Протестировать, подготовить и обучить

Хорошие педагоги нужны всегда и в любом государстве. Именно они во многом отвечают за то, в какую сторону будет меняться наше общество, активно участвуя в формировании личности, закладывая основы общих знаний.

В Кировоградском педагогическом университете им. Винниченко, где учат будущих учителей, хорошо понимают ответственность, возлагаемую государством на коллектив ВУЗа, — ответственность за то, кто, как и чему будет учить наших детей завтра, за качество будущей смены работников учебных заведений всех уровней.

Хорошо там понимают и то, что, как театр начинается с вешалки, так университет начинается с подготовки будущих абитуриентов. Уже много лет при университете работает педагогический лицей, выпускники которого учатся сейчас не только в КГПУ, но и во многих других престижных высших учебных заведениях страны. Кроме того, в университете ежегодно набираются группы для обучения на подготовительных курсах для поступающих в ВУЗ. По традиции особое внимание уделяют тем будущим абитуриентам из районов, особенно из сельской местности, которые вскоре будут поступать по целевым направлениям райуно, ведь ни для кого не секрет, что проблема укомплектованности сельских школ квалифицированными педагогами по-прежнему стоит очень остро.

Ввиду важности вышеперечисленных вопросов несколько лет назад в КГПУ им. Винниченко, в соответствии с программой работы с учениками школ области, стартовал эксперимент по проведению пробных тестов для потенциальных абитуриентов. Не стал исключением и 2006 год — 10 января около 350 школьников из районов прошли пробное тестирование.

Во время беседы с журналистом «УЦ» декан факультета довузовской подготовки КГПУ Валентин Вовк рассказал о том, какие цели преследует эксперимент, о его дальнейших перспективах, и не только об этом.

— Целью проведения тестирования является в первую очередь определение уровня подготовки наших будущих абитуриентов. На основании полученных данных мы можем планировать их будущую подготовку — курсы, всевозможные консультации… В первую очередь мы уделяем внимание тем, кто получит целевые направления, — ведь их потом обязаны будут трудоустроить, это наша будущая база, и мы на них рассчитываем. Именно сельских детей нам нужно будет особенно основательно готовить к вступительным экзаменам, в городе уровень образования намного выше.

— Является ли данный эксперимент неким подготовительным шагом к введению системы общего тестирования, которая, скорее всего, будет-таки введена в Украине в рамках ее вступления в Болонский процесс?

— Да, конечно. Тестовая система сдачи вступительных экзаменов введена в нашем ВУЗе несколько лет назад, на все специальности, кроме хореографии, иностранных языков, где нужно показать уровень владения определенными навыками. И, конечно, она должна совершенствоваться — уровень компьютеризации пока не позволяет университету проводить тестирование в электронном режиме, что могло бы существенно сократить затраты сил и времени на оценивание результатов, пока все делается на бумаге. На сегодняшний день существуют методические пособия, рекомендации, по которым будущие студенты могут готовиться.

В основу методики положены тестовые задания, разработанные нашими специалистами, хотя мы учитывали и зарубежный опыт. Наша главная задача — получить исчерпывающую информацию об уровне подготовки будущих абитуриентов, для чего использовались разные формы, например, для будущих географов — тесты с географической картой, учитывалась специфика каждой специальности.

Тесты — трехуровневые, есть легкие, средние, тяжелые задания, соответственно начисляются баллы, составляется рейтинг, определяется проходной балл.

На уровне региональных центров тестирования, которые будут созданы в будущем, тесты, конечно, будут стандартизированы. Хотя составляться они будут на основе тех же школьных программ и программ вступительных экзаменов, утвержденных министерством, на которые опирались и мы.

— Ваше мнение как педагога: каковы плюсы тестовой системы, есть ли у нее минусы и какие именно?

— Есть и плюсы, и минусы. Нельзя сказать, что тестовая система — однозначно лучше. Она более оперативна, более объективна — нет непосредственного контакта между преподавателем и студентом, «нравится-не нравится». С другой стороны, она не для всех специальностей подходит — когда речь идет об иностранных языках, играет роль, в частности, качество устной речи, произношение, для педагогов важно умение абитуриента говорить, излагать мысль, вести себя и так далее. Поэтому экзамены по некоторым специальностям у нас состоят из двух частей — собственно тестирование и собеседование, специализированный конкурс.

— Что вы можете сказать о результатах недавнего тестирования, какова оценка общего уровня будущих абитуриентов?

— В целом ситуация такая: с каждым годом уровень подготовки старшеклассников, к сожалению, снижается. Но, с другой стороны, отрадно то, что к нам идут наиболее подготовленные из них. Мы стараемся их подтянуть за счет подготовительных курсов, популярность которых с каждым годом растет, к нам даже из других городов приезжают — на курсы. Это радует.

— Что в перспективе?

— Мы следуем распоряжениям министерства, а оно уже решило полностью перейти на тестирование, причем в ближайшее время. Возможные трудности связаны в первую очередь с финансированием — необходима техническая база, нужно разработать специальные программы — к сожалению, пока средств на все это не выделяется, все делается на энтузиазме. А ведь любое нововведение должно быть профинансировано — мы должны и со временем будем работать так же, как весь мир. Хотя — далеко не все ВУЗы Европы вошли в Болонский процесс. Как раз наиболее престижным, авторитетным университетам он и не нужен — специалисты с их дипломами и так всегда будут востребованы. Так же и мы должны учитывать свою специфику и отстаивать свои интересы. Брать лучшее, сохранять свое…

Справка «УЦ»: О том, как проводится тестирование абитуриентов в США, где эта система давно и прочно укоренилась, корреспонденту «УЦ» рассказала кировоградка Елизавета Снисаренко, которой в свое время довелось пройти SAT (Scholastic Assessment Test), так называемый «тест готовности к обучению в высшей школе». Первые версии SAT были разработаны еще в 20-х годах прошлого века для того, чтобы дать колледжам возможность сравнивать достижения выпускников разных школ, программы и система оценивания в которых существенно различаются.

Тестирование проводится в зданиях специальных центров (там, где они есть), там, где их нет, — в основном в небольших населенных пунктах — просто в одной из школ.

SAT представляет собой некий сборник тестов по всем базовым школьным предметам — математике, английскому языку и прочим. По словам Елизаветы, уровень сложности заданий для нашего старшеклассника, который нормально учился в школе, элементарен. Например, задания по алгебре и геометрии — на уровне 7-8-го классов украинской средней школы, практически все они имеют варианты ответов.

Тестирование длится 3 часа, работы проверяет компьютерная программа. Результаты доставляют почтой в течение месяца. От 100% до 90% правильных ответов — уровень А, от 90% до 80% — В и так далее. Регистрируясь для прохождения теста, необходимо заполнить поле «рассылать/не рассылать мои результаты по ВУЗам страны». Выбрав вариант «рассылать», выпускнику остается только ждать письма из того ВУЗа, который заинтересуется его кандидатурой в качестве абитуриента. Правда, чтобы поступить в большинство серьезных заведений, одного SAT мало, хороший результат его прохождения — только необходимое условие, при наличии которого абитуриент допускается к собеседованию или сдаче вступительных экзаменов.

SAT — не «универсальный вступительный экзамен», а лишь независимая экспертиза уровня знаний. Скорее всего, нечто подобное ожидает и Украину, и нельзя сказать, что это совершенно ненужное нововведение. Ведь ни для кого не секрет, что далеко не все сегодняшние медалисты действительно достойны своих наград, и не все аттестаты отражают реальные знания.

Добавить комментарий