«Кировоград» стоит в Одессе

Вот и мне посчастливилось с группой кировоградских журналистов попасть на средний десантный корабль «Кировоград», который после севастопольского плена был возвращен в Одессу. «УЦ» не единожды писала о самом судне, о его команде, но тут случай выпал особый. Кировоградский губернатор Александр Петик вместе с депутатом областного совета Сергеем Тарасовым передавали радиолокационное оборудование.

О точной стоимости прибора говорить даже не хочу — очень дорого. Цену всего комплекса знает, наверное, только Сергей Тарасов, который и оплатил покупку.Такого уровня навигатор просто необходим для обзора пространства, особенно в условиях плохой видимости. Примечательно, что подобных приборов на украинских судах только три. Кировоградский среди них самый современный и самый лучший. Чуть ниже по параметрам есть и на флагмане флота «Гетмане Сагайдачном» — на нем для представителей кировоградской прессы также провели экскурсию. Впрочем, обо всем по порядку.

Южная Пальмира

Таки да, Одесса — город уникальный, тут всегда увидишь «что-то особенного». Вот женщина в причудливой шляпе активно торгует семками и при этом успевает энергично жестикулировать. Еще не очень теплое, но чистое море. У мужчины, оставившего свой автомобиль около нашего отеля, сняли номера и вместо них оставили телефонный номер. Такой себе привет из девяностых. Был еще один примечательный момент, но уже относящийся к современным полувоенным условиям. Прогуливаясь по городу, мы с товарищами по перу набрели на здание местной обладминистрации. Дело было в темное время суток, вот нам и удалось разглядеть в освещенных окнах первого этажа множество людей в камуфляжах.

На торжественном построении

Новейшее оборудование вручали перед всем экипажем. Стоит отметить, что большую часть команды составляют кировоградцы. Это и понятно. Выходцев из нашей области берут на службу на десантный корабль с радостью.

Как отметил Александр Петик, «передаваемая радиолокационная станция является глазами и ушами корабля и поможет в несении службы. Это важный компонент, который позволит видеть и слышать дальше обычного. Вам нужна помощь, и мы будем с помощью кировоградцев ее предоставлять. Следующим подарком для членов экипажа будут робы, которые намерены заказать на нашей швейной фабрике. Экипаж чувствует, что мы вместе с нашими подопечными. А самое главное — это сердца матросов и офицеров, верность присяге, мысли о родных и близких и понимание того, что мы вас ждем, и вам передавать накопленный опыт молодым матросам».

Конечно, моряки и руководство флота с радостью принимали новейшую технику и надеются на дальнейшее сотрудничество с Кировоградской областью. По словам начальника радиотехнической службы ВМС Украины Юрия Бакая, на сегодняшний день ведется работа по замене оборудования на более современное. «Украинские корабли оснащены оборудованием восьмидесятых годов. С такой начинкой нам сложно выполнять функции по защите границ Украины, и замечательно, что меценаты и руководство области понимают всю нужность подобной помощи», — говорит военный чиновник.

«Кировоград» и его команда

Средний десантный корабль «Кировоград» предназначен для перевозки по морю боевой техники и обеспечения высадки на необорудованный берег, а также для приема с суши самоходной или плавающей военной техники через открытое носовое устройство — аппарель. Корабль заложен в конце апреля 1970 года, а спущен на воду под новый 1971-й. В строй вступил в мае 1971 года. Осенью 1973-го корабль в составе Средиземноморской эскадры, имея на борту подразделение морской пехоты, находился в зоне вооруженного конфликта Израиля и Египта. В один из авианалетов израильской авиации старшина Гринев свое­временно обнаружил израильский «Фантом», заходивший на боевой курс для удара по кораблю, открыл огонь на поражение из артустановки и сбил самолет. За это моряк был отмечен орденом Красной Звезды. В конце 80-х кораблю требовался ремонт, поэтому для проведения необходимых работ его перевели в Одессу. Только в 1996 году, как раз в дни празднования годовщины образования Кировоградской области, корабль перешел в состав Военно-Морских сил Украины и получил свое сегодняшнее название.

За время нахождения в составе ВМС Украины на счету десантного корабля участие в многочисленных учениях, в парадах и сборах-походах кораблей ВМСУ. С 2002 года принимал участие во многих отечественных и международных учениях. Корабль не единожды участвовал в «Си-Бризах», «Чистом небе» и «Фарватерах мира».

В марте нынешнего года судно было захвачено и заблокировано на озере Донузлав. По рассказам матросов, командир корабля запретил сопротивляться противнику. Экипаж расстрелял весь боезапас, сошел на берег и уехал домой. Командир остался в Крыму. Украинским военным удалось договориться с вооруженными силами Российской Федерации о возвращении судна. Спустя месяц корабль был передан украинской стороне и на буксирах переведен в Одессу. Ныне кораблем управляет новый командир, капитан 3 ранга Юрий Вицкий.

Из Крыма корабль пришел практически без повреждений. Слегка пострадала радиолокация, повредили пушку. В то время, когда российские военные вовсю корежили оставшуюся на территории Крыма украинскую технику, «Кировоград» остался с незначительными травмами. Скорее всего, просто «повезло» с теми, кто захватил украинское судно…

Как рассказывали матросы, Одесса приняла экипаж на высшем уровне. «Когда мы заходили в порт, то местные жители приветствовали нас как родных, играл оркестр. С первых же дней нашего присутствия в городе нас опекают одесситы, помогают, стараются каким-то образом улучшить наш быт. Хотя с этим у нас проблем и нет», — говорит старший матрос Сергей Рябовол.

В Одессе к экипажу присоединились еще несколько матросов. Пришли они во флот из Сухопутных войск. Так называемая пехота. Как заметил матрос Андрей Бондарь, они быстро учатся морскому делу, вливаются в коллектив. Им все нравится. «А кому не нравится флот? — риторически спрашивает Андрей. — Служить во флоте всегда было лучше и престижнее».

«Кировоград» после «зализывания» ран уже несколько раз бороздил просторы Черного моря. Совершал патрулирования не только у берегов Одессы, но и Крыма. Ведь для военных границы Украины не изменились. Конечно, российские суда иногда препятствуют прохождению наших судов, но конфликту не дают развиваться.

«Гетман Сагайдачный»

Это корабль совсем другого уровня и предназначен для других целей. Фрегат все-таки. В настоящее время флагман ВМС Украины.

Захвачен россиянами не был, потому как 24 сентября 2013 года «Гетман Сагайдачный» с вертолётом на борту и группой специального назначения вышел в море из порта Севастополя, чтобы присоединиться к операции НАТО по противодействию пиратству на море «Океанский щит». 3 января 2014 года операция была закончена, а 20 января «Сагайдачный» присоединился к операции ЕС «Аталанта».

«Правдивое» российское ТВ заявляло, что корабль перешёл на сторону России и поднял Андреевский флаг. Сообщения были опровергнуты — при прохождении кораблём пролива Босфор на нём были подняты флаги ВМС Украины и государственный флаг Украины. Под этими же флагами он 5 марта прибыл в Одессу. Однозначно корабль посолиднее «Кировограда». Даже по количеству матросов и офицеров. На «Сагайдачном» их больше в четыре раза. Впрочем, для кировоградских представителей СМИ это не имеет никакого значения. После окончания непродолжительной экскурсии журналисты поспешили на обед на родной корабль. Хотя от офицеров «Сагайдачного» исходило предложение остаться на их борту и отобедать в их кают-компании.

О жизни на корабле

Действительно, на флоте кормят и вкусно, и качественно. По словам матросов, с питанием все в порядке. Дружественный обед в кают-компании с офицерским составом только доказал слова ребят.

Распорядок дня выглядит следующим образом. Подъем в 6 утра, утренний «моцион», завтрак. В 7 часов утра построение и торжественное поднятие флага. Далее матросы расходятся на занятия — каждый по своим точкам. Обед, недолгий отдых, снова построение, учения, приборка палубы, ужин. На первый взгляд ничего сложного. Но служба есть служба. Готовиться к нестандартным ситуациям приходится ежедневно.

А еще здесь нет карцера. Если матрос и провинился, то его отправляют на кухню или драить палубу. Как говорят офицеры, матрос не должен просто отбывать повинность, его нужно использовать для пользы корабля и экипажа.

И напоследок

Конечно, переговорить удалось со многими офицерами и матросами. Военные на контакт шли легко, не выискивали глазами командира, как бы испрашивая разрешения на интервью. Говорили обо всем. Но одна-единственная тема оказалась непробиваемой. Это отношение личного состава корабля к поступку их бывшего командира. Как человека его понимают все, с кем удалось переговорить. Как военного — считают его поступок предательством Украины и изменой присяге. «У него семья в Крыму, — рассказывает мичман корабля. — Только-только родившийся ребенок. Ситуация была сложной, никто ведь не хочет умирать. Это понять можно». И на вопрос мичмана, как бы я поступил на месте капитана, я ответить не смог…

Руслан Худояров, фото Елены Карпенко, «УЦ», Кировоград-Одесса-Кировоград.

Добавить комментарий