Заговорят ли музы, или На что надеяться сельской культуре?

Заброшенные сельские клубы с заколоченными ставнями. Забытые дома культуры с обвалившимися потолками и треснувшими стенами, на которые больно смотреть. Истрепанный книжный фонд библиотек. Система кинопроката развалена, киноустановки ликвидированы. Даже в годы войны в деревнях «крутили» фильмы, а сегодня жителю сельской глубинки просто некуда податься… К разговору на эту злободневную тему нас пригласило письмо нашего постоянного читателя, работника культуры из села Никольское Светловодского района Александра Ермолаева.

«Причины сегодняшнего духовного голодомора — а именно так можно определить духовное состояние нашего народа, — пишет Александр Ермолаев, — отсутствие духовно-нравственного начала и ответственности. В первую очередь ответственности тех должностных лиц, на ком лежит обязанность культурно-духовного развития народа. Тем, кто захочет возразить, что неправомерно сравнивать ситуацию середины прошлого века с ситуацией сегодняшней, я советую проехать по селам, чтобы своими глазами увидеть поголовное пьянство, аморальность, бездуховность, нравственную деградацию. Не сомневаюсь, что те же проблемы существуют и в городах, но в селе они проявляются особенно остро — неприкрыто и отвратительно…»

Надо ли спорить с автором письма? Действительно, сегодняшнее поколение, выросшее и сформировавшееся за последнее десятилетие-полтора, с недоумением смотрит фильмы той, прошлой эпохи, практически не читает книг, не слушает классической музыки, не знает слов «дефицит» и «дедушка Ленин». Устарели не просто слова — они стали новому поколению непонятными, как непонятны реалии прошлого века, его герои и идеалы. Вора и бандита, который прежде был «должен сидеть в тюрьме», нынче киноиндустрия превратила в героя нового времени и возвеличила его, растиражировав на миллионах телеэкранов.

Не той же самой «логике» следует и культура в целом? И наверняка это особенно заметно, «выпирает» наружу из серой повседневности за пределами столиц и крупных городов — там, где большинство жителей просто не имеют доступа к культурным благам.

«В отчетах на бумаге, — продолжает автор письма, — дома культуры, клубы и библиотеки на селе процветают. Но это только на бумаге. Красиво отчитываться — это тоже привычка советских времен. Но нарисованным хлебом сыт не будешь. Днем сегодняшним движет не культура, а псевдокультура с ее приземленными “принципами”: “Главное — чтобы костюмчик сидел!” и “Красиво жить не запретишь!”»

Да, действительность печальна. Клубы — это единственный очаг культуры на селе. Местами этот очаг еще теплится, да и то исключительно благодаря энтузиазму наших людей, энтузиастов, коими, по определению, являются представители культурной отрасли. Они — та спасительная соломинка, за которую еще цепляется наша культура. Зарплата мизерная, а они все равно умудряются что-то делать. Завклубом приносит из дома «кассетник», устраивает дискотеки — «все, чем можем». А деревенская молодежь и этому рада.

Но можно ли назвать это высоким словом «культура»? «Проторчали» пару «хитов», затем, не сбавляя темпа, забежали за угол, на одном дыхании распили пол-литра не самого высокого качества сивухи, перекурили, поплевали, под общее «ржание» «травнули» парочку анекдотов с отборным матом и снова вернулись на танц-пол. Примерно так сегодня коротает вечера украинская сельская молодежь. Ничего иного она просто не знает, альтернативы нет. Ни к чему иному не приучена. Да и откуда взяться этому «иному»? Потому такое времяпрепровождение и такое поведение ей кажутся нормой. А если вырывается из села на учебу или в поисках лучшей жизни в город, то несет с собой и это свое понимание «культурной жизни».

Неоткуда взяться другому поведенческому клише. За редким исключением канули в Лету кружки по интересам при тех самых сельских клубах, в которых детвора не только занималась каким-нибудь полезным делом, но еще и училась нормально общаться. В силу своих возможностей это пытается компенсировать школа. Но вне школы в большинстве сел деревенские тинейджеры предоставлены самим себе: слоняются по улицам, прибиваются к старшим, а с их «помощью» познают и вкус табака, и вкус самогона. Продажа дешевого спиртного на селе давно считается нормой. И пьянство для многих давно уже переросло в основной досуг. И вряд ли человека, который не приучен работать с молодости, можно будет потом усадить в кабину трактора или заставить трудиться где-либо на другой работе. Даже за вполне приличную зарплату.

Но ведь и сегодня есть таланты в Украине, и их немало. Но нет условий для их развития: сельское производство сократилось, предприятия больше не могут оказывать помощь в решении социальных, культурных и социально-культурных проблем на селе, как это было раньше, в советские времена. Люди, отвечающие за сохранность тех единственных уникальных ценностей, которыми еще можно гордиться, зачастую сами живут за чертой бедности.

Есть ли вообще возможность сделать нашу жизнь осмысленной — без «ржачки» и «жрачки»? Как оторвать народ от беспробудного пьянства или бездуховной погони за дензнаками? Самое время, казалось бы, вспомнить о подлинных культурных ценностях. Помните, что говорит герой Леонида Филатова в фильме «Забытая мелодия для флейты»? «Беда нашего искусства заключается в том, что им всегда управляли». Но ведь и управление «управлению» рознь. Культуре нужна государственная поддержка — без нее она вырождается, превращается во всем известный низкопробный ширпотреб. Очевидно также, что сегодня эта поддержка не только недостаточна, но и неправильна. Благодаря известному «формульному подходу», по которому распределяются средства для городов и райцентров, культуре на местах достаются лишь жалкие крохи. И если она еще жива в столице, то на местном уровне — гибнет.

Средств для решения этой проблемы немного, но они есть — либо государственные деньги использовать очень эффективно, либо разрабатывать свои, местные программы. Несомненно, учитывая рыночные отношения, надо искать способы привлечения дополнительных средств. Это может быть рациональное использование «культурных» помещений, сдача их в аренду, участие в проектах и конкурсах, и т.д., и т.п. Вопрос только в том, кто реально у нас на Кировоградщине будет этим заниматься? Зам «по гуманитарным вопросам», которого давно нет?..

В условиях нынешних реалий бизнес тоже не должен оставаться в стороне от проблем села. Сегодня, когда в Украине уже закончился процесс первоначального распределения капитала, наша страна становится похожей на Россию конца ХIХ — начала ХХ века: появляются меценаты — богатые люди, готовые поделиться с бедными. Это хорошо. Но вся беда в том, что зачастую культура в их понимании — это какое-то отдельно взятое мероприятие на большой сцене, и они с удовольствием вкладывают в него деньги. Их можно понять — зрелища и прибыли нужны здесь и сейчас. А не где-то в глубинке и через долгие годы. Но ведь многие новые украинцы когда-то вышли из этой самой глубинки. А потому, наверно, стоило бы сельским головам напомнить своим землякам об этом и не постесняться попросить о помощи…

У автора письма, как говорится, «болит». И он безоговорочно прав в том, что наболевшие культурные вопросы нужно решать безотлагательно. И сколь бы долгой и кропотливой ни оказалась эта работа, она принесет свои плоды. Вложенные средства окупятся и дадут результаты, которые нельзя будет оценить в одних лишь деньгах.

Добавить комментарий