«Если за уши не тянуть — толку не будет»

В нем удивительным образом уживаются певец и педагог, а теперь еще и политик. Но прежде всего он, конечно, артист… Все, кто хоть один раз побывал на концерте заслуженного артиста Украины Сергея Демина, сразу отмечают его яркий талант. В исполнении Демина лирические композиции удивительным образом сочетаются с динамично-зажигательными мелодиями, а все спетые им романсы полны какой-то внутренней драматургии. А еще маэстро не изменяет своей традиции — каждый год радовать женщин в их главный весенний праздник, всякий раз подтверждая высокое звание любимца прекрасной половины человечества. В этом году солист областной филармонии Сергей Демин отметил свой пятидесятилетний юбилей…

Демин о себе

«Я родился на родине Чехова — в Таганроге Ростовской области. Поддавшись желанию стать самостоятельным, 17-летним пареньком переехал в Кировоград — вслед за старшим братом, который попал сюда по распределению после окончания Донецкой консерватории, тогда Донецкого института искусств. Поступил на музыкально-педагогический факультет Кировоградского пединститута». Собственно, с того времени семья Деминых и пустила здесь свои корни. По окончании вуза молодой педагог получил направление в одну из школ Компанеевского района, затем переехал ближе к областному центру — в Кировоградский район.

Все это время, начиная с беззаботных студенческих лет, Сергей участвовал в самодеятельности, пел в различных коллективах — от вокально-инструментальных до рок-групп. Очень хорошо запомнил свою первую сцену — в ДК Октября. Был в те времена такой клуб на улице Ленина. Коллективы, с которыми работал начинающий артист, тогда регулярно становились лауреатами всевозможных конкурсов и фестивалей, а на первых страницах местных газет все чаще стали появляться фотографии молодого Демина. До сих пор он бережно хранит у себя и свои первые заслуженные призы — вазы, настенные тарелки, хрустальные пепельницы…

С января 1980 года Демин работает в областной филармонии и уже четвертый год вновь совмещает насыщенную творческую деятельность с не менее трудоемкой педагогической — только теперь преподает эстрадное пение на факультете искусств Кировоградского педуниверситета. В 90-х годах солист областной филармонии был депутатом двух созывов Ленинского райсовета в Кировограде. «Понятно, что тогда все вопросы решались совершенно иначе, — признается мой собеседник. — Сейчас, с возрастом, начинаешь понимать, что коль ты там, во власти, то нужно во все процессы вникать глубже, пропускать все через себя…»

Демин и политика

— Сергей Петрович, ваш очередной приход в политику — это, скорее, дань моде?.. (Сергей Демин — депутат горсовета нынешнего созыва — авт.)

— О чем вы говорите? Может быть, в столице быть поющим депутатом — это и модно, но нам здесь при всем желании такой пиар ничего не даст. Ни плохого, ни хорошего. Не было такого дня, чтобы я 20 раз кому-то руку не пожал или 40 раз не кивнул головой, пока дойду от университета до маршрутки. Так о какой моде и о какой славе здесь можно говорить? Что конкретно дает депутатство в горсовете для моей сценической деятельности? Абсолютно ничего. Зато отбирает много личного времени, приходится приостанавливать учебный процесс, жертвовать еще чем-то… Просто хочется, чтобы результат нашей депутатской деятельности в этот раз не обманул надежды избирателей.

— Как оценить, с точки зрения человека, имеющего непосредственное отношение к массовой культуре, все, что нынче происходит в горсовете?

— Мне очень досадно, что сейчас всё происходит именно так. Но дело в том, что сценарий сегодняшних разборок в горсовете был написан уже давно, и все попытки его пересмотреть никак не увенчаются успехом. Вернее, попытки есть, и есть движение в нужную сторону, но не видно режиссерских поправок, или они едва заметны. Если же глобально говорить о том, что происходит в городе в последнее время, то каждому видно, что изменений к лучшему очень мало. В свете предстоящего повышения тарифов о какой справедливости, за которую «варто боротися», мы можем рассуждать? Такое впечатление, что справедливости как таковой либо нет вообще, либо она у каждого своя. Вот сейчас владельцы маршруток заявляют о своих правах самостоятельно повышать тарифы на проезд, без согласования с исполкомом. Следом другие повышают тарифы на газ, третьи — на тепло, четвертые — на электричество, а пятые — еще на что-то. Почему же мой концерт тогда стоит по-прежнему? Я ведь тоже участник всех этих платежных операций, плачу и в маршрутке, и за все остальные блага? Я считаю, должна быть справедливость, оправданная для всех.

Демин — музыкальный эксперт

— Дайте вашу оценку состоянию современной отечественной эстрадной культуры, скажем, в сравнении с советским периодом.

— Есть такой канал на радио-FM — «Ностальжи». Вслушайтесь в эти песни, в них — шикарная гармония, хотя в одной композиции нередко перекликаются до трех-четырех тем. И эти песни сами собой стали народными. Но тогда, признаться, и времена, и люди были другими. Вот уже три года я работаю с молодежью. Готовясь к занятиям, я подбираю и загоняю себе в компьютер фонограммы, которые мне ближе по вкусу, по музыке и тексту, по состоянию души. Пытаюсь этот настрой передать студентам. Могу сказать, что во многих из них развивается желание учиться, так называемое музыкантство. Но есть и такие, для кого, кроме «Арии», нет других исполнителей. Я согласен — прекрасный коллектив, мы когда-то с ним пересекались на гастрольных маршрутах, принимали участие в одних фестивалях. Но нельзя же учить только это, как нельзя учить только Баха или только Моцарта! Музыкант, как и слушатель, должен развиваться и, лишь имея какую-то базу, отдавать чему-то предпочтение, делать выбор осознанно. А наша молодежь зациклена — на компьютерах, на современной попсе… Притом, что сейчас тоже пишут хорошие песни, хватает в музыке также откровенной пошлости и хамства…

— Сколько ни играй широким народным массам Шуберта и Шопена, а все равно ту же самую «Мурку» будуть петь за каждым столом и принимать в самых больших залах. Так какое же искусство нужно людям?

— Все зависит от менталитета каждого человека в отдельности. Хотя есть и объективные причины. Я думаю, что в период становления независимости Украины был упущен такой важный момент, как воспитание детей и молодежи. А ведь с тех пор прошло уже столько времени, и выросло уже не одно, а несколько поколений, которым и вспомнить-то толком нечего. Вот из своего детства я помню, что у нас не было большого выбора телевизионных программ. И была одна радиоволна. Тогда мы слушали радиоспектакли, всевозможные литературные композиции, поэзию, прозу… По телевизору практически через день звучала опера, играл симфонический оркестр. Кто бы там что ни говорил о тех временах, но был все же в той идеологии воспитательный момент. Сейчас для этого, как минимум, нужно найти канал «Культура». Но кто его будет искать, если очередной сериал надо досмотреть?

А что касается той же «Мурки»… Есть определенный слой людей, который ничем другим, как только бравадой и бахвальством, выделиться не может. Такие сейчас, к сожалению, часто встречаются. И даже в том зале, откуда я только что пришел (из сессионного зала горсовета — авт.), с удовольствием бы попели эту песню. Я уже не говорю о чистоте языка, который там иногда приходится слышать…

— Надо ли вообще тянуть людей за уши к высокому искусству? При современном развитии высоких технологий, если человек им заинтересуется, он и сам к нему приобщится…

— Знаете, я, как, впрочем, и многие мои коллеги, всегда с благодарностью вспоминаю своих родителей. Как только по телевизору звучала скрипка или другой инструмент, мама с папой находили меня, где бы я ни был, и за уши вели к телевизору. И я сидел, слушал и смотрел. Бывало, иду в музыкальную школу, тащу скрипку, а рядом пацаны в футбол играют. Мне что, не хотелось погонять мяч? Скрипкой дразнили. Но ничего — пережил. Родителям ведь тоже нелегко приходилось. Отец работал кузнецом на заводе, мать — прачкой в детском саду, а инструмент за полтысячи советских рублей мне все же купили. Они ведь как рассуждали? Будет из дитя что-то или нет — время покажет. Но нельзя давать ему в детстве возможности решать самостоятельно, потому что, как ни крути, а выберет он все равно улицу. Я тоже так считаю: если за уши не тянуть — толку не будет. И это касается не только музыки.

— Не расходится ли с вашим видением музыкального искусства то, чему вы учите своих студентов?

— Вы можете меня сейчас упрекнуть в том, что я здесь говорю о возвышенном, а сам учу студентов эстрадному пению. Пусть правильно поймут меня коллеги, в общем-то, меня уже давно приглашали преподавать, но я боялся. Брат уговорил… Проблема в том, что сейчас даже у тех, кто, повзрослев, хочет серьезно заняться музыкой, нет соответствующей базы, нет классического музыкального воспитания. Решили однажды на семейном совете, мол, поступлю на музпед, потому что пою хорошо. И действительно, многие сейчас поступают исключительно благодаря своим вокальным данным. Потому что у нас тоже кризис жанра, нам нужны студенты, поэтому и вынуждены уже который год принимать людей без музыкального образования, учитывая лишь их природный талант. Пусть хоть такие идут… И уже на месте пытаемся им дать какую-то классическую базу. Безусловно, есть среди них и талантливые ребята, которые уже к третьему курсу начинают удивлять. Самых талантливых из них всего через полгода пытаюсь выводить на сцену. Они должны иметь надежду на то, что учатся не только ради оценки, что их творчество кем-то будет востребовано.

— О присутствии кировоградцев на большой сцене мы знаем в основном по нескольким фамилиям — Крутой, Забиляста, Поплавский, Кобзон. А кто еще представляет наш регион на музыкальном олимпе, в том числе и за границей?

— Кировоградцы, как правило, если уезжают, то назад уже не возвращаются. И это касается всех жанров искусства — музыки, танца и т.д. Из консерваторских городов к нам молодых музыкантов тоже уже не направляют. Поэтому у нас нет даже профессионального симфонического оркестра, от нас уехали многие скрипачи.

Многие фамилии у меня поистерлись из памяти, но хорошо помню наш камерный оркестр образца 93-94-х годов, которым руководил Наум Качко. Половина оркестра выехала за границу — в те же Штаты, Германию, Польшу. Юра Соколовский, талантливый скрипач, уехал в Ужгород, создал там свой камерный коллектив. В Питере живет наш земляк Олег Погудин — драматический актер, больше известный как исполнитель русских романсов. Недавно по телевидению он выступил в программе «Рожденные в СССР», хороший был концерт. Как не вспомнить Неонилу Крюкову? Она сейчас живет в Киеве, мастер художественного слова… Но это и естественно, если люди талантливы, то они везде нужны…

Добавить комментарий