Фотографии, которые надо читать, от журнала, который нужно смотреть

На прошлой неделе в галерее «Елисаветград» открылась выставка «50 лучших фото National Geographic». Кировоград стал третьим городом Украины после Киева и Ивано-Франковска, в котором демонстрируются лучшие фото журнала за все годы его существования. И это не лучшие фото какого-нибудь гламурного глянца, каждый из представленных кадров – шедевр, ведь речь идет о журнале, который сотрудничает с лучшими фотографами мира.

Почти каждая из работ имеет многолетнюю предысторию. «Десять лет я мечтал сфотографировать белых медведей под водой, – написано под одной из фотографий. – Но я не хотел принуждать медведей и ставить их в неловкое положение, поэтому таких снимков не делал. На этот раз я увидел медведя, который нырнул, подплыл к нему на лодке и опустил камеру под воду. Я снимал вслепую и не знал, что получится. Пол Никлен». Получилась потрясающая фотография, на которой медведь, который плывет под водой, отражается, как в зеркале, в верхней кромке воды. Стандарт National Geographic вообще позволяет публиковать только те фото, которые не требуют подписей или объяснений – они имеют собственный сюжет и рассказывают историю сами. Но на выставке рядом с каждым фото – краткая история его создания. И все эти истории необыкновенные, хотя в большинстве случаев речь идет скорее о необыкновенно кропотливой работе фотографа. Вот фото самой высокой в мире секвойи, которое сделал Майкл Николз. В подписи не сказано, какой высоты дерево, наверное, его и не удалось измерить, но между ветвей замечаешь яркие пятна. Это люди! Настолько крошечные на фоне дерева, что их даже с муравьями не сравнить. Чтобы сделать этот снимок, между двумя соседними деревьями натянули веревку, на которую повесили систему с тремя камерами. Съемка одного-единственного дерева, не считая подготовительной работы, продолжались три недели! Окончательное фото, которое мы видим, – это панорама, составленная из 84 кадров. Есть и очень трогательные истории. Например, с фотографией плачущего перуанского мальчика. Портрет сам по себе потрясающий: мальчик выглядит так, что его хочется вынуть из фото и обнять, потом на заднем плане замечаешь мертвых овец. «Его звали Эдуардо Рамес, – написано рядом. – Ему было девять лет, он гнал двенадцать овец в свою деревню. Перуанское такси неаккуратно проехало через группу овец, и он не знал, что ему делать, как возвращаться домой». Фотограф Уильям Алларда переживал из-за того, что ничем не помог мальчику, просто сфотографировал и поехал дальше. Но, когда фото было опубликовано в National Geographic рядом с текстом о том, как трудно живут люди в некоторых районах Перу, читатели журнала собрали $ 7000 на помощь семье Эдуардо и селу, где он живет. На эти деньги в село даже водопровод провели, а семье вернули живых овец. Трудно удержаться от соблазна пересказать истории всех пятидесяти фотографий, но на этом остановимся. Выставка интересна еще и тем, что все фото совершенно разные, но почти все впечатляют. На это надо смотреть. И обязательно – читать объяснения.

Выставка «50 лучших фото NG» проводится в Украине еще и потому, что в марте этого года National Geographic стал выходить на украинском языке. Украинская версия NG несколько отличается от, скажем, украинской версии журнала «Плейбой» (если таковая существует): в иноязычных версиях журнала Национального географического общества США, кроме переводов, обязательно должны быть местные статьи – от такого подхода выигрывают все 39 редакций NG, ведь страны могут обмениваться статьями, фотографиями и т.п. На открытие выставки в Кировоград приехала редактор нового украинского журнала Ольга Вальчишен, которая, кстати, раньше работала в журналах «Корреспондент» и «Фокус» как политический и экономический обозреватель, а мечтала, оказывается, писать о природе. Мы расспросили ее о легендарных авторах National Geographic, о том, чего ждать от украинской версии журнала, как стать корреспондентом NG (а это, оказывается, вполне реально) и где вообще можно взять журнал.

– Не секрет, что печатные СМИ сейчас переживают не лучшие времена. И в таких условиях вы издаете новый журнал, к тому же совсем недешевый… На что вы рассчитываете?

– National Geographic – нетипичный журнал для Украины, это одно из самых известных научно-популярных изданий в мире, и нас очень вдохновляет тот факт, что, несмотря на кризис, тиражи NG в Америке почти не уменьшились, а электронная аудитория очень динамично растет (речь идет о так называемых электронных подписчиках издания, которые ежемесячно получают журнал в формате PDF по электронной почте или даже на айфон. – Авт.). Украинское издание – не единственное, которое появилось в последние годы. Не так давно запустились издания в Латвии, Грузии, Монголии. И на следующий год готовится два-три новых издания на локальных языках. Поэтому можно сказать, что аудитория National Geographic ежегодно как раз увеличивается и, по моему мнению, это потому, что люди начинают понемногу заботиться о планете, об экологии. Мы сегодня больше интересуемся какими-то политическими, социальными проблемами, но уже начинаем понимать, что вопрос номер один сегодня – это вопрос сохранения нашей планеты, воздуха, которым мы дышим, воды, которой мы пользуемся, и т.п.

– Я посмотрела выставку, и у меня сложилось впечатление, что в «NG» работают только очень талантливые люди, которые отдают работе все свое время… У вас есть любимые авторы, фотографы?

– Кети Ньюман – одна из моих любимых авторов – работает в NG несколько десятилетий, она пишет прекрасные, очень лирические и искренние тексты, одновременно объективные и насыщенные информацией. Из фотографов, пожалуй, француз Шарль Фреже, в этом году вышло уже несколько его материалов. Мне очень понравился его проект «Дикие люди», для которого он сфотографировал в языческих костюмах жителей разных стран Европы – немцев, австрийцев и др. Оказалось, что обычаи переодеваться в животных есть не только у нас на Буковине (подразумевается традиция «водить козу». – Авт.), но и в тех странах, жители которых кажутся нам очень прагматичными. Они тоже переодеваются в медведей, коз на Рождество или на какие-то языческие праздники, которые имеют дохристианские корни. В следующем номере тоже будет его материал – разрисованные слоны из Индии. Если говорить о тех корреспондентах, работы которых можно увидеть на выставке, то, на мой взгляд, один из самых интересных фотографов – Майкл Николз. Он штатный фотограф NG, в течение многих лет снимает дикую природу. Его специализация – интеграция в дикую природу, наблюдения. Он фотографирует так, что звери фактически не замечают ни его, ни камеры. Животные настолько привыкают к нему, что он может показать нам их настоящую жизнь, которую очень трудно увидеть. В следующем нашем номере просто удивительная его работа о львах в национальном парке Танзании, кажется, 2008 года. Я советую всем посмотреть, таких фотографий львов я, честно говоря, еще не видела. По моему мнению, интересные работы у Криса Джонса. Это тоже фотограф-анималист. Сейчас он является главным редактором National Geographic, в Национальном географическом обществе его считают чрезвычайно успешным редактором именно потому, что он смотрит на все как фотограф, воспринимает информацию визуально. А в NG, вы знаете, фотографии – на первом месте, а текст их только дополняет. На выставке представлены ​​его фотография льва в Калахари и верблюды, пересекающие пустыню. Мы очень надеемся, что он приедет в Украину и проведет мастер-классы для наших фотографов.

Герд Людвиг – мощнейший социальный фотограф. Здесь есть его московская фотография (действительно потрясающая, пожалуй, одна из самых интересных фотографий выставки. – Авт.). У него есть еще очень много интересных чернобыльских кадров. Обязательно поищите в Интернете, он специализируется именно на странах бывшего СССР, в Украине был несколько раз. Последний его материал был в 2009 году, я даже в какой-то мере к нему причастна, потому что работала с журналисткой, которая приезжала в Киев, помогала ей искать информацию. С Гердом Людвигом, к сожалению, я не работала, потому что он постоянно находился в Крыму.

– Это был материал о природе Крыма?

– Не совсем: о Крыме как о таком полуострове между двух государств, на который и Россия где-то посягает… National Geographic пишет на самом деле не только о природе и экологии, но и о социальных проблемах, о политике. Но это политика не с точки зрения интриг, анализа влияний (как мы к этому привыкли), а с точки зрения того, как это влияет на людей, меняет их жизнь.

– В штате National Geographic почти никто не работает, – продолжает Ольга Вальчишен. – Сейчас журнал больше привлекает фрилансеров. Журналисты, фотографы выполняют конкретную задачу и получают за нее гонорар. Такая политика позволяет привлекать лучших в своем деле. В Украине мы тоже стараемся работать с фрилансерами, с лучшими авторами. Катя Панова – наш автор, она пишет и для украинского Esquire – тоже журнал с мировым именем. Джозеф Сивенький – американский фотограф, довольно известный, он фотографировал для New York Times, Time, Newsweek, сейчас он живет в Украине и сотрудничает с нашей редакцией.

– А какие гонорары получают фрилансеры в NG, если не секрет, ведь подготовка материала для такого специфического издания может занять и несколько лет?

– В каждом конкретном случае гонорар оговаривается отдельно, поскольку задачи разные. Да, есть материалы, которые нужно готовить несколько лет. Скажем, сейчас мы готовим материал о птицах: надо снять, как птенцы вылупливаются, как родители их кормят, как они вырастают и т.п. На это требуется не менее года, и гонорар должен быть таким, чтобы человек работал в течение этого времени только над этой темой. Если – чтобы сделать фото какого-то редкого животного, – фотограф должен просидеть две недели в лесу, в шалаше замаскированном, то такая фотография будет стоить дороже, чем фото, которое можно сделать, просто гуляя по городу. Но я могу сказать, что мы платим гораздо больше, чем большинство изданий на рынке. И я надеюсь, что у нас быстро появятся фотографы, которые будут специализироваться именно на фотографиях природы. Большинство фотографов занимаются коммерческой съемкой, рекламной съемкой, а животные, ландшафты – это фотографии, которые они делают для себя, для души. Мы сейчас даем им возможность делать то, что им нравится, и получать за это приличные деньги.

– Людей, которые любят фотографировать природу, на самом деле много. Может, где-то скрывается гений – как ему выйти на вас?

– У нас есть конкурс «Твой кадр», аналогичный конкурс имеется и в американском издании. Читатели высылают фотографии на наш электронный адрес – как профессиональные фотографы, так и непрофессионалы. И мы выставляем их на своей странице Facebook, где проходит голосование за лучший кадр. Редакционная коллегия тоже выбирает лучшую фотографию. И ежемесячно мы печатаем в журнале две фотографии – выбор читателей и ту, что больше понравилась нам. Порой бывает, что таким образом мы находим интересных фотографов, с которыми потом сотрудничаем. Вот, например, Денис Кривой, который фотографирует ландшафты, он как раз прислал нам фото в рубрику «Твой кадр». Мне очень понравилась его фотография. Я посмотрела другие его работы, и мы пригласили его снять материал о степи, который выйдет в нашем августовском номере. И сейчас можно сказать, что он прекрасно справился с этой задачей.

– Какие еще украинские темы были и будут в NG?

– У нас были небольшие материалы о зубрах, о тетеревах, большой материал о строительстве уникальной защитной арки в Чернобыле. С точки зрения инженерии, это уникальный объект, нигде в мире еще не делали ничего подобного. В следующем номере, кроме большого материала об украинских степях, будет статья об уникальном горном монастыре Шулдан в Крыму. Формально этот монастырь принадлежит Московскому патриархату, но поскольку он очень высоко в горах и туда почти никто не может добраться, то он несколько неофициальный. Сейчас там четыре человека – они не монахи, просто люди, которые хотят отдохнуть от мира, переосмыслить свою жизнь. Там есть настоятель, он священник, но это действительно неформальный монастырь вроде тех, которые существуют где-то в Непале.

– Я увидела украинский National Geographic только сегодня, в Кировограде его нет в продаже. Где мы, кировоградцы, можем его взять?

– Надеюсь, что после этой выставки он будет продаваться в Кировограде. Просто это зависит не от нас, а от местных, кировоградских дистрибьюторов. Мы предлагаем свой журнал, а они дальше решают, хотят ли они его покупать. Я надеюсь, что после выставки, когда больше людей узнают, что такой журнал уже есть в Украине, и начнут спрашивать, тогда, соответственно, дистрибьютор будет его заказывать. Так у нас получилось со Львовом, например: когда вышел первый номер, дистрибьютор заказал буквально несколько сот экземпляров, а затем мы посылали туда и второй тираж, и третий, потому что спрос оказался в несколько раз выше. А пока существует подписка, в том числе – электронная, сейчас мы работаем над созданием сайта и развитием цифровых носителей, создаем версии для айфонов, айпадов. Хотя вообще вы меня удивили, я даже не думала, что в таком большом городе, как Кировоград, может не быть нашего журнала…

Ольга Степанова, «УЦ».

Добавить комментарий