Итак, я обещал рассказать о своих перипетиях, связанных с выбором школы, учебой и т. д. Я обещал это сделать давно, но, во-первых, были выборы, отнимающие все внимание, а во-вторых, подобным вещам нужно дать настояться, чтобы они пустили сок…
Изначально я был настроен на то, чтобы отдать ребенка в русскоязычный класс, и был почти уверен, что это будет СШ № 13, расположение которой относительно моего дома было если не идеальным, то вполне терпимым. Но, оказалось, уже второй год, как она прекратила формирование русскоязычных классов. Осуществив мониторинг, я выяснил, что на сегодняшний день в городе осталась одна единственная школа, где преподавание возможно на русском языке — это школа № 6. Причем, эта школа отнюдь не русская, как думают многие, а украинская, просто в ней есть один класс с русским языком обучения (из трех ежегодно формирующихся).
Для нас вариант возить ребенка в центр города вызывал существенные неудобства, но мы готовы были пойти и на это. Но, поговорив с руководством, выяснили, что школа специализируется на языках (изучается 4 языка), а это в наши планы не входило, так как если мы и имели приоритеты, то они скорее лежали в сфере точных наук…
После долгих раздумий мы все же решили отдать ребенка в близлежащую украинскую СШ № 17. Конечно, нас очень смущало то, что в программе школы не предусмотрено изучение русского языка вообще, но деваться было некуда, потому что и в СШ № 32, которая тоже расположена недалеко от дома, ситуация с русским языком была аналогичной.
На родительском собрании, предваряющем старт учебы, учительница сказала, что мы учимся по новой программе: с первого класса — английский, с пятого — скорее всего немецкий. Один из присутствовавших родителей (не я) спросил насчет русского, на что учительница сказала, что знание русского языка в наше время не приветствуется. В кабинете директора разговор пошел в том же духе: он с порога дал понять, что эта тема ему так же приятна, как камушек в его туфле. Принялся нас отговоривать, говорил, что вам это попросту ни к чему. Мы четко дали понять, что наше желание изучать родной язык отлито из сверхпрочного чугуна, к тому же наша просьба вполне благоразумна — 1 час в неделю в виде факультатива. Конкретного ответа мы не получили. Тем временем шла учеба…
Нами было принято решение собрать подписи в классе и оформить все это в виде заявления. Из 28 родителей заитересованность в изучении русского языка проявили 17 человек, подписи которых мы и предоставили директору. В завлении говорилось о недопустимости ситуации, когда дети, заканчивая школу, не могут по-русски писать, да и читать тоже по сути не могут. Директор взял две недели на размышление. В конце концов было собрано по этому поводу родительское собрание…
На собрании директор сказал, что русского языка в школе не будет ни в какой форме: ни в виде факультатива, ни в виде чего бы то ни было. Дальше он начал вдаваться в пояснения: что он стоит на страже национальных интересов, что школьники и без того перегружены, что нет кадров, что нет учебников и т. д. По его словам, теоретически это можно сделать на платной основе, как в случае с английским дополнительным, урок будет стоить примерно 37 гривен плюс учебники до ста гривен с каждого. Но весь фокус в том, что программу мы получим для тех, кто вообще никогда не слышал русского языка, и платить деньги будем за то, чтобы услышать, что «тато» — это по- русски «папа»… В конце беседы дал прозрачный намек: тех, кто сильно хочет русский, здесь никто не держит, «есть в городе русские школы» ( он тоже не в курсе того, что «русские школы» — это один русскоязычный класс на весь город).
После собрания у меня было ощущение, что я проглотил растопыренную куриную лапу. Я не просто был огорчен, я был обескуражен. Директор не просто отказал в нашей просьбе, он над нами откровенно поиздевался. Конечно, возвращаться в эту школу (которую в свое время с золотой медалью закончил я) не было ни малейшего желания. Безропотно же проглотить такую пилюлю мы просто не могли… Я очень благодарен жене, которая в этой ситуации меня поддержала и откликнулась на мое предложение перевести ребенка в шестую школу. Естественно, мы учитывали и желание своего ребенка на перевод в другую школу.
В школе № 6 мы прошли тестирование и получили добро от руководства школы. Символично, что на следующий день после нас в шестую школу из семнадцатой перешел еще один первоклассник.
На этом историю можно считать законченной. Только обидно за тех детей из нашего предыдущего класса, которые хотели и могли бы изучать русский язык, а остались без него…