждущих ведется круглосуточно. Но не ушел. Сел на лавочку и прождал до утра. Когда с рассветом пожилая женщина открыла дверь храма и увидела прилично одетого мужчину, спящего на крыльце, спросила, что ему нужно. Папа, уставший от ожидания и отчаяния, бросился к ней с криком: “Спасите мою жену!” Ту же просьбу он повторил и пришедшему практически сразу священнику. Ведь время не терпело, надо было что-то делать…»

Помимо молитв за здравие, сорокоустов и других положенных в таких случаях обрядов, тот александрийский батюшка посоветовал дать тяжело больной попить святой воды и скушать просвирку. Но это представлялось проблематичным. Мама Юлии находилась в полубессознательном состоянии и ела только перетертую пищу. Просвирку размочили и растолкли в воде. Теперь оставалась одна проблема — как дать церковную пищу жене, не смущая врачей. Но и тут, как вспоминает Феофания, вмешалось провидение. В купе, которое выкупила семья для перевозки матери в Киев, сопровождающие доктор и медсестра задремали. И отец, подсев к жене, все-таки дал ей отведать святой воды. После этого, поняв, что сделал все, что было в его силах, в изнеможении уснул под стук колес. Каково же было его удивление, когда он проснулся от голоса жены. Она сидела на полке и просила поесть… Операцию отменили. Потом был долгий период восстановления: мать училась заново ходить, внятно говорить, читать, писать…

Сейчас папа Юлии-Феофании, отец Иннокентий, служит в Диковском монастыре вместе со своей женой, которая тоже обратилась в веру. Он слывет прозорливым старцем (по мирскому ясновидящим) и оба они, слава Богу, хорошо себя чувствуют.

После чудесного исцеления матери Юлия потихоньку начала обращаться к Богу. Ходила в церковь, соблюдала пост, что при работе в большом коллективе детского сада поначалу было проблематичным. Матушка вспоминает, как во времена атеизма даже немного стеснялась своих духовных наставников. «Однажды иду по улице с подружками и слышу, что меня зовут. Смотрю — а это тот батюшка, который посоветовал отцу напоить маму святой водой. Он меня вспомнил, представляете? Сам высокий, с окладистой бородой, в рясе. Я подошла, поговорила. Спасибо подругам, на меня никто не смотрел косо. Наоборот, поддерживали в стремлении обрести веру».

Вера в Бога и в будущем поддержала Феофанию. Ее муж, добропорядочный христианин, тяжело заболел. У него диагностировали быстро прогрессирующее онкозаболевание. За советом и помощью молодая женщина обратилась к матушке Алипии, которая, по преданиям, обладала силой исцеления неизлечимых больных. Но даже она ничего утешительного не сказала. Муж Юлии умер, когда ей было всего 26 лет.

«Я после этого поехала по святым местам. Была в Ярославле, Владимире, Пскове, под Ригой. Именно в одном из прибалтийских монастырей я и почувствовала свое предназначение. Мне просто захотелось там остаться навсегда. Спокойная монашеская жизнь показалась мне выходом из того ужасного душевного состояния, в котором я несколько месяцев находилась. Как вам рассказать — это как будто бы ты умер при жизни, а потом воскрес».

Юлия даже подругам сказала: «Если будут спрашивать дома, где я, отвечайте, что не знаете. Потерялась, пропала, умерла. Неважно». Но путь в монашество был непростым. Вначале она прошла период послушания, который затянулся на 8 лет, потом было принятие пострига в Ярославле. Путь служения Богу наконец забросил матушку Феофанию в Диковку, где тогда создавался женский монастырь.

Сейчас эта женщина очаровывает своей внутренней силой, доброжелательностью, какой-то мощной энергетикой и абсолютным отсутствием барьеров между нею, дочерью Господней, и нами, простыми мирскими людьми. Для каждого прихожанина у нее найдутся слова утешения, добрый взгляд и молитва.

«Я благословляю вас. Пусть вера, сила духа и мудрость сопутствуют вам во всех делах и помыслах. Иногда в жизни правильные решения найти сложно, но помните: делать надо так, чтобы потом не искать ответ на вопрос: “За что мне это, Господи?” Вы должны знать, что испытания — это не наказание Божье, а очередные жизненные трудности, которые вы найдете силу пережить», — напутствовала меня матушка Феофания, перекрестив перед дорогой. И я знаю, что еще не раз вернусь к ней за советом и душевной гармонией. Ведь путь в Диковку занимает не более часа…

За оградой женского монастыря: 15 комментариев

  1. Девушки.на первый взгляд в монастырях все свято а на самом деле там много чего творится я была монахиней 10 лет и настоятельницей монастыря и ушла в церкви такой бардак что лучше милион раз подумать и узнать все стороны монастырской жизни

  2. Подскажите пожалуйста адрес монастыря, как можна стать послушницей? Мне 32 года, детей нет. за рание Вам благодарна.

  3. хотела бы служить Богу в храме, что бы избежать мирской суеты. каким образом можно это сделать?

  4. можно стать послушницей вашей обители? мне 72 года,

  5. Здраствуйте, будьте любезны, подскажите мне адрес этого монастыря, за рание Вам очень благодарна.

  6. 19.05.2010г. группа слушателей из Высшей Народной школы при Кировоградском институте развития человека посетила женский монастырь. У всех сложилась очень хорошее впечатление. Вокруг разлита, действительно, Божья благодать. И только диву даешься, как эти хрупкие женщины восстанавливают храм и строят хозяйстенные постройки. Уже восстановлена колокольня над храмом. Очень бы хотелось,чтобы был восстановлен и купол храма, в котором очень много икон. Спасибо монахиням и послушницам за гостеприимство, за интересную экскурсию, за общение!

  7. Мне посчастливилось тоже побывать в этом монастыре. Правда,то состояние благодати, о котором говорили напутствуя, ощутила не сразу,точнее, не с первым вдохом , выйдя из автобуса, как это было в Никольском.Но прошли всего лишь сутки — и уезжать не хотелось.А стоя на исповеди, услышав от батюшки предложение остаться на послушание, просто окаменела- настолько неожиданно! Я ведь только простая грешница.к сожалению, ищущая путь к Господу. Хочу поблагодарить отца Иннокентия за пастырскую теплоту и особенно за радость обретения и познания молитвы "Отче наш",которую в виде епитимии пришлось читать по много раз в день. Это единственная молитва, которую я знала с детства- прабабушка научила.Но, если можна так выразиться, сердцем почувствовала ее только сейчас! Теперь понятна фраза проф- богослова Осипова" УЧИТЕСЬ Иисусовой молитве". Дай Бог здоровья и благодати Вам и всем проживающим в монастыре!

  8. Как можно стать одной из сослуживецой в монастыре?

  9. Ув. Ната, в Диковке нет газа!
    По поводу монастыря, когда читала статью, то у меня была истерика, и я плакала от смеха. Не такие там уже и правильные все, особенно девушки))
    Инфа проверенная, так как я там практически живу.)
    С ув. ваш Влад Дракула

  10. Как можно попасть в монастырь, что бы служить?

  11. подскажите пожалуйста где находится этот монастырь и как туда можно добраться. ? Адрес.

  12. я прошу извенения.я не имею не чего против монастыря ,но у меня есть некоторое возмущение по поводу" покосившихся домиков", конечно их не сравнить с пенхаузами,но для сел они довольно приличные.Рядом с монастырем находится три новые улицы с газом и асфальтированой дорогой. И 50 соток- это по вашему "небольшие огороды"?.И еще ДИКОВКА-это село,а не "небольшой поселок".

  13. Мы были с мужем в этом монастыре.Действительно маленький рай.Мне казалось что я нахожусь в таком месте,где ты скорее чувствуешь спокойствие, умиротворение, мне просто трудно описать как там хорошо и красиво.

Добавить комментарий