К нам едет конный театр!

В конце августа в Кировоград приезжает конный театр «Запорожские казаки». Мне когда-то повезло увидеть выступление конного театра на Хортице – это было необыкновенно красиво: казаки, выполняющие сложные трюки на полном скаку, холеные лошади, настоящее казацкое оружие. Правда, там театр выступал в природном амфитеатре над Днепром возле комплекса «Запорожская Сечь», то есть декорации были соответствующие. У нас программа пройдет на ипподроме – и это, конечно, совсем другое. Но все равно конный театр – очень необычное искусство, которое принципиально отличается от конного цирка или спорта.

О том, что это такое, кто может стать актером такого театра и как проходят выступления на выезде, мы попросили рассказать художественного руководителя «Запорожских казаков» Александра Матешу.

– Конечно, в нашей программе много конно-спортивных упражнений, боевых упражнений с применением оружия: луков, арбалетов, топориков казацких. Но мы показываем, что казаки не только воевали, но и веселились, возвращаясь на Сечь, – объясняет Александр Федорович. – Сценарий конкретного выступления зависит от многого: сколько времени оно займет, какое расстояние от актера до зрителя и т. п. В выездных выступлениях обычно участвуют пять лошадей, больше просто не помещается в коневоз. Конечно, мы привозим с собой кое-какие декорации, иногда даже разводим рядом костер, и те актеры, которые не задействованы в основной программе, варят казацкий кулеш по всем правилам, а потом угощают им зрителей. На ипподроме программа будет более академичной. Если мы выступаем на своей площадке, то расстояние от актёров до ближайшего зрителя – 4-5 метров, мы можем разговаривать со зрителями, вовлекать их в действо, учить пользоваться арапником, арбалетом. На ипподроме расстояние до зрителя – 30-40 метров, и, конечно, это диктует свои правила.

Как оказалось, в конном театре, который существует уже более двадцати лет, вообще не так много актеров, всего четырнадцать человек и двадцать восемь лошадей – по две на каждого.

– Каждую весну мы объявляем набор, – говорит Александр Матеша. – И к нам приходит 15-17 человек, обычно люди физически подготовленные – танцоры, спортсмены. Но остаются два-три. Не потому, что мы их выгоняем, мы бесплатно учим абсолютно всех желающих, просто люди сами понимают, что это не для них. Мы занимаемся хореографией, гимнастикой, борьбой, сабельным боем. Кроме этого, человек должен быть очень музыкальным: у каждого коня определенный темп, который зависит от длины шага, и чтобы соскочить с коня на скорости 50 км в час, выполнить какой-то трюк и сесть обратно в седло, нужно очень точно чувствовать этот темп. Конечно, нужны и актерские способности, и любовь к лошадям, гармония со своим конем. Лошади ведь крупные животные весом до 500 кг, но они пугливые, ласковые, они привязываются к хозяину так же, как собаки. Но главное в нашем деле – кураж. Если его нет, то ничего не выходит. Приходят люди, кажется, подходящие во всем, но они боятся – и этот страх не дает им проявить себя. Представьте: скорость бешеная, ветер в ушах свистит, адреналин выделяется в огромных количествах, тут нужно чувствовать, что ты с конем – единое целое. В цирке, например, проще, там лошадки бегают по привычному кругу, и всаднику остается только делать трюки. А на открытых площадках, особенно на больших площадях вроде ипподрома, конь может растеряться, им нужно управлять.

– А какие требования к актерам-коням?

– Да практически такие же, как к людям. Некоторые наши казаки могут за месяц научиться делать какой-то трюк, другие – за всю жизнь не научатся, потому что многое зависит от физиологии. Но это не так важно, главное – кураж и гармония. То же и с лошадками. Вот у нас Шейх, например, знает стойку в седле. А молодая лошадка Утеха пугается, если всадник встает в седле в полный рост – ну и не выполняет она пока этот трюк, все сугубо индивидуально.

Будем ждать приезда конного театра – лучше все-таки один раз увидеть. И смотреть, поверьте, стоит. Хотя меня как зрителя немного смущает, что конный театр будет выступать вместе с Академическим театром музыки и танца «Зоряне» и группой «Лисапетный батальон» – кажется, у трех участников программы все-таки разные зрители.

Ольга Степанова, «УЦ».

Добавить комментарий