Слова о том, что учителя – сеятели разумного, доброго, вечного, настолько затерлись, что утратили смысл. Некрасова лишь изредка цитируют исключительно на школьных праздничных линейках, а в повседневной жизни об этом высоком предназначении учителей забывают. Причем и сами учителя в том числе.
Нет, они, конечно же, выполняют учебный план в рамках школьной программы. За пределы этого тоже выходят, но, как признаются сами, без особого энтузиазма. И тому тоже есть свои причины. И все же… Для того, чтобы дать детям больше, чем того требует программа, необходимо желание учителя. Еще необходимы возможности это дать. И если учителя сельских школ жалуются на невозможность развивать детей вне школы, то их городские коллеги, как показывают примеры, просто не хотят «прыгать выше головы».
Примеров может быть много, но мы приведем один. В прошлом году владелец галереи «Елисаветград» Николай Цуканов предложил городским учителям бесплатно ознакомиться с музейными новинками и историческими документами, составляющими экспозицию галереи, а также живописными полотнами, выставленными здесь. На городскую систему образования была передана тысяча пригласительных – для учителей. Галерею посетило всего 28 человек…
«Не теряю надежду на то, что в новом году мы сможем вывести взаимоотношения между школами города и нашей галереей на более высокий уровень», – написал Николай Николаевич в очередном письме-обращении к начальнику управления образования Кировоградского горсовета Ларисе Костенко. Галерея предлагает учителям приводить детей на экскурсии, которые проводятся с учетом возрастной психологии учеников. В залах можно проводить уроки по истории, краеведению, изобразительному искусству и даже музыке (в залах прекрасная акустика).
Николай Цуканов и сотрудники галереи надеются на «долгосрочный договор сотрудничества, в рамках которого галерея готова взять на себя определенные обязательства». Это, например, бесплатное проведение экскурсий для первоклассников с обучением навыкам поведения в выставочных залах. Совсем нелишние навыки для образованного человека. Может быть проведен конкурс рисунков среди младших школьников и фоторабот среди старшеклассников. Лучшие работы будут выставлены в галерее, что послужит стимулом для развития творческих способностей. Самые старшие ученики смогут «посостязаться» в написании научных работ, беря за основу материалы галереи. Лучшие работы будут премированы. «Елисаветград» готов за собственные средства устраивать передвижные выставки репродукций картин для экспонирования их в школах города.
Идей много, и они рождаются у наших галеристов практически ежедневно. Вопрос в том, кто их подхватит, кто захочет участвовать в их реализации. Договор между управлением и галереей нам кажется утопией. Ну, подпишут, ну, дадут разнарядку сверху, что, положим, раз в месяц учитель такой-то школы должен провести урок в галерее. И придет все к тому, что прививание творчества детям сведется к отчету о проделанной работе для галочки.
Нам хочется надеяться, что этот материал прочитают учителя, до которых, может, в прошлом году не дошли пригласительные, или которые еще не знают о галерее, или которым хочется, открывая детям новое, восхищаться вместе с ними. Только одна кировоградская учительница проводила уроки рисования в галерее. Представляете, как это здорово: рассказывать детишкам о натюрморте, портрете и пейзаже на примерах живых картин! А сколько здесь экспонатов по истории!
В общем, не теряем надежды вместе с Николаем Николаевичем на то, что миссия галереи – повышать уровень культуры, образованности, духовности наших людей – будет наконец-то поддержана теми, кому мы доверили не только обучение, но и формирование личности наших детей.
Елена Никитина, фото Елены Карпенко, «УЦ».
«Слова о том, что учителя – сеятели разумного, доброго, вечного, «родились в одну эпоху,а
«настолько затерлись, что утратили смысл» в эпоху массового потребления,культа «золотого тельца».Закономерный итог.
«Нет, они, конечно же, выполняют учебный план в рамках школьной программы. За пределы этого тоже выходят, но, как признаются сами, без особого энтузиазма. И тому тоже есть свои причины «. Какие же?! С этого нужно начинать.