В рамках визита в Кропивницкий целой делегации нардепов, организованного Константином Ярыничем, у нас побывал и первый заместитель главы Комитета ВР по вопросам науки и образования Александр Спиваковский. Нардеп-математик встретился с директорами местных школ, профессионально-технических учебных заведений, ректорами вузов и ответил на их вопросы о реформе образования.
Нас Александр Владимирович подкупил сразу. Тем, что зашел в аудиторию педуниверситета, где происходила встреча, ровно в 14.00, не позволив себе опоздать ни на секунду! Приветственных речей не произносил, сразу же встал за кафедру и стал говорить по существу. А вот что расстроило — и даже немного напугало, — нардеп, которого уже не первый год прочат в министры, очень недоволен теми реформами образования, которые происходят сейчас. По его мнению, все должно быть по-другому…
О начальной школе
По мнению Спиваковского, упрощение программы начальной школы — это шаг назад, который может привести к катастрофическим последствиям для страны.
— Что мы видим в проекте «новой школы»? Первый-второй классы будут адаптационно-игровыми: «учеба организована игровыми методами», «традиционных оценок не будет» и т. п. То есть продолжение детсада. Что-то похожее на учебу начнется только в третьем-четвертом классе. А базовая школа стартует с пятого класса, причем 5-6 класс, опять же, адаптационные, в этот период планируется «пробуждать и поддерживать интерес». То есть в начальной школе, когда ребенок впитывает знания, как губка, когда формируются самодисциплина, ответственность, мы будем играться и не ставить оценок. А в пятом классе, когда интерес к учебе закономерно упадет (это вам любой детский психолог скажет), мы наконец-то начнем учиться.
Авторы этого проекта опираются на опыт американских Public schools. Но мы не настолько богатая страна, чтобы позволить себе это! 70% выпускников Public schools не идут учиться дальше, а работают официантами, парковщиками и т. п. Для США это не проблема. Будущих менеджеров, программистов учат в других школах, а если им своих не хватит, то они просто пригласят специалистов из других стран, в том числе и из Украины. А мы не можем позволить себе разбрасываться человеческим капиталом!
При таком подходе качественное образование станет привилегией для избранных. И Украина постепенно превратится в территорию дешевой рабочей силы.
О профильной старшей школе
— С одной стороны — это правильно. Но кто будет определять, сколько детей выберут гуманитарный профиль, сколько — технический, а сколько — естественно-математический? Кто подтолкнет этих детей, сориентирует? Людям ведь свойственно выбирать самый легкий путь. И если 70% детей выберут гуманитарный профиль, 23% — технический, а 7% — естественно-математический, то отвечает ли это государственным интересам? Эти 7% поступят в лучшие вузы, конечно, потому что конкуренция среди математиков будет ниже, получат блестящее образование и что сделают? Уедут за границу!
А у нас останутся троечники, которые будут, как и сегодня, поступать в педвузы, а потом учить детей! Вы посмотрите на результаты ВНО первокурсников педвузов сегодня: 140! И мы сами проводим эту селекцию: лучшим даем билет за границу, а худшим — возможность учить наших детей.
Профильное образование — это хорошо, но для этого учителя с пятого класса должны быть заинтересованы в том, чтобы выявить задатки ребенка, чтобы правильно его сориентировать, потому что сам ребенок всегда будет выбирать то, что легче. Я сам когда-то чуть не сделал такую ошибку. После окончания университета я работал ассистентом, и мне предложили аспирантуру в двух вузах: в институте педагогики и в институте математики АН Украины. И я всерьез думал пойти в педагогику. Потому что это проще! Но в моей жизни был человек, который мне объяснил, что в этот момент я выбираю свою судьбу…
О колледжах и техникумах
Больше всего вопросов задавали народному депутату директора вузов I-II уровня аккредитации — техникумов, колледжей, лицеев. Дело в том, что после принятия нового закона о высшем образовании эти учебные заведения оказались не у дел. Все понимают, что сделано это было в первую очередь для того, чтобы перевести финансирование вузов I-II уровня с государственного бюджета на местные.
Но сегодня непонятно, на каких условиях они вообще могут набирать студентов: только после одиннадцатого класса или после девятого тоже, по результатам ВНО или проводить собственные экзамены? И это оказалось гораздо большей проблемой, чем финансирование. Ведь старшеклассники уже сейчас решают, куда поступать. А вузы, которые останутся без первокурсников, в условиях недофинансирования этот год точно не переживут…
Александр Спиваковский рассказал, что профильный комитет уже несколько раз подавал соответствующую поправку к закону, но по каким-то причинам нардепы ее не поддерживали. Обещал подать еще раз на этой неделе.
О профтехобразовании
Директора училищ и лицеев жаловались на устаревшую производственную базу и просили выделить в бюджете средства на обновление. С этим Спиваковский не согласился. По его мнению, профтехучилища должны переходить на дуальное образование, то есть учить студентов вместе с работодателями и практические занятия проводить непосредственно на производстве. Если же местные предприятия не готовы предоставлять свою базу для практики, значит, они не заинтересованы в таких специалистах, а значит — и училищу учить их не стоит, зачем плодить безработных?
На первый взгляд, нардеп абсолютно прав. Но он тут же сам привел пример, который заставляет задуматься.
— Я искал в Херсоне специалистов по установке солнечных батарей. Но их нет! В Херсоне, где солнце круглый год, сегодня нет специалистов по использованию солнечной энергии. Ни один херсонский вуз таких специалистов не учит. Почему? Потому что нет предприятий, где они будут востребованы. Ну я нашел киевскую фирму, они там все мне сделали. Спрашиваю: а почему нет филиала в Херсоне? А потому, что в Херсоне этому не учат, а люди, окончившие киевские вузы, в Херсон переезжать не хотят…
Так что иногда замкнутый круг получается.
Ольга Степанова, «УЦ».