Свершилось! С этого учебного года первоклашки будут учиться по новым упрощенным программам. Самое прогрессивное нововведение, на наш взгляд, – аккуратное исправление, сделанное самим ребенком, теперь не считается ошибкой и не влияет на оценку! Возрадуйтесь родители младших школьников. Оценки не будут снижать даже в том кошмарном случае, если между классной и домашней работой будет не четыре, а, например, шесть клеточек. Все – отныне это не проблема!
Наши коллеги уже написали о новых программах много правды и неправды, вплоть до того, что дети не будут учить на память таблицу умножения. На самом деле они, конечно, будут ее учить, просто не на каникулах, а на уроках, и часть во втором классе, а часть – в третьем.
Доцент кафедры начального и дошкольного образования Кировоградского областного института последипломного педагогического образования (КОИППО) Виктория Кондратова говорит, что сами программы вообще изменились несущественно – не больше, чем на десять процентов. Поменялся подход.
Во-первых, гораздо больше свободы получил учитель, учебные часы на изучение той или иной темы он теперь может определять самостоятельно. То есть если учитель видит, что какую-то тему дети не усвоили, то может потратить на ее изучение еще один-два урока. Во-вторых, и это самое важное, изменились критерии оценки результатов образования – теперь это не сумма знаний, а так называемые компетенции, то есть умение использовать эти знания в жизни. Звучит, может, не очень понятно, но для нашей школы это прорыв! Дети теперь не должны рассказывать наизусть правило написания безударных гласных, они должны использовать это правило, чтобы грамотно писать.
Антистрессовая педагогика
Как ни странно, больше всего обсуждаются в СМИ самые несущественные изменения. Так, например, теперь не будут проверять технику чтения на скорость, в начале первого класса малыши будут писать карандашом, а учителю запрещено пользоваться красной ручкой.
— Что касается карандаша, то это рекомендация психологов, – объясняет Виктория Кондратова. – Считается, что, если ребенок будет иметь возможность незаметно исправить ошибку, это уменьшит стресс. Хотя это спорный вопрос. Многие педагоги говорят, что если ребенок видит свое исправление, то в следующий раз уже напишет правильно, а если не видит, то и не запоминает ошибки. В любом случае письмо карандашом обязательно только в добукварный период, когда дети еще не пишут букв и не читают, потом все ученики постепенно переходят на ручку – каждый тогда, когда будет готов.
– Теперь в первом классе будет добукварный период?
— Период адаптации есть в программе первого класса с 2011 года. Но его длительность учитель определяет самостоятельно в зависимости от класса. Если в городской школе все дети ходили в садик, а большинство и на подготовку к этому же учителю, все умеют держать ручку и знают буквы, то этот период может занять несколько дней. А в сельской школе, где дети не посещали садик, не привыкли сидеть за партами, он может продлиться и несколько недель.
– Если учитель не будет исправлять ошибки красной ручкой, то, как ребенок увидит, где он ошибся?
— Будет исправлять зеленой. Возражения были именно по поводу красного цвета, который считается агрессивным и вызывает стресс у ребенка.
По той же причине – чтобы избежать стресса – теперь не будут проверять технику чтения.
— Главное, чтобы ребенок понимал прочитанное, мог ответить на вопросы по тексту, – объясняет Виктория Вадимовна. – Конечно, учитель все равно будет работать над тем, чтобы дети читали быстро и правильно. Но в программных требованиях теперь нет количества слов в минуту, а написано, например, что ученик четвертого класса читает вслух осознанно, правильно, выразительно, с соблюдением норм литературного произношения.
Просто если учитель ставит детей в очередь и с секундомером проверяет, сколько слов они прочли, для многих учеников это дополнительный стресс. Дети начинают запинаться просто от волнения, а потом еще и оказывается, что они на глазах у всех прочли меньше слов, чем нужно… То же самое делают родители дома – дают ребенку книгу и с секундомером следят, сколько слов он прочтет. Ребенок старается читать быстрее и часто вообще не обращает внимания на смысл прочитанного.
Чтобы избежать стресса, оценивать первоклашек (а иногда и второклашек – по решению педагога) можно только вербально – в устной и письменной форме. Любые заменители оценок – звездочки, смайлики и т.п. – строжайше запрещены. Нам непонятно, почему слово «Погано!» в тетради не вызывает у первоклассника стресс, а смайлик – вызывает, как непонятны и карандаши, и запрет красной пасты. Но пусть, педагогам виднее…
В методических рекомендациях к новой программе еще раз подчеркивается, что домашних заданий в первом классе не задают, второклассник на выполнение домашней работы должен тратить не больше 45 минут, третьеклассник – 1 час 10 минут, четвероклассник – 1 час 30 минут. На каникулы домашние задания не задаются вообще! Но не спешите открывать шампанское. Государственные санитарные нормы, которые определяют время на домашку, приняты еще в 2001 году, а воз и ныне там. Будем надеяться, что с упрощением программы изменится и ситуация с домашними заданиями. Просто раньше у учителей не было технической возможности не задавать первоклашкам заданий. Как быть, например, если все дети должны учить наизусть состав всех чисел до десяти? Да, глупость, и все это понимали, но это было прописано в программных требованиях, поэтому приходилось учить. Теперь, повторимся, этого нет: не надо рассказывать состав числа, если тебя разбудят ночью и спросят, достаточно просто уметь считать.
Для удовольствия
Программы по чтению существенно изменились, теперь в них меньше классики и больше произведений современных авторов. Причем за консультацией педагоги обратились не к литературоведам, а к электронным библиотекам детской литературы «КЛЮЧ», «Барабука», «Казкарка». В результате в программу вошли Андрей Курков, Роальд Даль, Леся Воронина и т.п. (всего 111 новых имен). Правда, не совсем понятно, как это будет реализовано, учебники-то остались старые. Сейчас планируется издать «Книги для чтения» для учеников 1-2 и 3-4 классов. Но, пока их издадут, опробуют в нескольких школах, утвердят в министерстве и закупят для школ, боюсь, пройдет не один год.
Но главное, опять же, – в поставленных в программе целях. Теперь дети будут читать, чтобы получать удовольствие! Ощущаете разницу? Не искать в тексте метафоры и эпитеты, не «прилучатися до фундаментальних цінностей культури», а получать удовольствие от чтения. Будем надеяться, скоро Лилия Гриневич доберется и до программ по литературе для средних и старших классов, а то малыши, наученные получать удовольствие от уроков чтения, очень удивятся, когда в пятом классе начнут учить наизусть пословицы и поговорки о погоде и читать «Повесть временных лет».
Уроками «для удовольствия» должны стать также музыка и изобразительное искусство. Увы, даже в младшей школе эти предметы очень затеоретизированы. И Виктория Кондратова, и методист научно-методической лаборатории гуманитарно-эстетических дисциплин КОИППО Сергей Черненко говорят, что так не должно быть. Задача учителей музыки и рисования – не вырастить музыкантов и художников, а научить детей получать эстетическое удовольствие, наслаждаться творчеством.
— Дети не должны знать годы жизни Бетховена, – объясняет Сергей Черненко, – или сколько симфоний он написал. Задача учителя – подготовить их к восприятию Бетховена. А если ребенку понравится слушать, то он сам найдет в Интернете биографию композитора.
Кстати, теперь учитель музыки может сам выбирать до 50% музыкального материала. И это тоже прорыв! Теперь можно петь с детьми песню Петрика Пяточкина, а не «Ох,ох, где-то вырастет горох».
Меньше знаешь – лучше спишь
Этот принцип применили к программам по природоведению, основам здоровья, «Я в мире». Из них убрали (или перенесли в следующие классы) и темы, которые не соответствовали возрасту детей, и те, которые дети не смогут использовать в жизни, типа «Гномон», «Обобщение системных наблюдений за солнцем» и т.п. В других темах существенно уменьшили количество научных терминов и определений типа теплопроводность, упругость воздуха и т.п.
По настоятельным просьбам родителей из программы второго класса убрали тему «Влияние алкоголя на здоровье». Можно дальше пить пиво при детях – они не будут плакать и ждать вашей скорой смерти.
Вместо этого увеличено количество экскурсий, ролевых игр (на уроках «Я в мире») и т.п.
Этот же принцип использовали при изменении программ по иностранному языку. В первом полугодии первого класса дети вообще не пишут по-английски! Ни печатными буквами, ни прописными, ни транскрипцию звуков – ничего не пишут, они сначала учатся хоть что-то понимать и говорить. Казалось бы, логично. Но предыдущие школьные программы по английскому языку с логикой и рядом не лежали. Как за один урок в неделю дети должны были научиться к концу первого класса читать и писать на чужом языке? В общем-то, даже требования к говорению стали логичнее: диалоги, которые нужно учить наизусть, теперь короче, зато словарный запас ребенка больше. Сейчас в программе появился даже такой критерий, как невербальная реакция на реплику. То есть, если ребенок выполняет просьбы учителя, произнесенные по-английски, это дает основание утверждать, что он их понимает, хотя и не отвечает на английском.
Изменения претерпели абсолютно все программы для начальной школы. Мы с помощью Виктории Кондратовой только прошлись по верхам. Подробнее с новыми программами можно ознакомиться на сайте проекта EdEra.
И сегодня если вам что-то не нравится в новой программе, то пенять вы можете только на себя. Министерство образования провело совершенно нереальный эксперимент – пригласило к обсуждению программ ВСЕХ учителей и родителей и учло ВСЕ предложения (а их поступило больше восьми тысяч!). В течение июня на сайте EdEra можно было предлагать изменения в любой раздел программы, в июле модераторы систематизировали все предложения и выставили на обсуждения проект изменений к программе – высказать свое мнение о проекте могли, опять же, все желающие. Таким образом поучаствовать в создании новой программы могли абсолютно все заинтересованные жители страны.
Впрочем, эти изменения – только первый этап в новой концепции начальной школы, которую планируют принять в 2018 году. Проект концепции предполагает радикальные изменения в самой системе начального образования. И если у вас есть дети и внуки, которые скоро пойдут в школу, если вам не все равно, чему и как они будут учиться, не поленитесь изучить проект концепции и принять участие в его обсуждении, возможно, именно вы предложите нововведение, которое приблизит современную украинскую школу к школе радости.
Ольга Степанова, фото Олега Шрамко, «УЦ».
Новые инициативы министерства образования (в частности, отмена домашних заданий для младших школьников) вынуждают учителей давать домашние задания из-под полы. Движимые желанием хоть чему-то ребенка научить и осознающие роль в этом процессе домашних заданий учителя идут на этот риск, попутно удивляясь маразматичностью новых чинуш, которые, похоже, так же разбираются в образовательном процессе, как свинья в апельсинах…
Всю жизнь учителя пользовлись красной пастой, и все было нормально, а тут, видите ли, она неожиданно стала вызывать стресс. Хоть бы курей не смешили. Если что-то у ребенка и вызывает стресс, то ранние подъемы, а не цвет пасты. Красная паста людей дисциплинирует, она имеет вес в глазах ученика, дети, которые любят играть с родителями в учителей и учеников, всегда просят использовать именно красную пасту, как наиболее авторитетную.