Заводские университеты

Извечная дилемма рынка труда — несоответствие спроса и предложения. Предприятиям и организациям на работу нужны квалифицированные специалисты, которые уже что-то знают и умеют. Под эти требования редко подходят выпускники учебных заведений, которые, в большинстве случаев, и стажа работы не имеют, да и квалификация их, как правило, ограничивается теоретическими познаниями. Одним из вариантов решения задачи может служить дополнительная подготовка молодых специалистов силами самого предприятия.

В недавнем интервью «УЦ» ректор Кировоградского национального технического университета Михаил Черновол упоминал об учебных центрах крупных немецких машиностроительных корпораций. Там выпускников вузов — бакалавров — «натаскивают» на будущую профессию с учетом узкой специализации завода. Если предприятие изготавливает машины, то молодого специалиста учат, как работать именно с автомобилями, а не с какой-либо другой техникой. Похожие учебные центры имеются и на ряде отечественных машиностроительных заводов, в частности, на кировоградских «Червоной зирке» и «Гидросиле».

Учебный центр ОАО «Червона зирка» в основном занимается «перековкой» новичков, пришедших на завод учениками, в производственных рабочих. Лицензия центра позволяет обучать специалистов по 44 рабочим профессиям. Как рассказала начальник учебного центра завода Любовь Ходыкина, число обучаемых работников недостающих профессий напрямую зависит от программы выпуска изделий — чем выше план, тем большее количество рабочих потребуется предприятию. Самые дефицитные сейчас специальности — сварщики, электромонтеры, станочники широкого профиля, штамповщики. За первые шесть месяцев этого года завод принял на работу учениками шесть десятков человек, которых нужно обучать основам профессии. Всего же с начала учебного года, с учетом программ по повышению квалификации работников предприятия и обучению их вторым профессиям, через учебный центр прошло 280 человек.

Для завода обучение новичков — удовольствие дорогое, говорит Любовь Ходыкина. В то же время никаких ответных обязательств, наподобие скрепленной договором клятвы работать исключительно на «Червоной зирке», претенденты на рабочее место на себя не берут (в принципе люди и так уже проявили заинтересованность в работе на заводе). Не всем выпускникам учебного центра удается закрепиться в цехе, часть новичков заводу по каким-либо причинам не подходит, малая часть оказывается «не поддающимися» обучению. В среднем на постоянную работу принимают чуть больше 60% учеников.

— Проблема с нехваткой персонала касается не только нашего предприятия, — говорит помощник генерального директора ОАО «Червона зирка» по кадрам Виктор Орлов. — Это общая проблема для города, государства. Но, кроме нас самих, эти проблемы завода никто решать не станет. Поэтому сейчас вместе с учебным центром мы готовим несколько вариантов обучения персонала.

Рассматривается предложение создать расширенный учебный полигон, где можно будет адаптировать выпускников учебных заведений, новых сотрудников к условиям работы на предприятии. Заодно можно будет протестировать молодых специалистов, проверить их квалификацию.

Всем, кто приходит трудоустраиваться к нам на предприятие, мы сразу говорим: гарантируем своевременную зарплату, прозрачное ее начисление, но требуем выполнения работы с определенной производительностью и определенным качеством. В процессе «обкатки» на учебном полигоне мы сможем выяснить, насколько человек дисциплинирован, насколько способен работать в коллективе, склонен ли он к обучению? Молодежь готова на любой разовый труд (при условии, что он хорошо оплачивается), но молодые, неопытные специалисты не всегда могут работать с определенным ритмом, придерживаться четких норм выработки и выдерживать требуемое качество. Это моменты желательно выявлять в оптимальных рабочих условиях полигона, а не постфактум в цехе или конструкторском, технологическом бюро, где новичок может затеряться, раствориться в текущем производстве. Притом, что сегодня сложилась такая ситуация, что за каждого работника, который к нам приходит, приходится бороться, мы хотели бы исключить возможность появления на предприятии случайных людей.

В этом году «Червона зирка» и КНТУ впервые провели эксперимент, по которому одиннадцать детей работников завода поступили на госбюджетные места вуза на технические специальности, остро необходимые заводу: литейное, кузнечное производство, технология машиностроения. В дальнейшем они будут писать заводские дипломные проекты на реальные темы, это направление сотрудничества предприятия и вуза станет еще одним из элементов пополнения кадрового потенциала. Завод заключит с этим студентами и их родителями трехсторонний договор о том, что после окончания университета мы обязуемся предоставить им первое рабочее место, а выпускники должны будут отработать на предприятии не менее трех лет.

— Весной на базе КНТУ проходила ярмарка вакансий молодых специалистов, в которой также принимали участие представители ОАО «Червона зирка» как работодателя. Какие-то результаты этого мероприятия были?

— На завод приходили семь выпускников вуза этого года: несколько экологов и девушки-технологи. В данный момент их карточки-заявления находятся на контроле.

— Чем на предприятии занимаются студенты-практиканты?

— Сегодня у нас по договору на практику оформлено порядка 250 студентов первого и второго курсов учебных заведений города. Реально на заводе трудится 122 человека. Это даже не их желание, а наши требования, наше условие: мы вам предоставим материалы по практике, подпишем дневники, а вы, будьте любезны, потрудитесь на рабочих местах в цехах. Оплата труда осуществляется по нашим расценкам, в зависимости от выработки. Нужно сказать, что студенты на эту инициативу охотно откликнулись. Во-первых, они увидят, что такое работа машиностроителя, во-вторых, немного заработают во время летних каникул.

— А практиканты-дипломники?

— Они тоже работают на заводе. Года три назад мы начали стажировать преддипломников непосредственно на производстве. Всех практикантов выпускных курсов приняли на работу в цеха, технологическое бюро, конструкторское бюро. Зарплату они получали как студенты, за фактически отработанное время. Мы, в свою очередь, отнеслись к студентам с вниманием, помогали адаптироваться, оказывали всяческую помощь в сборе материалов для дипломных проектов. Мы понимаем, что нынешние студенты — это наше будущее. Не все, конечно, практиканты потом приходят устраиваться к нам на завод, но те, кто уже пришел, через некоторое время дошли, например, до уровня начальника планово-распределительного бюро ремонтно-механического цеха, мастеров МСЦ №3 и цеха №18…

Особенность учебного центра еще одного градообразующего предприятия Кировограда — завода «Гидросила» — заключается в том, что там пробную «обкатку» проходят также и начинающие ИТР-сотрудники. Молодые специалисты выполняют определенные задания по нескольким направлениям работы предприятия. С одной стороны, такая «многостаночность» позволяет молодым людям быстрее познакомиться с заводом, с другой — дает возможность выявить то направление деятельности, где работа специалиста получится максимально эффективной.

По словам ведущего инженера учебного центра «Гидросилы» Ларисы Лебедевой, темы дипломных проектов студентов руководители практики от вуза и предприятия выбирают таким образом, чтобы те были максимально приближены к нынешнему производству. Студенты пишут дипломы по реальным узлам и деталям изделий, выпускаемым на заводе в настоящее время. Кроме этого, дипломники также участвуют в разработке техпроцессов, работают на предприятии в отделе главного технолога, цеховых техбюро. Шлифуют, так сказать, свои знания, полученные в учебном заведении. Сейчас на «Гидросиле» работает почти две сотни студентов-практикантов трех учебных заведений города: техуниверситета, машиностроительного техникума, ВПТУ №4. Все они распределены по рабочим местам, получают практические навыки по специальности и готовятся к своей трудовой жизни…

Добавить комментарий