Чем берет директор школы?

В этом году сразу два педагога Кировоградской области были признаны лучшими в Украине. «Учителем года» в номинации «География» стал педагог Ольшанской школы Александр Васильевич Красота, а «Директором года» — руководитель Александрийского коллегиума Сергей Петрович Коваленко.

Обычно в материалах о таких конкурсах наши коллеги ограничиваются констатацией факта — приняли участие столько-то человек, победил такой-то. Но нам стало интересно, кто и по каким критериям выбирает лучшего директора школы. Тем более что лучших учителей-предметников выбирают ежегодно, а лучшего директора в Украине определяли только второй раз. Первый раз конкурс проходил в 2001 году, и тогда лучшим директором школы в Украине стал тоже кировоградец — Виктор Громовой.

В этом году конкурс проходил в Кировограде, длился семь дней, был закрытым и, как рассказала нам член жюри, директор бобринецкой школы № 5 Алла Евгеньевна Богданова, до последнего момента было непонятно, кто именно будет входить в состав жюри, — сама она просто получила соответствующий приказ министерства образования и науки. Причем работа была организована так, чтобы конкурсанты и члены жюри вне конкурса совсем не встречались — они жили на разных этажах, отдельно питались, ездили на разных автобусах и т.п.

Алла Евгеньевна рассказала, что лучшие директора из всей Украины сдавали настоящие экзамены по теории управления учебным заведением и знанию современных информационных технологий, презентовали свои школы и авторские идеи развития.

— Мне как директору школы этот конкурс дал очень много, — говорит Алла Богданова. — У каждого, кто принимал участие (а это лучшие директора школ из 24 областей), была какая-то своя изюминка в управлении, которую можно внедрять. Мне очень понравились идеи Людвиги Петровны Цуркан из Черновцов (у нее такая маленькая школа, где учатся представители национальных меньшинств), понравились презентации директоров из Кременчуга и из Харькова. Кременчугский коллегиум сотрудничает с районным отделением УМВД, и там есть спецклассы для детей, которые собираются поступать в вузы УМВД и МЧС. Харьковский лицей имеет экономическую направленность и сотрудничает с экономическими вузами. Очень интересной была презентация частной школы из Ивано-Франковска… Вообще интересно было все, из каждой презентации я что-то для себя вынесла. Я приехала с конкурса в четверг вечером и уже в пятницу утром собрала коллектив, чтобы рассказать обо всех идеях — теперь все вместе думаем, что можно изменить, улучшить в нашей школе.

— Чем же взял директор Александрийского коллегиума?

— Если сказать одним словом, то он прекрасный современный менеджер. Он умеет привлекать средства различных грантов и тратить их не только на развитие материально-технической базы, но и на создание рабочих мест — многие спецкурсы читаются за счет грантов, увеличено число поваров в столовой, чтобы все ученики, а не только малыши, могли поесть в школе, и т.п. Ученики коллегиума проходят подготовку и сдают экзамены на получение немецкого языкового диплома Sprachdiplom, получая два аттестата — украинский и немецкий, который дает им право на обучение в вузах Германии. Это, конечно, уникальный опыт. Вообще Сергей Петрович умеет находить нестандартные ходы, и в то же время его школа полностью соответствует требованиям министерства образования.

— Конкурс был закрытый, то есть никто, кроме членов жюри и самих конкурсантов, не видел программы, которые представляли лучшие директора Украины? Разве это не было бы полезно для директоров всех школ?

— Задумано, что пятеро финалистов в течение двух-трех лет будут ездить по Украине (каждый начнет со своей области) и проводить мастер-классы для руководителей учебных заведений на местах. Наверное, так будет лучше, потому что в рамках мастер-класса или семинара можно задавать вопросы, копировать какие-то материалы и т.п. Несмотря на то, что я видела все презентации, я бы с удовольствием посетила мастер-классы всех участников…

Ольга Степанова, «УЦ».

Добавить комментарий