Энвер Измайлов: «Моя мечта – не видеть слез»

Для Кировограда это был шикарнейший подарок, о котором можно было разве что мечтать. На сцене театра Кропивницкого выступал легендарный джазовый гитарист, звезда, без преувеличения, мирового масштаба Энвер Измайлов.

Справка «УЦ». Гитарист Энвер Измайлов вырос и стал музыкантом в Фергане (Узбекистан), где самостоятельно обучился игре на электрогитаре и затем самостоятельно изобрел тэппинг – прием игры, при котором пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом или щипком по ним. В музыке Энвера соединяются импровизационное начало и элементы музыкального фольклора как народа крымских татар, к которому он принадлежит, так и других народов.

«Как такое стало возможным? Где Кировоград, а где Измайлов?» – задавались вопросом после концерта зрители, покидавшие театр ошеломленными и счастливыми. Отвечаем: это стало возможным исключительно благодаря директору театра Владимиру Ефимову, его дружбе с Сергеем Крашенинниковым, джазовым музыкантом, пианистом, организатором фестивалей джазовой музыки и руководителем коллектива Cherkasy Jazz Quintet. И за это им обоим огромное спасибо!

Сергей Крашенинников со своим квинтетом выступил в начале концерта. Как всегда, скромно заметил, что коллектив играет на разогреве звезды. Так же Cherkasy Jazz Quintet разогревал представителей классического американского джаза с Мэвис Сван Пул и Арком Овруцким, швейцарский Plaistow с концептуальной музыкой, совсем недавно – Brazil Bossa Nova Quartet с Маушей Аднет и Дудукой да Фонсекой. И теперь, в заключение (это был последний джазовый концерт в этом году) – Энвер Измайлов.

К огромному сожалению, кировоградцы, наверное, еще не совсем готовы к музыке такого уровня. В зале на всех концертах было достаточно свободных мест. В который раз задаемся вопросом: почему не приходят на концерты студенты музпеда, учащиеся музучилища, преподаватели, рок-музыканты? На последнем концерте из местных гитаристов были замечены только двое. А где руководители всех рангов, считающиеся представителями интеллигенции? Ах да, в одно время и в одном месте их может собрать только Стас Михайлов…

А теперь – о маэстро Энвере Измайлове. Передать словами услышанное и увиденное невозможно. Даже видеозаписи его выступлений нельзя сравнить с действом на сцене, увиденным воочию. Во-первых, живой звук, что всегда является выигрышным. Во-вторых, сам Энвер, который говорил с залом, шутил, рассказывал анекдоты и благодарил за внимание. В-третьих, его руки. Манера игры сродни волшебству, шаманству. Одна электрогитара звучит то как оркестр, то как рок-группа, то как хор. Он извлекает из инструмента такие звуки, что кажется, будто за кулисами прячется еще десяток других инструментов.

В Кировограде Энвер не играл джаз в чистом виде, концептуальный. Видимо, понял, что перед ним зритель, не искушенный в этом стиле музыки. Исполненные композиции были популярными, узнаваемыми, но что он с ними вытворял! Его долго не отпускали, еще и еще раз вызывали на «бис». А он играл и после каждой композиции извинялся за то, что задерживает, что вечером будут показывать футбол, а он занимает внимание зрителей. Энвер Измайлов, вошедший в сотню величайших гитаристов всех времен и народов, извинялся перед кировоградцами! До сих пор не верится.

И тем более не верится в то, что мы с ним сидели в гримерке друг напротив друга и беседовали. Простой, доступный, шутил и смеялся и так же шутя позировал перед фотокамерой.

– Энвер, в одном из интервью вы сравнили гитару с женщиной. В чем сходство – в форме, содержании или отношении к ней?

– А вы разве не обращали внимание? Посмотрите на гитару и на женщину, они ведь и правда похожи. Но, в отличие от женщины, гитара непритязательна, ей не надо делать дорогие подарки, что позволяет экономить средства. (Смеется). Но, заметьте, женщину с гитарой не сравнивают, а гитару с женщиной – да.

– Почему вы никогда больше не будете играть на фаготе, ведь с него начинался ваш путь в музыку?

– Не хочу. Нельзя объять необъятное.

– О вас говорят, что вы – гражданин мира. А можно быть патриотом мира?

– Зачем? Если ты гражданин мира, то у тебя нет никаких врагов, неприятелей, и патриотизм отпадает сам по себе. Перед кем проявлять патриотизм? Перед инопланетянами? Это из области фантастики. И если такое время настанет, всем землянам придется быть патриотами. Но понятие «патриот» не всегда имеет положительный оттенок. Есть «патриоты», которые во имя своих убивают других.

– Что такое хорошая музыка? Как ребенку привить любовь к хорошей музыке?

– Музыка – это одно из средств воспитания человека. А потом она становится хобби, призванием или профессией. Помните, как в фильме «В бой идут одни “старики”» говорили: «Пилотом можешь ты не быть, но музыкантом быть обязан». Каждый человек внутри должен быть музыкантом.

К сожалению, у нас сложилось так: что народу первый раз дадут надкусить, то ему и нравится. Особенно это касается молодых людей, они же неискушенные. Еще говорят: что посеешь, то пожнешь. Будут родители слушать шансон – ребенок тоже будет слушать шансон. Или классику. Это зависит от среды обитания.

– Что влияет на ваше вдохновение – состояние души, время года, погода?

– Всё из перечисленного влияет. Когда идет дождь – не хочется выходить из дома. А дома надо чем-то заниматься. Я пишу музыку. А когда солнечная погода – хочется выйти на улицу. Музыку в такие моменты я не пишу, но что-то впитываю, придумываю, чтобы написать потом, в дождливую погоду.

– Но говорят, что, когда творческий человек страдает, он вдохновляется.

– Когда страдаешь – не до творчества.

– А если это неразделенная любовь?

– Все равно не напишешь. Потом – может быть…

– У вас много титулов: заслуженный, народный, влиятельный, гениальный и другие. Это большая ответственность. Как вы справляетесь?

– Да я этому особого внимания не уделяю. И я не такой известный, как поп-звезды, которых все время по телевизору крутят. А те, кто любит джаз, – нормальные люди, им чужда фанатичность. Им присущи взаимное уважение и интеллигентность. Что касается поп-звезд, то вы же понимаете, что иногда на концерты приглашают специальных людей, чтоб они там кричали для картинки на телевидении. Мне кажется, что этот фанатизм – своего рода розыгрыш, реклама. Хотя для создания ажиотажа все средства хороши. Но это не для меня.

– Музыкант должен читать литературу, смотреть хорошее кино, ходить в театр?

– Вы знаете, на самом деле я уже давно перестал читать книги и смотреть кино. И не хочу. А в театр сходил бы. Я ведь не прекращаю заниматься музыкой, а это занимает очень много времени. Еще и семья есть. Что касается литературы, то в свое время я прочитал очень много книг, и мне этого достаточно. Для прочтения книги нужен не один день, а у меня свободного времени нет вообще.

– Как долго вы были без гитары – час, день, месяц?

– По-разному было. Было время, когда я долго не брал гитару в руки. Например, когда строил дом, потому что семье негде было жить. Во время переезда. Ну, это жизненные, бытовые ситуации.

– О чем мечтает человек, у которого есть прекрасная семья, любимое занятие, перед которым открыт весь мир?

– Я мечтаю о том, чтобы смотреть по телевизору, читать в газетах и Интернете только хорошие новости. Моя мечта – не видеть слез. Сейчас ведь что происходит – кто-то украл, кого-то убили, посадили, какая-то катастрофа. Вот не было бы этого негатива в жизни…


– Во время вашего выступления люди отвлекутся от негатива.

– Да, человек во время концерта в любом случае отвлекается, но хочется, чтобы это было не на час, а навечно.

– Что или кто сможет разлучить вас с гитарой?

– Палач…

Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 48

Энвер Измайлов: «Моя мечта – не видеть слез»: 2 комментария

  1. Концерт очень хороший, правда…Музыкант ТАКОЙ! Но вот не согласна с тем, что нашей публике (тем более тем, кто немногочисленно заполнил зал) пока не суждено слушать концептуальный джаз или вообще знакомиться с более сложными, новыми форматами музыки. Особенно этого хочется, когда приезжают музыканты такого уровня, как Энвер Измайлов. Лично мне, слушая виртуозного исполнителя, наряду с классикой жанра, хочется слушать и музыку, или мелодику, 21 столетия. Черкассчане тоже очень классные музыканты. Не спорю, что произведения известных советских авторов-песенников очень мелодичны, узнаваемы некоторой категорией слушателя…Опять же не хватало свежести мелодий. И все-таки, спасибо всем организаторам джазовых вечеров за огромное удовольствие и незабываемые впечатления от кировоградских меломанов. Надеюсь, в следующем году джаз еще не раз будет звучать со сценических площадок нашего города.

Добавить комментарий