Этот человек считает, что экономикой должны заниматься не политики, а ученые; что национальная энергетика — не разменная карта в политических торгах, а важнейшая отрасль государственной безопасности; что Кировоградщина за счет собственного потенциала способна в полном объеме обеспечить энергоресурсами не только Украину, но и Европу. Вчера он стучался в закрытые двери министерских кабинетов, а ныне по его программе будет работать правительство. А в том, что наша страна продолжает принципиально отстаивать собственные державные интересы в украино-российском газовом конфликте, есть и весомый личный вклад доктора экономических наук Василия Ковальского.
Досье «УЦ»: Ковальский Василий Степанович. Родился 21 октября 1955 года в г. Копейск Челябинской области в семье шахтера, украинец. В 1973-м году окончил Киевскую республиканскую физико-математическую школу-интернат, в 1979-м — Киевский институт инженеров гражданской авиации. Работал инженером отдела горюче-смазочных материалов КВЛУГА. 1980-83 гг. — очная аспирантура этого же института; защитил степень кандидата технических наук; специализация — применение авиации в сельском хозяйстве. 1991-94 гг. — очная докторантура этого же вуза; защитил степень доктора экономических наук; специализация — экономико-математическое моделирование. 1992-94 гг. — генеральный директор НПО «НИБАС». 1994-98 гг. — директор совместного украино-российско-голландского предприятия «ГЛУРС-нефтепродукт». Депутат Кировоградского городского совета народных депутатов 22-го созыва (председатель комиссии по вопросам экономико-социального развития и бюджета). Президент ФК «Зирка НИБАС» (в этот период команда впервые в истории Кировоградщины вышла из второй в высшую лигу). 1998-2000 гг. — президент АО «Корпорация интегрированных агропромышленных предприятий Украины». 2000-2003 гг. — председатель правления НПО «УкрРапс». С 2003-го — заведующий отделом экономико-инновационных технологий производства альтернативных видов топлива Объединенного института экономики НАН Украины. С 2004-го — профессор кафедры международной экономики КНТУ. С 1991 года работает над поиском путей разрешения проблемных вопросов в сфере энергетической безопасности Украины (руководитель разработок государственных программ выращивания и переработки рапса, развития производства биодизельного топлива в Украине на период до 2010 года, внедрения экономико-инновационных технологий производства альтернативных видов топлива). Женат. Отец двоих детей. Член КОО партии «Батькiвщина».
— Василий Степанович, как вы оцениваете объективные и субъективные причины обострения украино-российских взаимоотношений по вопросу поставок и транзита газа? Вполне вероятно, что вслед за возникновением газового конфликта Украину ждет и новый бензиновый кризис… Какие шаги в связи с этим уже сейчас следует предпринять украинскому правительству?
— Как известно, главными поставщиками нефти и газа в Украину на сегодняшний день являются Россия и Туркмения. А учитывая, мягко говоря, не совсем одобрительную позицию этих стран к нынешней украинской демократии, вопрос национальной энергетической безопасности Украины, а именно ее сегодняшняя зависимость от импорта нефти и газа, по сути адекватен вопросу — быть или не быть суверенной демократической украинской державе. Сейчас же уровень энергетической безопасности Украины значительно ниже соответствующего уровня США и стран ЕС, поскольку зависимость нашей страны от импорта нефти составляет около 75-84%! Поэтому Украина, ориентируясь на членство в ЕС, должна, в соответствии с нормами этой организации, к 2010-му году вырабатывать свыше 520 тысяч тонн энергии из альтернативных источников… Об этом я писал в пояснительной записке к проекту постановления Кабмина «О неотложных мерах относительно национальной энергетической безопасности Украины»…
— Как известно, ваша — государственная — программа по разработке таких источников на этой неделе принята Кабмином…
— Во-первых, «Программа развития производства биодизеля в Украине на период до 2010-го года», разработанная под моим руководством отделом экономико-инновационных технологий производства альтернативных видов топлива Объединенного института экономики НАН Украины, является одной из трех программ, внедрение которых зафиксировано Законом Украины, подписанным Президентом Украины от 18.10.2005 «Об основных принципах государственной аграрной политики на период до 2015 года». Во-вторых, на необходимость ускорить ее реализацию указывается в постановлении Верховной Рады. Ведь наши исследования показали, что в результате разработок альтернативных источников топлива Украина на ближайшие пятьдесят лет может обеспечить собственными энергоресурсами не только национальную экономику, но и потребности стран Европы! Кроме того, рапс, используемый для производства биодизеля, может быть использован для рекультивации загрязненных, в том числе и в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, земель. Добавьте сюда полное обеспечение АПК страны качественными комбикормами и возможность их импорта, значительную экономию при производстве угля (около 9 млрд. долларов США), ежегодное увеличение валового внутреннего продукта почти на 15 млрд. гривен и дополнительные поступления в бюджет в размере свыше 1,6 млрд. гривен!
Однако практика принятия в Украине подобных программ на законодательном уровне показывает, что, как правило, они встречают если не прямое противодействие, то блокировку либо самих нефтетрейдеров, либо их лоббистов в правительстве. Судите сами: нынешний министр финансов Виктор Пинзеник считает, что такие программы должны осуществляться за счет …частных инвестиций! Да, программа все-таки принята, но Минфин полностью выхолостил главное в данном проекте — конкретный механизм его финансирования, который также был нами разработан!
— Возможно ли даже при этих условиях реализовать вашу разработку на местном уровне?
— Да, для этого я и намерен баллотироваться в областной совет. Ведь даже на областном уровне возможно частично объединить материально-финансовые базы советов всех уровней плюс базы предприятий и создать фондовый рынок, выпустить ценные бумаги, которые будут ходить и на мировом рынке и служить в качестве залоговых гарантий для потенциальных инвесторов. А они, в свою очередь, будут вкладывать деньги в строительство комбината по производству биодизеля, что предусмотрено данной программой: при формировании уставного фонда концерна со смешанной формой собственности возможно привлечение около миллиарда гривен!
Кроме того, я заканчиваю разработку государственной программы по добыче и переработке горючих сланцев и концепцию государственной же программы переработки их в синтетическую нефть. Ведь — если говорить конкретно о Кировоградской области — еще в 60-х годах прошлого века на Кировоградщине было открыто одно из самых крупных в мире месторождений горючих сланцев — Бовтышское (Александровский и Знаменский районы), запасы которого составляют около 4,5 млрд. тонн. Расчеты показывают, что такой объем может полностью перекрыть потребности Украины в газе, бензине и дизтопливе на следующие 50-60 лет, тогда как запасов нефти при нынешних темпах добычи в мире осталось на 30-40 лет! Пока же местные чиновники совершенно игнорируют опыт и расчеты ученых и составляют абсолютно абсурдные программы с красивыми названиями, как-то принятая уже новой властью «Инновационно-инвестиционная модель социально-экономического развития региона», где главным источником доходов служат не отчисления предприятий, а …подоходный налог с граждан!
— Но экономикой по-прежнему продолжают заниматься главным образом политики…
— Да, и в этом плане, безусловно, наиболее принципиальной политической силой является Блок Юлии Тимошенко, в чьем программном манифесте, с чем я целиком и полностью согласен, одним из трех китов национальной энергетики указаны именно альтернативные источники энергии. Как видите, правоту политиков, категорически считающих вопрос энергетической безопасности страны важнейшей составляющей национальной безопасности Украины, подтверждает в том числе и сегодняшняя ситуация во взаимоотношениях Украины и России…