Около 191 млн. грн. составляют как доходная, так и расходная части городского бюджета Кировограда на 2006 год, принятого городским советом накануне Нового года. Это на четверть больше по сравнению с бюджетом прошлого года.
Последнее пленарное заседание года и семнадцатой сессии состоялось 30 декабря. В воздухе витал привкус праздника: томились в кулуарах сессионного зала ряженые сказочными персонажами артисты (мобилизованные для новогодних поздравлений депкорпусу городским отделом культуры), а сам депкорпус явно спешил, чтобы принять поздравления друг от друга уже вне стен сессионного зала.
Первоначально совет намеревался ограничить повестку дня только пятью вопросами. Ради этого депутаты решили даже пожертвовать рассмотрением прокурорских протестов, в очередной раз перенесенных с предыдущего заседания на следующее. Собственно, все сроки по ним уже истекли, но… кому же хочется портить настроение себе перед праздником? Лучше испортить в очередной раз настроение прокуратуре… Однако в полной мере реализовать эти «благие намерения» не удалось. Как обычно выяснилось, что и повестка нуждается в дополнениях «с голоса», и сами ее пункты требуют уточнений и дополнений. Словом, и с театрализованным, и с кулуарным поздравлениями пришлось несколько повременить.
Главным пунктом повестки, бесспорно, стал бюджет-2006. Хотя, как оказалось, не вполне бесспорный.
По оценке Любови Бочковой, начальника финуправления, расходная часть бюджета-2006 на 25% превышает аналогичный показатель 2005 года. Сделана и существенная оговорка: в сравнении не с первоначально принятым бюджетом-2005, а вместе со всеми проведенными в течение прошлого года корректировками в сторону увеличения. И это еще не все: в принятой редакции нет (пока) субвенций, которые город должен получить из областного бюджета: на проведение выборов, обеспечение инсулином больных сахарным диабетом и так далее. То есть бюджет будет лучше прошлогоднего, но, по большому счету, «лишних» денег ни в каком бюджете не бывает. По оценке Л.Бочковой, например, было бы неплохо получить из областного бюджета средства на продолжение работ по газификации городских микрорайонов. Однако и те статьи расходов, которые город намерен финансировать без помощи области, не обошлись без споров.
Первый из них возник вокруг предложения, которое сделал депутат-«бютовец» Игорь Волков. По его мнению (весьма справедливому!), горсовету, численный состав которого возрастет в этом году до 76 депутатов, пора перестать уподобляться школьникам, тянущим на уроках руки вверх: настало время оборудовать наконец сессионный зал системой электронного голосования, благо, средства на реконструкцию зала под новую численность депкорпуса в бюджете заложены. Указал депутат и статьи бюджета, из которых, по его оценке, можно извлечь необходимые для этого 300-350 тысяч гривен. Первым, кто парировал это предложение, стал мэр, мотивируя свои возражения необходимостью строить газораспределительный пункт для городского района Завадовка. Кто спорит — строить нужно, но голосовать, как на базаре, депутатам не пристало… В результате предложение депутата Волкова совет не поддержал — и зря.
Другим предметом спора стало предложение о выделении средств (в размере 20-30 тысяч гривен) для завершения работ по облагораживанию сквера перед синагогой, где в конце прошлого года торжественно был открыт памятный знак жертвам Холокоста. Против этого немедленно выступила депутат Касьянова — руководитель управления жилкоммунхоза. По ее оценке, жилкоммунхозу и без того не хватает средств, а у сквера как-никак имеется собственник, которому следовало бы завершить работы собственными силами. Но это возражение мэр не принял. И понятно почему: Николай Чигрин, выступая на открытии памятного знака, обещал еврейской общине помощь городской власти в дальнейшем обустройстве сквера, — надо держать обещания…
А вот три программы, предложенные вновь созданной фракцией «Блок Владимира Литвина» (в которую вошли секретарь совета Николай Цуканов и депутаты Кролевец, Мильто, Крившенко, Ануфриев), споров не вызвали.
Первая из них предусматривает развитие Центральной библиотечной системы Кировограда. Не секрет, что ни одна из библиотек ЦБС, кроме, собственно, центральной городской, не оснащена компьютерной техникой и не имеет, соответственно, выхода в Интернет. А кроме того, ЦБС испытывает постоянные трудности и с пополнением книжного фонда, и со многим другим. Вторая программа направлена на развитие школьного спорта. Для обоснования программы фракция привела цифры, полученные в Кировоградском военкомате: из 3726 прошедших медосмотр допризывников сняты с воинского учета — 23, непригодны к службе в мирное время — 476, требуют лечения — 393, состоят на диспансерном учете (либо обращались в психиатрическую лечебницу) — 2148, а призвано только 313. Третья программа предусматривает организацию социальной работы для молодежи по месту жительства. Ее цель — уберечь молодежь от влияния преступной среды: число подростков, в том числе допризывников, совершивших преступления или находящихся под следствием, тоже, увы, измеряется сотнями… Но решающим фактом для поддержки программ все-таки, видимо, стала не их социальная важность, а реплика мэра — средства под них в бюджете уже предусмотрены: 89 тыс. грн. — для ЦБС, 100 тыс. — на школьный спорт, 50 тысяч — на социальную работу по месту жительства. Много ли это?.. Пожалуй, нет.
При голосовании за проект бюджета-2006 неожиданно возникла путаница с подсчетом поднятых «за» рук (лишний раз подтверждая своевременность сделанного депутатом Волковым предложения об электронной системе). Но в конце концов бюджет-2006 был принят. Жизнь в Кировограде в новом году станет лучше и веселей — примерно на одну четверть. Пожелали того же городу и городской власти и допущенные наконец в сессионный зал артисты в новогодних костюмах.