Особенности национального автовождения

Если вдуматься, то у этой истории даже зачин курьезный. Так случилось, что сорокалетний американский профессор учился вождению автомобиля в Украине. Здесь же получил водительские права, причем даже не международного, а национального, то есть украинского образца. А затем купил автомобиль в Соединенных Штатах Америки и там же попытался не только применить свое понимание особенностей украинского национального автовождения на практике, но и адаптировать свои украинские водительские права в национальные американские. О том, что из этого получилось, он рассказал нашему изданию.

С другой стороны, никакого курьеза в этом зачине нет. Потому что американский профессор — это наш земляк Павел Босый (на фото), человек в Кировограде известный — в недалеком прошлом директор областного краеведческого музея, сценограф, который оформил не один спектакль в театре имени Кропивницкого, и так далее. Американским профессором сценографии он стал уже позже, когда свое театральное хобби сделал основной профессией, закончил аспирантуру за океаном и начал преподавать в Оуклендском университете штата Мичиган.

Оставаясь нашим земляком, Павел Васильевич часто бывает в Кировограде. И коль скоро на обучение автовождению в Штатах ему элементарно не хватало времени, то в прошлом году он и решил, пользуясь летними университетскими каникулами, пройти здесь курс обучения и сдать на права. Итог, увы, получился все-таки достаточно плачевным, зато общение с американским профессором и в своем роде украинско-американским водителем доставило немалое удовольствие и непроизвольно превратилось в сравнение двух разных школ автовождения, а также в сопоставление возможностей адаптировать навыки одной школы для других условий. К тому же и разговор оказался намного шире, чем предполагалось первоначально: Павел Босый относится к числу тех собеседников, изредка встречающихся журналистам, в устах которых даже кажущиеся незначительными подробности становятся украшением материала.

Автомобиль не роскошь

— Павел Васильевич, если помните старую шутку насчет того, что пятьдесят процентов наших доцентов ходят с портфелями, то каково соотношение для американской профессуры — какая ее часть является бесколесной?

— О, средний американец без собственных колес — явление крайне редкое. В нашем университете, например, я был в единственном числе — даже затрудняюсь сказать, какую стотысячную долю процента это составляло. И не только среди профессуры, но и среди студентов. Мне приходилось пешком ходить на работу и с работы. Это занимало порядка… впрочем, это зависело от погоды. В хорошую погоду — минут 45 пешком. А если минус тридцать, в декабре или январе, то волей-неволей добегаешь до работы за полчаса. Так вот, пешком ходил один я, и когда наступила весна, а это была моя первая весна в этом университете, то полетели гуси, начали гнездиться — там вблизи университета есть такой небольшой пруд, — и, естественно, они охраняли свои владения, нашелся какой-то особо нервный гусь, который начал на меня бросаться и пытался укусить. Пешеход — это очень необычное явление в Америке даже с точки зрения гуся. К тому же у него на шее был прицеплен какой-то радиодатчик — наверно, это был вожак стаи. Я потом даже деканше сказал, что на меня несколько раз на кампусе нападали гуси. Она не упала в обморок только потому, что я успел уточнить: видимо, это был какой-то шизофренический гусь. Очень долго смеялась вся кафедра… И еще он нападал на одну мою студентку: у нее в то время что-то случилось с машиной, она ходила в общежитие пешком — так он и на нее нападал. То есть нас на тот момент было всего двое безлошадных.

Но то, что я сказал, все же не является абсолютным правилом. Если человек живет в Нью-Йорке или Сан-Франциско, где хорошая транспортная система, вполне возможно, что у него нет машины. Когда одна моя хорошая приятельница, художница по костюмам, переехала в Нью-Йорк… Кстати, я помню, что Джойс как-то не очень бережно относилась к своей машине. Вечно забывала поменять масло. Однажды забыла выключить фары, в результате разрядился аккумулятор, а чтобы открыть капот, ей понадобилось минут пятнадцать — потому что она никак не могла сообразить, как это делается. И, невзирая на все это, машина, которой было 35 лет, ездила как часы. Пока Джойс не переехала в Нью-Йорк. Оставляла машину на улице — а где ее еще оставлять в Нью-Йорке, когда там парковка стоит бешеных денег? — а как-то решила проверить, что там с ее машиной, пошла посмотреть, и выяснилось, что машину просто украли…

Но водить машину американцев сейчас учат еще в школе. Это старшему поколению может быть чуть труднее: одна моя коллега, ей столько же лет, сколько мне сейчас, она выросла в Чикаго, так вот она мне рассказывала, насколько ей было трудно выучиться и сдать экзамен, чтобы получить водительские права. Но это исключение: там все умеют водить, как мы умеем читать и писать. В Нью-Йорке я знаю несколько человек, которые не пользуются машиной в пределах города, но держат автомобиль для поездок за город. Словом, Америка — автомобильная страна, и от этого полностью зависит весь уклад жизни.

— Для предыдущего поколения, то есть для людей советского времени, да и для современного украинца, покупка машины влечет за собой массу проблем — гараж, техобслуживание, техосмотры…

— Я это знаю очень хорошо. Скажем, когда в гараж нужно ехать на троллейбусе или велосипеде. Такое может быть и в Нью-Йорке: гараж — в другом конце города, но машину берут только тогда, когда нужно выехать из города. Но разве не та же самая ситуация в Кировограде? Какой смысл сегодня ездить по городу на собственном автомобиле, когда хватает маршруток, троллейбусов, автобусов, а паркинг в Кировограде абсолютно не урегулирован, его не хватает, или вообще водители паркуются под знаком «Стоянка запрещена». Маршрутки, которых множество, останавливаются, где хотят, — все это создает массу проблем для водителя. А сколько теперь в Кировограде водителей, в том числе водителей маршруток, которые просто опасно ездят?

В Штатах многое иначе. Как правило, когда человек получает права — еще в школе, — родители покупают ему какую-нибудь дешевенькую машину. За триста долларов можно купить машину, которая ну… ну как-то еще ездит. Однако поскольку средний заработок в стране составляет две тысячи долларов, то можно позволить себе и что-то получше. Понятно, что это будет какая-нибудь дешевая малопрестижная марка типа «Шевроле», самая плохая машина в Штатах, но она будет ездить. Она будет постоянно ломаться… Вообще американские марки, будь то подороже, как «Понтиак», будь то подешевле, как «Форд», все они имеют репутацию машин, которые постоянно ломаются и много жрут бензина. Любая японская марка обойдется дороже — они меньше едят бензина и более надежны. Корейские марки особой популярностью не пользуются, но производитель начал давать высокие гарантии, чтобы стимулировать людей их покупать. Врываются на рынок сейчас и дешевые китайские машины — их собирают во Флориде, а детали, видимо, везут из Китая.

Кстати, вся эта ситуация отрицательно сказывается на Америке и на штате Мичиган. Исторически сложилось так, что три ведущие американские автомобильные компании находятся в штате Мичиган, а потому экономика штата проваливается, губернатор бьет тревогу, что бюджет падает, и так далее. Чтобы как-то спасти положение, людям, работающим на этих заводах, дают скидки, поощряют к покупке машин собственного производства. Поэтому — или и в том числе поэтому — процент американских машин на дорогах все же выше. А импортные машины, даже подержанные, купить сложнее — их на рынке меньше.

— Рочестер, в котором вы работаете, все-таки достаточно маленький городок?

— Простого ответа на этот вопрос нет. Дело в том, что в конце 1960-х в Детройте количество черного населения стало больше, чем белого, а потом избрали черного мэра, а потом еще и начались восстания бедноты. И получилось так, что начался исход белых. Официально граница города — девятая миля. Это как, скажем, пределы кольцевой дороги в Москве. Что сделали вначале состоятельные белые, а затем и мало-мальски состоятельные черные? Они выехали за пределы этой девятой мили. Получилось, что весь Детройт окружен теперь небольшими богатыми городами, включая Рочестер. Что плохо для нас — потому что там высокие цены на квартиры, дорогое жилье. Но если вы поедете из Рочестера в центр Детройта, то увидите штаб-квартиру «Дженерал-Моторс», оперу, концертный зал, музеи, а между ними — как разбомбленный Дрезден, заброшенные кварталы, уже тридцать лет стоящие пустыми дома. И население — это в основном обездоленные: наркоманы, проститутки, алкоголики, преимущественно черные. Вечером, допустим, человек из пригорода приезжает в Детройт на концерт, паркуется поближе к театру, а после концерта выскакивает и быстренько бежит к машине, чтобы поскорее отсюда уехать.

— А как решаются в Рочестере гаражные проблемы?

— Если у человека собственный дом, то он, как правило, сразу строится с гаражом. Если квартира или арендованная квартира, то гаражи — большая редкость. В лучшем случае, если более дорогая квартира, будет навес на улице для автомобиля, чтобы в дождь не так сильно мочило. Но никто на это и не обращает внимания: ну… сгниет машина — новую купим. Понимаете, гараж будет стоить намного дороже, чем любая машина. Как и любая недвижимость — собачья будка может стоить миллион долларов.

— И вот настал момент, когда вы поняли, что входите в тот процент, которому без машины не обойтись…

— Позапрошлая зима была полегче. Но следующей зимой я понял, что без машины просто замерзну. Да, кстати, я еще не сказал, что для студентов это было величайшее развлечение — что у них есть профессор, который не умеет водить машину. Да еще страшно этого боится!.. После одного из спектаклей они нам всем — постановщикам — подарили маленькие сувениры. Мне подарили держатель для очков, который цепляется в машине к солнцезащитному козырьку. Дескать, вот, эта штука у тебя уже есть — осталось машину купить. А самое смешное, что, когда я наконец купил машину, она совершенно мистически оказалась точно такого же цвета, как и этот держатель для очков…

Почем права для пешехода?

— Хорошо, вернемся к тому, что в прошлом году вы получили водительские права. Учиться здесь было дешевле, чем в Америке?

— Нет. Конечно, у нас это все дороже. Потому что там все не так, как у нас. В принципе вообще можно нигде не учиться. Ты приходишь, платишь двадцать пять долларов, проходишь сначала теоретический экзамен, который намного и намного легче нашего. Потому что правила у них проще, половины наших знаков дорожного движения у них вообще не существует. Например, такой знак, как «Главная дорога» — кому он нужен? Американцы в нужных местах просто ставят знак «Стоп» — и все. Если пересекаются две равнозначные дороги и нет светофора, то на каждом углу будет стоять знак «Стоп». Таких знаков в Америке установлено повсюду намного больше, чем любых других, и больше, чем у нас.

Что еще интересно: для теоретического экзамена у них заготовлены бланки на всех языках. Я даже специально поинтересовался: а есть бланки на украинском или на русском? Оказалось, есть. Я даже взял посмотреть: оказалось, и перевод с английского достаточно грамотный. Причем экзаменаторша всех этих языков не понимает: ей достаточно сверить, там ли стоят галочки. И если галочки расставлены правильно — значит, экзамен сдан.

— А поскольку у вас к тому же были водительские права…

— А вот то, что у меня уже были права, не имело ровно никакого значения! Даже если бы я получил здесь права не национального украинского образца, а так называемые международные. Дело в том, что американцы признают только те водительские права, которые получены в их собственной стране. Плюс немецкие и канадские. Все! Но приехал ли ты из ФРГ, из Канады или даже из соседнего штата, ты все равно обязан сдать теоретический экзамен. Потому что в каждом штате есть свои отличия в правилах дорожного движения. Например, правило левого поворота. В одних штатах для левого поворота стоит специальный светофор — это в принципе, как и у нас. Но в Мичигане действует правило, называемое «мичиганское U»: нужно проехать перекресток прямо, а уже дальше на трассе будет знак, который разрешает тебе развернуться и ехать в обратном направлении. То есть ты вернешься на нужный тебе перекресток с обратного направления и повернешь на нем уже направо. Это чисто мичиганская вещь, которая редко встречается в других штатах. В Сан-Франциско есть трамвай, чего либо нет в других штатах, либо есть, но трамвайные пути проложены так, что не мешают другим видам транспорта. Поэтому в этом штате — свои правила дорожного движения. И так далее. В Мичигане, добавлю, разрешенная максимальная скорость — выше, чем в других штатах. И, понятно, в правилах каждого штата есть отличия от европейских, австралийских, любых международных и всяких прочих правил дорожного движения.

— То есть ни английские, ни французские водительские права в Америке вообще не действуют?

— Тут есть одно небольшое «но». Если ты приехал только погостить, сел за руль, скажем, арендованной машины, и тебя остановил полицейский, что происходит крайне редко, ты объясняешь, что приехал только на месяц, и тебя, если ты ничего не нарушил, отпускают с миром. Но — нельзя водить машину без страховки! Водить машину без страховки — преступление, у них за это права отбирают. И здесь начинается то, о чем мы здесь просто не имеем представления. Ты живешь в США, ты хочешь купить машину — нет проблем. Но ты ее должен немедленно зарегистрировать и застраховать. А страховку тебе не дадут, если у тебя нет водительских прав, хотя бы временных.

Возникает такая ситуация. Всякий водитель, живущий, например, в штате Мичиган более тридцати дней, обязан получить местные права. Если так случится, что я из Детройта перееду в Сан-Франциско, то должен буду сдать экзамены, которые там посложнее.

А общее правило такое. Человек, который хочет получить права, приходит к регистратору штата — их офисы есть в каждом городке. Выкладывает 25 долларов и сдает теоретический экзамен. Ответы совпали — все замечательно: тебе на полгода выдается разрешение водить машину. Это временные права. И они уже дают право купить и застраховать машину. Но есть одна оговорка: рядом с тобой в машине должен быть кто-то, кто умеет водить автомобиль, у кого есть постоянные права. Папа, мама, друг, приятель — кстати, многие так и постигают основы вождения. После чего сдаешь еще один экзамен и можешь водить сам.

— А есть ли какие-то возрастные ограничения?

— После 21 года, а это в США возраст совершеннолетия, каждый может пройти именно по такой процедуре. А для несовершеннолетних обязательна водительская подготовка. Если не ошибаюсь — тридцать часов. Кстати, в Штатах вполне сознательно увеличили возраст совершеннолетия — с 18 до 21 года. В том числе и для того, чтобы не было пьяной молодежи за рулем. До 21 года пить нельзя — даже пива. Я недавно узнал, что один из наших студентов, очень талантливый, толковый парень, прекрасный актер, имеет год условно. За что? Кто-то ему купил пива. А это в США преступление — напоить пивом несовершеннолетнего до достижения 21 года. А после 21-го можно, по закону, выпить одно пиво и сесть за руль. Но, например, вечером по пятницам я просто боюсь ездить: в пятницу у американцев принято выпить после рабочей недели, и многие наверняка не обходятся одним пивом.

«Я не так посмотрел в зеркало»

— Если я правильно понял, то после сдачи теоретического экзамена человек, не имеющий водительских прав, должен будет, чтобы получить постоянные водительские права, действующие в США, сдать в течение полугода еще и экзамен на вождение?

— Но не раньше, чем через 60 дней. Это срок, необходимый для овладения практическими навыками. Но водитель, имеющий права, — любые, включая украинские, может сдать вождение, причем на своей собственной машине, хоть и в тот же самый день. А человеку с правами другого штата достаточно сдать только теоретический экзамен. Я, например, пошел сдавать вождение через полтора месяца, когда решил, что уже достаточно готов. Я созвонился со школой, договорился о времени, заплатил сорок долларов и… провалил экзамен.

— В США экзамен принимает не полиция?

— Ни в коем случае — потому что это будет коррупция. Полиция — сама по себе. Государственный регистратор, выдающий права, — сам по себе. И экзаменатор, имеющий лицензию от государства, — сам по себе: если ты сдал экзамен, он выдаст тебе сертификат, по которому ты получишь права. Добавлю для наших читателей: взяток они не берут! Если экзаменатора поймают на взятке — все, конец работе! Интересно, что у многих школ, в которых работают экзаменаторы, нет даже своих помещений. Приезжаешь по указанному адресу — а там только разметка для парковки. Это тоже часть экзамена: неправильно припарковался — до свидания, ты не сдал. Там, кстати, нет, как у нас, парковки елочкой: только перпендикулярно или параллельно к проезжей части — и очень плотно, бампер к бамперу.

— Но ведь у вас уже были навыки, полученные в Украине?

— Лучше бы я здесь не учился! Я думал, что навыки у меня есть. Но, оказалось, это абсолютно другой стиль вождения. Мне буквально пришлось бороться с очень многими навыками, которые я приобрел здесь. И борюсь до сих пор. Я медленно езжу. А в Америке нужно ездить быстро — точно, аккуратно и быстро. В Кировограде один из главных навыков — объезжать ямки. Чтобы ты никого не задавил и объехал все ямки — это значит, что ты хороший водитель. Другое — скорость. Едешь ты в городе или по автостраде, главное — не превышать скорость, а ехать медленнее — сколько угодно. Там не так. Если ты превысил предписанную скорость на 5 миль в час — это нормально. Более чем на 5 миль в час — остановит и оштрафует полиция. В городе, кстати, на каждом участке знаки предписывают тебе, с какой скоростью нужно ехать. Причем ехать медленнее предписанной скорости — тоже нарушение. Для полиции медленно едущая или виляющая из стороны в сторону, объезжая ямки, машина столь же подозрительна, как и превышающая скорость. Кроме того, с точки зрения полиции, машина, едущая медленнее других, представляет более высокую угрозу для безопасности движения, чем лихач, превышающий скорость. Только в плохих погодных условиях разрешается снижать скорость, приспосабливая ее к погоде.

И еще о вредности наших национальных навыков вождения для американской практики. Я знаю несколько историй, когда в Бруклине наши бывшие таксисты-эмигранты с треском проваливали экзамен. «Сгорали» уже на парковке. Или, чтобы показать, как они легко справляются с управлением, вели машину одной рукой. Но лихачество в Америке не поощряется, как и медленная езда. Поэтому, кстати, наиболее распространены там машины с автоматической коробкой передач. Когда на большой скорости нужно проходить перекрестки, быстро перестраиваться из ряда в ряд, то ручное переключение передач только мешает, рискуешь, что просто не успеешь справиться со всеми этими переключениями.

— А если машина неисправна, не может идти быстро, не тянет и перегревается мотор?

— Припарковываешься и вызываешь механика — для того и существует страховка. Раньше для этого были телефоны вдоль дорог. Теперь — у всех мобилки. Нет такого понятия, что нужно как-то дотянуть до гаража, а там уже заняться ремонтом. В Штатах никто даже колесо сам не меняет. Я ехал со знакомой, у нас пробило колесо. Она начала вызывать механика, я поднял ее на смех: «Есть же запаска, что, мы сами это не сделаем?» — «А ты умеешь?» — «Да, в Кировограде много раз это делал, когда с отцом ездил». — «Ну давай». Потом оказалось, что невозможно открутить болты, пришлось все-таки вызвать механика — так ведь и он не справился! Подцепил машину к эвакуатору и потащил в мастерскую.

— На чем же вы «прокололись» на экзамене по практическому вождению?

— Начнем с того, что я не так смотрел в зеркало. Мне никто не сказал, что, проверяя дорожную ситуацию по левому и правому зеркалам заднего вида, недостаточно перевести взгляд, а нужно еще и повернуть голову, чтобы экзаменатор видел, что я действую правильно. А оказывается, есть даже брошюрка, в которой это написано. Ехать на экзамене на 5 миль в час выше или ниже предписанной скорости — тоже провал. Мне-то казалось, что я сдал более-менее нормально, но женщина-экзаменатор, которой я сдавал, выдала мне такую рецензию на мое вождение, что я за голову схватился. С другой стороны, получить такой урок — это, наверно, стоило бы месяца обучения в школе. Тем не менее, то, что я провалил экзамен, меня убило. Я думал что-то вроде того, что не имею права преподавать и учить кого-то, если сам, как выяснилось, не смог даже научиться водить машину. Я, мне кажется, был готов написать заявление об увольнении и уехать от позора на родину. Ну… понимаете, комплексы советского отличника… А буквально спасла меня моя коллега-хореограф. Мы говорили о чем-то другом, и совершенно случайно она вдруг спросила, как там у меня дела с водительскими правами. И когда я со стыдом признался, что провалил экзамен, она воскликнула: «О, не переживай! Я проваливала пять раз!» И оказалось, что для нормального американца это ни какая не жизненная драма: ну провалил, но ведь можно пересдать!

— И как скоро вы пошли пересдавать?

— Не помню — через месяц, может быть, через три недели. И к тому же самому экзаменатору. Я ей позвонил, она мне еще тогда дала свою визитную карточку, мы согласовали время, и я приехал «сдаваться» во второй раз. И все опять пошло, как у нас говорят, по закону подлости. С чего начинается экзамен? С проверки состояния машины. И в этот момент, по закону подлости, перегорает лампочка на левом заднем фонаре поворота.

— И снова — провал? Или для замены лампочки пришлось вызывать механика?

— Нет, к счастью, моя экзаменаторша была к этому готова. Теоретически, надо было перенести тест. Но, оказалось, у нее при себе был целый комплект лампочек. Она не только одолжила мне нужную, но и подсказывала, где и что открутить, чтобы произвести замену. То есть она мне объяснила, что не имеет права прикасаться к моей машине, поэтому я все должен сделать сам, но подсказать, как поменять лампочку, она вправе. Потом и во время практического теста она вполне доброжелательно отметила, что на этот раз видит, как я поворачиваю голову, контролируя дорожную ситуацию в зеркалах. Я, в свою очередь, не преминул заметить: «Я же для вас стараюсь». Словом, со второй попытки я сдал…

Да, между прочим, я говорил уже о том, что парковка — это часть экзамена, как и часть каждодневной практики американского автовождения. Когда сегодня я — после Америки — иду по Кировограду, я ужасаюсь тому, как в нашем городе паркуются. В США никому не придет в голову парковаться под знаком «Остановка запрещена». Я сегодня пугаю своих кировоградских знакомых тем, что предлагаю создать добровольную народную дружину, которая била бы окна автомобилей, припаркованных под этим знаком. Но почему-то из всех моих знакомых, имеющих автомобили, эта идея ни у кого не вызвала энтузиазма. Зато они с удовольствием высказывают упреки по адресу олигархов… Но, по моему мнению, человек, паркующийся под знаком «Остановка запрещена», не имеет права вообще высказывать кому бы то ни было какие бы то ни было претензии. В Штатах, если ты припарковался не там, где положено, машину увезет эвакуатор, а там, где положено, стоят счетчики. Плата, кстати, небольшая — 25 центов за полчаса, а в выходные дни, как правило, вообще бесплатно. Помню, когда я учился в аспирантуре, преподавательница вдруг посреди лекции извинилась и выбежала из аудитории. Оказывается, она вспомнила, что опустила в счетчик мало денег. А просрочена стоянка на 5 минут — эвакуатор, буксировка на штрафную площадку и 500 долларов штрафа. А где-то и больше…

Особенности национальных техосмотров

— Итак, вы благополучно прошли все процедуры, купили машину, ездите, на вас перестали нападать гуси, не подшучивают преподаватели и студенты. Но мы не коснулись еще одной проблемы, крайне актуальной для наших водителей, — регулярные техосмотры.

— А там такого нет! Единственный техосмотр, с которым вы сталкиваетесь, — это проверка перед началом практического экзамена, как работают сигналы поворотов и тормозов. То есть даже не сам тормоз, а лампы тормозных фонарей. Ну и при оформлении страховки смотрят на возраст машины.

— Хорошо, а страховая компания проверяет техническое состояние машины?

— Зачем? Кто сядет за руль машины в плохом техническом состоянии — самоубийца? Страховая компания смотрит на возраст машины, проверяет по компьютеру, не была ли машина в аварии и, так сказать, послужной список водителя — не было ли у него самого аварий или нарушений. Если были нарушения — платить за страховку придется больше. Я купил машину десятилетнего возраста с пробегом почти 100 тысяч миль — это, считается, немного. Есть еще некоторые особенности. Я, например, переехал в другой район — плата за страховку неожиданно выросла на 5 долларов за полгода. Выяснилось: там, где я живу сейчас, в лесах водятся олени, а они имеют обыкновение ночью внезапно выскакивать на дорогу и тупо там стоять. Выше риск столкновения с животными — значит, плати больше.

— А есть в США понятие дорожного налога?

— В Мичигане точно нет. Есть такое понятие, как налог штата, налог города — надо думать, это всеобъемлющие налоги. Да, в центре Детройта можно найти парочку мест, где несколько разбита дорога, — как, скажем, в Кировограде. Но Детройт получает дотацию штата — поскольку в нем живут безработные. А там, где живут люди, которые зарабатывают, там нормальные, хорошие дороги. И, честно говоря, мне как-то даже не приходит в голову, что нужно контролировать, кто, как и за какие деньги их чинит. Их чинят. И поддерживают в рабочем состоянии: совершенно невозможно, чтобы не было, например, разметки на дороге — чтобы ты не знал, по какой полосе ты едешь. Все это маркируется, обновляется и так далее. А как иначе, если все на машинах! А если в семье две-три, четыре машины — с каждой платить дорожный налог? Страховка для этого есть. Кроме частных есть еще и государственные машины. Недавно был случай: губернатор Нью-Джерси попал в аварию на государственной машине. Был скандал, и страховку ему не выплатили — поскольку он был не пристегнут.

— И эти «наглые американские копы» посмели не закрыть глаза на то, что губернатор не был пристегнут?

— Кстати, о наглых копах! Знаете, почему в штате Мичиган разрешенная максимальная скорость выше, чем в других штатах Америки, — 75 миль в час? А потому что в один прекрасный день вновь избранный губернатор превысил скорость — тогда действовало ограничение то ли 50, то ли 60 миль в час. Его остановили те самые «наглые американские копы» и оштрафовали за превышение скорости. Да, губернатора. И что он, вы думаете, делает — звонит начальнику полиции, строит всех копов по ранжиру? Ничего подобного ни одно официальное должностное лицо в США себе не позволит. Губернатор вносит законопроект в парламент штата о повышении максимально разрешенной скорости до 75 миль в час, и избранники штата с величайшим удовольствием этот законопроект принимают, насолив таким образом своей собственной полиции. Только так! Если в страшном сне представить, что губернатор звонит начальнику полиции из-за того, что его оштрафовали… Да его тут же испепелят! Если губернатор республиканец — демократы. Если демократ — то республиканцы!

— Давайте еще уточним со страховкой. Есть, как известно, страховка гражданской ответственности, а есть страховка собственно автомобиля…

— В Америке, как теперь и в Украине, без страховки гражданской ответственности ездить вообще нельзя. Но нормальный американец страхует не только гражданскую ответственности, но — в большей или меньшей степени — и собственный автомобиль. Для меня такая страховка — в Американской ассоциации автоводителей — стоит 450 долларов в полгода. Это недорого. Купи я высокоскоростной автомобиль, пришлось бы платить дороже. В принципе страховку только гражданской ответственности покупают одни лишь безработные, алкоголики и тому подобные…

Добавить комментарий