Грузинский вариант кадровой революции в государственных администрациях Кировоградщины возможен, но только в пакете с реформой делопроизводства, которой со дня на день ждут «сверху», считает 34-летний председатель Знаменской районной администрации Юрий Гугленко.
В интервью «УЦ» он рассказал о практических аспектах проведения децентрализации, долгожданного и окончательного перехода госслужбы на систему электронного документооброта, построения правильных отношений между местными органами государственной власти с участниками АТО и их семьями и многом другом – на конкретных примерах с вверенной ему территории.
— Юрий, когда «молодые и горячие», готовые ломать косную забюрократизированную систему, попадают в жернова госслужбы, они часто ломаются сами. Когда вы начали работать в Александрийской РГА, вам не было и тридцати, – в чем система пыталась сломать вас, в чем вам удалось сломать систему, кому удалось больше?
— Мне, наверное, повезло – я начал свою деятельность госслужащего именно в Александрийском районе и именно под руководством Сергея Кузьменко, ныне действующего председателя областной государственной администрации. Александрийский район очень сплоченный, район настоящих трудяг-хлеборобов, которые всегда нацелены на благосостояние не только свое, но и территорий. Поэтому систему особенно ломать не пришлось, хотя были внесены кое-какие коррективы. Но и нас, не перестроили, основная задача, которую мы перед собой ставили – как тогда, так и сейчас, – не обслуживание действующей системы, а работа для людей.
— Только ленивый сегодня не говорит о том, что тормоз реформ в Украине – не наверху, и даже не в середине, а на низовом чиновничьем уровне, который не обновляется зачастую десятки лет и представители которого часто откровенно саботируют новые подходы. Какие способы вы видите и применяете для того, чтобы привлечь на госслужбу молодых, талантливых управленцев из того же бизнеса?
— В последние 5 лет затянуть кого-то на госслужбу из успешных, умных, перспективных – практически нереально. Да, приходят молодые люди, которые в силу юности пытаются что-то кому-то доказать. Но мы имеем проблемы с оплатой работы госслужащих, их обеспечением. Мне удалось привлечь тех людей, которые работали со мной в Александрийском районе, – близких по духу, с которыми мне комфортно. А с теми, кто по многу лет сидит, работаем, общаемся, пытаемся донести свою философию. Это очень сложно, мне кажется, эту проблему можно будет системно решить только после реформы государственной службы, в том числе – изменений, связанных с децентрализацией. Когда люди будут приходить в исполнительную власть в области и районах через выборы, они будут понимать, зачем они туда идут, что будут делать, и отвечать перед людьми, которые за них голосовали.
— А грузинский вариант – прямо сегодня сократить половину ставок, а на освободившийся фонд заработной платы нанять в два раза меньше, но толковых людей, у нас применим?
— Есть постановление Кабинета Министров, согласно которому мы должны сократить 10% аппарата и структурных подразделений. Но эти деньги не освобождаются для нас, это экономия для государства. К тому же получается, что людей мы увольняем, а количество бумаг и нагрузка по перекладыванию бумаг из одного шкафа в другой остаются теми же. Грузинский вариант применим, если вводить электронный документооборот и параллельно сокращать людей. Тогда мы действительно высвобождаем бюджет, который можно перенаправить на тех людей, которые остаются.
— Что вообще за проблема с переходом на электронный документооборот? Везде есть компьютеры, Интернет, а бумаги как носили из кабинета в кабинет, так и носят…
— Как бывший руководитель аппарата районной государственной администрации скажу: все зависит от инструкций по деловодству, которые утверждаются сначала Администрацией Президента, потом Кабинетом Министров, потом спускаются в областную государственную администрацию, потом в районную и так далее. Есть регламент, по которому все эти структуры работают. В итоге у нас накапливается куча бумаг перед тем, пока документ ляжет на стол главы администрации, чтобы он поставил подпись. Хотя все можно сделать гораздо проще – в крупных коммерческих компаниях давно есть общие серверы, общие папки, в которые каждый может зайти, поставить «галочку» и так далее. А в Знаменской районной администрации, когда я туда пришел, у нас даже локальной сети не было. Это наши реалии, где-то лучше, где-то хуже. В Александрийском районе более-менее наладили эту работу, стали меньше бегать с документами. Некоторым возрастным сотрудникам пришлось поставить условие: «Кто не хочет учиться работать с компьютером – до свидания». Был такой момент. И здесь, в Знаменке, тоже был. Все постепенно меняется, сейчас в Администрации Президента есть Дмитрий Шимкив, который за это отвечает. Он утверждает, что в Администрации уже ввели электронный документооборот, в Кабинете Министров тоже к этому пришли, и до нас дойдет очередь.
— Одной из самых важных и сложных «мирных» задач для местной власти и самоуправления является практическое проведение децентрализационных процессов. Первый аспект – финансовый, бюджетный. У местных бюджетов уже появились новые источники доходов, но вместе с ними – и новые расходы, которые раньше брало на себя государство, к тому же некоторые старые виды доходов забрали. Насколько Знаменский район готов к этому всему?
— В Знаменском районе все сельские советы финансово самостоятельны. А все потому, что процесс децентрализации здесь начался давно, и сегодняшние результаты показывают, что децентрализация – это хорошо. Доходная часть районного бюджета не позволяет содержать все учреждения социальной сферы – школы, ФАПы и так далее. И мы их в основном финансируем за счет субвенций сельских советов, на территории которых находятся эти учреждения.
— Почему у них есть деньги, когда масса других сельсоветов жалуются на их постоянную нехватку?
— Потому что они уже укрупнились – в свое время. Сельских советов было в 1998 году то ли 18, то ли 19, а сейчас их 13. То есть в Знаменском районе добровольное объединение общин, о котором сейчас говорят, уже прошло – эволюционно. Слабенькие понемногу «вымирали», сельские хозяйства укрупнялись на территории одного большого села, и они административно это проводили, согласно нормативной базе, которая действовала на тот момент. Да, остались территории, которые теоретически можно было бы укрупнить, и они стали бы мощнее. Но, когда мы начали с общинами обсуждать этот вопрос, они сказали: «Нам и так хорошо, нас все устраивает». Поскольку нужно было принять перспективный план – все знают, что это было связано с получением денег из Фонда регионального развития, – мы его приняли. Две самые крупные, самодостаточные общины остались сами по себе – Дмитровка и Субботцы, а все остальные приняли решение о том, что планируют когда-нибудь, может быть, объединиться.
— Сегодня органы власти всех уровней, в том числе на Кировоградщине, ежедневно сталкиваются с проблемами военнослужащих, участников АТО. Удалось ли наладить реализацию системных подходов к решению этих проблем в Знаменском районе, какова роль администрации в этих процессах?
— Есть первоочередные задачи, которые перед нами ставят и Президент, и глава облгосадминистрации. Это мобилизация – у нас шестая волна закончилась, и седьмой пока нет. С первыми пятью волнами мы в районе справились на 100%, с 6 волной – как и в целом по стране, где-то недоработали, а может, уже не с кем дорабатывать. Есть другая задача, которую нужно решать, – это вопросы демобилизованных, семей тех ребят, которые сейчас проходят службу, и в этом плане, я считаю, за шесть месяцев удалось сделать немало. Мы разделились на группы, сели в машины, проехали по всему району, собрали информацию от сельских голов – где кто служит, родственники, демобилизованные… Потом мы эту информацию систематизировали, выделили те направления, по которым нужно работать. Первое – медико-психологическая реабилитация, в ней нуждаются практически 100% тех, кто прошел АТО. Второе – санаторно-курортное лечение. Третье – получение статуса участника боевых действий, оформление субсидий, гарантий. Этими вопросами занимается в том числе мой внештатный советник, 23-летний парень, сам участник АТО, спецназовец, он общается с ребятами на их языке.
Очень больной вопрос – выделение земли бойцам, и так далее. К счастью, Государственную службу по делам ветеранов войны и участников АТО возглавляет наш земляк – Артур Деревянко, который долгое время служил в нашем 3-м полку спецназа. Я связался с приемной, мне удалось поговорить с Артуром Валентиновичем, рассказать о той работе, которую я делаю, что мы планируем. Мы организовали его встречу с участниками АТО и членами их семей в зале администрации. Люди узнали, что есть такая служба, смогли выговориться. Благодаря этому визиту область получила для участников АТО более 100 путевок в санатории. Сейчас наша знаменская районная больница принимает совместно с областным госпиталем ветеранов войны участие в тендере на привлечение средств государственной службы на оплату услуг медико-психологической реабилитации демобилизованных бойцов. Сейчас в помещении проводится ремонт, тендер на днях должен пройти, и, думаю, деньги на оплату услуги мы сможем привлечь. У нас уже есть опытный психолог, она работала с ребятами, которые возвращались из Югославии. Через три недели центр – первый в районах области – планируем открыть.
Записал Андрей Трубачев, «УЦ».
чуєш, фуфболіст, в 1998 році сільрад теж було 13, ти ще тоді під стіл пішки ходив, спеціаліст, блін, вивчи адмінподіл району!