Посредники в добрых делах

Самый простой способ для желающего сделать доброе дело — помочь нуждающемуся деньгами. Конечно, можно самому искать страждущих: ездить по больницам и детским домам, собирать информацию о том, что и кому в данный момент нужно. Но время и силы на такое подвижничество есть не у всех. Гораздо удобнее и быстрее обратиться в благотворительную организацию. Самые различные фонды, общественные организации, инициативные группы занимаются добрыми делами профессионально и стараются сделать все возможное, чтобы процесс оказания помощи не занял у дарителя много времени. Как, с их посреднической точки зрения, выглядит благотворительность в Кировоградской области? Как, по их мнению, можно помочь местному бизнесу стать социально ответственным?

Не так давно глава Кировоградской областной организации инвалидов Сергей Подорожный проводил телефонный опрос кировоградских бизнесменов на предмет участия их в благотворительных проектах. Выяснилось, что большинство респондентов — 57% — считает, что благотворительная деятельность в Украине и в нашем регионе развита «так себе», 12% склоняется к мнению, что ее у нас достаточно, а 21% утверждает, что филантропия на Кировоградщине отсутствует как таковая. Вместе с тем только каждый третий бизнесмен признавался, что никогда не участвовал в благотворительных акциях и не помогал нуждающимся. Суждения же бизнесменов-благотворителей о причинах своих добрых поступков разошлись примерно таким образом: 48% делают это ради собственного имиджа, 39% просто считают себя альтруистами, остальные желают таким способом наладить отношения с властью.

При этом сам Сергей Подорожный считает такое положение дел очень даже неплохим. Да, проблемы, безусловно, есть. Особенно с тем, как убедить бизнесмена поделиться своей прибылью с бедными, побудить его дать деньги на добро. А еще — найти ту грань, чтобы действительно поддержать человека и не унизить его при этом.

— Здесь надо понимать главное: мы — не «жебраки», которые нуждаются в чьих-то подачках, — рассказывает глава областной организации инвалидов. — Мы — честная организация, которая реализует свои проекты. Мы максимально публичны и открыты для общественности. И у нас есть своя программа. Есть списки конкретных людей, которым удалось помочь, отчеты о перечисленных денежных средствах…

Когда приходишь к бизнесмену с очередным проектом, главное — убедить его в том, что это действительно нужно, передать ему свой настрой, порыв. Сегодня наши инвалиды, которые раньше ходили сами по себе и «брали» не мозгами, а «картинкой», предпочитают ходить с программой. Хотя есть среди них и такие, которые только подрывают авторитет общественных организаций. Например, живет в Долинской один инвалид, который постоянно у всех что-то просит. И теперь жители этого райцентра считают, что общественное благотворительное движение — это и есть тот человек, который движется между предприятиями и собирает дань — в виде 10 гривен, старого компьютера, бумаги, ручек и т.д. Это прямой вред для нашего движения и для самой филантропии. Мы же не нищие и не попрошайки! Филантропия — это когда спонсоры безвозмездно вкладывают деньги в общество, в большое количество людей. Здесь не должно быть адресной помощи. За исключением случаев, когда человек срочно нуждается в медицинской помощи, когда стоит вопрос жизни и смерти.

— Сергей Михайлович, на Западе существует уже целая благотворительная индустрия — сфера культуры, образования и «социалка» существуют только или почти только на пожертвования граждан и корпораций. Что мешает нашему бизнесу стать таким же социально ответственным?

— Скорее всего, отсутствие традиций в обществе. Кроме того, многие предприниматели не готовы участвовать в благотворительности еще и потому, что опасаются излишнего внимания налоговых органов. Особенно это касается мелкого бизнеса. Очень часто бизнесмены предпочитают жертвовать тихо, без громких слов, практически без пиара. С одной стороны, это хорошо, а с другой — не очень. Потому что поощрять благотворительную деятельность важно и нужно. Это еще больше будет стимулировать рост филантропии.

На самом деле достаточно много людей искренне интересуются проблемами бедных и помогают им. Хотя есть, конечно, и те, кто хочет создать себе рекламу на добродетели, — это особенно часто случается перед выборами. Но таких сразу видно…

Самое главное — пора менять философию благотворительности, нужно, чтобы не бедный искал богатого, а наоборот. По закону, каждый отечественный предприниматель 4% от своей прибыли может потратить на благотворительность. И потом на эту сумму меньше заплатить налогов. То есть для бизнесмена это фактически ничего не стоит.

— Каким, по-вашему, должен быть посредник благотворительности, чтобы у бизнесменов возникало доверие к самому фонду?

— Он не должен быть хорошим или плохим, он просто должен быть на своем месте. Нужно понимать, что он работает за определенную заработную плату, как наемный работник, а не волонтер. При этом в фондах трудится достаточно много инвалидов, что тоже важно, это для них рабочие места…

Когда-то «УЦ» писала, как два кировоградских мальчика с синдромом Дауна поехали на Специальную Олимпиаду в Штаты. Известный всему миру актер и губернатор штата Калифорния Арнольд Шварценеггер стоял в очереди, чтобы профинансировать одно из направлений этой Олимпиады. И только с разрешения официальных инстанций и общественных организаций, проводивших эту Олимпиаду, он внес деньги. У нас такое пока вряд ли возможно.

Типичный ход мыслей многих людей, занимающихся благотворительностью, — купить конфет и игрушек и привезти в больницу или детский дом. Эффект от этого практически нулевой, потому что в один и тот же Детский дом без конца возят игрушки и конфеты. А дети не умеют себе приготовить яичницу, они не адаптированы к жизни, и этим мало кто занимается. Деньги просто распыляются. Примерно так считает еще один наш собеседник — известный дирижер и хормейстер, заслуженный деятель искусств Украины Юрий Любович. Помимо своей основной деятельности он возглавляет Благотворительный фонд поддержки хорового пения, созданный с помощью его друзей более 8 лет тому назад.

— Мало оказать помощь нуждающимся, нужно задуматься об эффективности этой помощи. Один раз в полгода увидеть счастливые глаза детей, получивших конфеты, — недостаточно. Этим, по определению, должно заниматься государство. Здесь не в фонде дело. Любой фонд не подменит заботы государства. Я не хочу, чтобы благотворительные фонды превратились в такие себе организации по оказанию конфетной помощи. Такая помощь памятна до тех пор, пока сладко во рту.

Когда создавался возглавляемый мною фонд, цель стояла одна — поддержать Кировоградский муниципальный хор, которым я руковожу уже 30 лет. Нам всегда было трудно жить, но в те времена — особенно. Начиная с 2001 года благодаря существованию и деятельности фонда у нас традиционно проходят фестивали «Золотой Орфей». По возможности мы оказываем поддержку талантливым студентам нашего музыкального училища. К 40-летию со дня смерти Генриха Нейгауза, опять-таки, благодаря фонду в Кировоград съехалась вся элита украинских пианистов. Это были дни музыки, которые украсили наш город. В позапрошлом году мы проводили акцию «Городу Нейгауза — рояль», распространяли билеты и часть от их стоимости внесли на приобретение музыкального инструмента. Потому что, когда к нам в город приезжают маститые пианисты, становится стыдно. Ведь в свое время Генрих Нейгауз с двоюродным братом Каролем Шимановским играл здесь на двух великолепных роялях. Вот на что, я считаю, целесообразно использовать благотворительные средства — на масштабные проекты.

Отрадно, что наши начинания положительным образом влияют на кировоградских бизнесменов. Например, в этом году в организации фестиваля «Золотой Орфей» поучаствовал депутат облсовета Виктор Андреев. Из своего благотворительного фонда «Город мастеров» он оплатил Гран-при фестиваля. Наверное, если бы появилось больше участливых бизнесменов, можно было бы и стипендии талантливой молодежи назначать. Но это как перспектива…

Приобретая подарки участникам фестиваля, среди которых коллективы музыкальных школ, мы тем самым улучшаем их материальную базу. То есть это тот самый случай, когда мы не угощаем рыбкой, а учим эту рыбку ловить. А то ведь деньги всегда можно потратить неизвестно на что, но так и не увидеть результат…

Добавить комментарий