Фильм о близком

22 августа состоится премьера нового фильма Александра Жовны «Мої милі українці». Сам автор определяет фильм как художественно-документальный. Главный герой фильма – Степан Кожумякин, дед Степан, который, как и Александр Жовна, жил в Новомиргороде.

Петр Панчук в роли Степана Кожумякина

– Наш фильм не совсем обычен, если исходить из жанра документального кино, – объясняет Александр Юрьевич. – В нем достаточно игровой части, что мне ближе и, в сущности, наиболее увлекало в этом проекте. Так сказать, основная художественная канва, на которую нанизывалась документальная история из архивных материалов.

Степан Кожумякин – неординарная личность, если не уникальная. Философ, филолог, инженер с двумя высшими образованиями с недюжинной эрудицией и колоссальным энциклопедическим багажом. Но главное – беззаветный патриот Украины. Убежденный, нераскаявшийся диссидент, лучшие годы своей молодости положивший на алтарь любви к своей родине, в конечном итоге приведшей его к двадцати годам ссылок и сталинских лагерей. А еще дед Степан жил неподалеку и в некотором роде был моим духовным наставником.

Степан Кожумякин, 70-ые годы

– Предыдущие фильмы вы снимали по своим же книгам, этот тоже? Как возникла идея создания фильма?

– Персонажем моих литературных произведений Степан Кожумякин, к сожалению, не стал. Но он всегда остается героем моих устных повествований. Ведь с ним меня связывает очень многое. В свое время в 80-годы, после моей пятилетней студенческой жизни в Киеве, надо мной повис колпак советского КГБ. В Новомиргороде положение мое еще более усугубилось в связи с дружбой с известным диссидентом Степаном Кожумякиным. Полагаю, если бы не горбачевская перестройка, скорей всего, мне светила бы дедова дорога на Соловки. Как-то на допросе мне удалось увидеть свое дело – увесистую серую папку с бумагами. Думаю, она где-то и теперь пылится в архивах кировоградского ГБ. Хорошо бы заглянуть в нее хоть глазком…

А идея создания фильма изначально возникла не у меня, а у Людмилы Новиковой – искусствоведа, исполнительного директора международного кинофестиваля «Молодість». Она тоже родилась в Новомиргороде. Не исключено, что мы пересекались с ней где-нибудь в одной из песочниц. А между нами жил дед Степан. Как-то Мила предложила мне написать сценарий документального фильма на конкурс к двухсотлетнему юбилею Тараса Шевченко, предполагавший государственное финансирование победителю. Я сразу отказался. Но, когда она упомянула о деде Степане, задумался. Потом заинтересовался и вскоре увлекся. Ведь кино – это возможность осуществления невозможного. Можно воскресить давно усопших, можно показать им не только прошлое, но и будущее, до которого они не дожили. Тем более будущее, о котором так мечтал Степан Кожумякин, – независимость его родины Украины. И кому, как не мне, показать деду его сбывшуюся мечту. В конце концов, это мой долг перед ним.

Я написал сценарий. Он оказался довольно нестандартным для документального фильма и вовсе не похожим на традиционные юбилейные проекты. По слухам, мы были фаворитами конкурса (я говорю мы, имея в виду кинокомпанию «Національна кінематика України», которая представляла меня на питчинге как автора и режиссера будущей картины), в прессе даже появилась информация о том, что мы уже выиграли. Смета составляла 1298275 гривен. Неплохая сумма. Можете представить, каким было наше разочарование, когда мы узнали, что оказались за бортом госбюджетного финансирования. И вот тогда я всерьез рассердился и дал себе слово снять фильм в любом случае – без миллионов, без группы и без студии. К счастью, была предыдущая практика. И, пожалуй, результат состоялся.

– Где и как снимали фильм без группы и без студии?

– Фильм снимался в Новомиргороде – на малой родине нашего героя. Главную роль исполнил заслуженный артист Украины, актер театра им. И. Франко Петр Панчук. Воплощалась идея с осени. Натурные съемки я планировал на зиму. Но, увы, актер был занят все три зимних месяца и вырвался в Новомиргород только весной, да всего лишь на два дня, за которые мы и сняли практически весь материал, а еще за три дня смонтировали фильм. Затем снова почти три месяца ожиданий актера на озвучивание. В этот раз он выделил из своего плотного театрального графика сутки. Весь звук мы записали за одну ночь. Казалось бы, за каких-то пять дней и одну ночь состоялся фильм. Но это не совсем так, вернее, совсем не так. Я продолжаю работать над ним по сей день. В общем, это заняло почти полгода творческого труда.

– Премьера состоится в Новомиргороде – это довольно нетрадиционно. Кого вы ждете на премьеру?

– То, что премьера пройдет в Новомиргороде, я считаю вполне уместным и естественным. Из этого города главный герой фильма. Я тоже живу здесь, никуда не уезжаю, остаюсь по-прежнему верен своему родному краю.

Из гостей обещали быть Роман Балаян, Мила Новикова, Владимир Панченко. Из Кировограда собирается приехать Константин Ярынич. Собственно, я буду рад видеть многих близких мне кировоградцев, в том числе и вашего шефа.

– Сможем ли мы в Кировограде увидеть этот фильм (честно говоря, очень хотелось бы)?

– Если кто-то возьмет на себя приятные хлопоты по организации просмотра, я готов предоставить картину. Ведь не все мои друзья, знакомые и просто неравнодушные кировоградцы имеют возможность приехать в Новомиргород. А фильм, полагаю, нужно смотреть. Ведь он не просто о диссиденте Степане Кожумякине. Он о нашей с вами Родине, по которой я веду героя фильма сквозь призму исторических событий со дня провозглашения независимости Украины к сегодняшнему дню независимости. Но вот о такой ли независимости мечтал наш герой? Вопрос, который так и остается открытым…

Будем ждать выхода фильма и, надеяться, что все-таки сможем посмотреть его в Кировограде, потому что фильм, снятый нашим земляком о нашем земляке на нашей земле, – это, согласитесь, событие. И еще очень интересно: как это – снимать художественный фильм о близком человеке, которого хорошо знал? Получится ли дед Степан на экране таким же, каким помнят его в Новомиргороде? Или идея совсем в другом, и к портретному сходству автор не стремился?..

Беседовала Ольга Степанова, «УЦ».

Добавить комментарий