Научить детей мечтать

В кировоградском коммунальном учреждении «Детский дом “Наш дом”» – выборы директора. Уже прошел первый этап. Всего четыре претендента, среди которых явно выделяется один – Роман Воронков. Именно с ним захотелось встретиться и пообщаться.

Причин тому несколько. Во-первых, он единственный мужчина в компании кандидатов на должность. Во-вторых, он молодой, ему 29 лет. Правда, возраст ему ставят в «вину». Он женат, у него есть дочка. В-третьих, у него особенное, трепетное отношение к своей профессии и месту работы. Детский дом он ласково называет «домик». В-четвертых, хочется надеяться, что второй этап конкурса будет непредвзятым, что все кандидатуры комиссией будут тщательно проанализированы. Городская комиссия – это, конечно, не антикоррупционное бюро и даже не люстрационный комитет, но объективность должна быть обязательным условием.

Роман Михайлович окончил педуниверситет, факультет иностранных языков. Признался, что еще во время прохождения практики понял, что в школу работать не пойдет. Но тяга к педагогике, к воспитанию детей преобладала, и выпускник университета пошел работать в детский сад. «Там мне очень понравилось. У меня была группа около тридцати человек: маленькие, хорошенькие, умненькие, неординарные. Может, мне так казалось, но мои были самые лучшие», – рассказал Роман.

Детский сад делит территорию с детским домом. Когда туда набирался дополнительный штат воспитателей, директор предложил Роману поучаствовать в конкурсе. Так Роман Михайлович стал воспитателем в детском доме. Это, конечно, не детский сад, но работа пришлась по душе. «Мне там понравилось, наверное, даже больше, чем в детском саду. В “Нашем доме” оказалось, что есть пространство для педагогического маневра: можно выйти за рамки программы, что-то придумать самому, воплотить это в жизнь, получить положительный результат и моральное удовлетворение от этого.

Воспитатели работают сутки через трое, но есть необходимость приходить чаще. Это даже нужно делать, потому что за сутки ты не привяжешься к ребенку, ничему не научишь. Можно что-то начать, но, если ты это будешь делать по графику, у тебя ничего не получится», – поделился воспитатель.

Что касается сложностей в работе, то Роман Михайлович отметил, что они есть и будут, потому что все воспитанники детдома со сложными судьбами. У кого-то родители есть, но они не родители, у кого-то родные погибли, заболели. Дети, которые росли в неблагополучных семьях, практически ни к чему не приучены. «Они не приучены учить что-то, читать, думать, хотеть, стремиться, мечтать. У них нет элементарных планов на будущее. Перебороть их апатию, безразличие, стимулировать к жизни – задача воспитателя», – уверен педагог.

Есть у Воронкова и свои педагогические успехи. Один из них связан с его бывшей воспитанницей, непослушной и строптивой, с характером которой пришлось бороться. После двух лет жизни в Америке (ее и брата взяла американская семья) девочка написала своему воспитателю: «Спасибо за все». Сейчас она делает успехи в учебе и спорте. Недавно прислала фотографию, на которой изображено зеркало с прикрепленным листом бумаги и текстом: «Ты красивая, ты умная, ты способная, ты успешная». Эти слова, как мантру, Роман Михайлович повторял воспитаннице.

«Наш домик имеет свои принципы. Изначально предполагалось, что работать в нем должны люди без опыта, тем более опыта работы в интернатах, потому что эта система себя изжила. По расписанию проснуться, умыться, лечь спать, поесть, погулять, сходить в школу… “Наш дом” от этого отошел. У тебя есть воспитанник, которого ты должен забрать из школы, повести на тренировку или другие занятия, сходить на родительское собрание, решить какие-то проблемы. Но эти принципы со временем нивелировались, в детский дом стали брать на работу бывших сотрудников интернатов, в связи с чем вернулись требования к детям типа “кроватка под линеечку”. Не хотелось бы, чтобы эту работу воспринимали только как удобный график занятости», – рассказал Воронков.

Есть ли у претендента на должность директора «Нашего дома» своя программа дальнейших действий? Она, сказал Роман Воронков, содержится в уставе учреждения и ее просто нужно выполнять. «Есть необходимый минимум и желаемый максимум, что сегодня, к сожалению, не делается, просто формально выполняются минимальные условия, – рассказал воспитатель. – На сегодняшний момент мы – обыкновенный интернат. Экспериментальность, новаторство испарились. А мы же работаем не с пиломатериалом, не с металлоломом. Твое действие сегодня сказывается на ребенке завтра. Нужно как можно быстрее восстановить принципы, на основе которых создавался наш домик. Взрослый человек, если ему что-то не понравится, уволится и найдет другую работу. А ребенок, если не получит сейчас, не получит уже никогда».

Елена Никитина, фото Павла Волошина, «УЦ».

Научить детей мечтать: 1 комментарий

  1. Интересно, а где делся Сергей- директор, который начинал все НЕ ПО ИНТЕРНАТСКИ и которого гороно за это разрывало , и он их крепко раздражал . Это чувствовалось и может в ЭТОМ дело ?!?

Добавить комментарий