Игорь Гоцул: «Мы уже не имеем права на ошибку»

Намеченная  реформа физкультурно-спортивной отрасли на сегодняшний день является одной из самых обсуждаемых тем в среде спортивной общественности Украины. И детальный разговор на эту тему давно назрел. К счастью, у нас появилась возможность поговорить с одним из инициаторов изменений, заместителем министра молодежи и спорта, президентом Федерации легкой атлетики Украины, нашим земляком Игорем Гоцулом.

Наш телефонный разговор длился около двух часов и коснулся  роли физической культуры и спорта в стране,  концепции планируемых изменений, путей решения существующих проблем, а также  аргументов сторонников и противников реформы. Предлагаем вам наиболее интересные моменты из очень обстоятельного и интересного разговора.

О необходимости реформы:

— Если реально называть вещи своими именами, наша спортивная система подошла к критической черте и находится на краю гибели. Сегодня накопилась такая масса проблем, при которой оттягивание изменений ведет к тому, что мы можем потерять все хорошее, что у нас еще сохранилось. Десятками наши ведущие спортсмены и тренеры уезжают в другие страны, спорт сотрясают скандалы, связанные с неэффективным использованием средств и административными злоупотреблениями. По-прежнему в нашем спорте остро стоит и проблема допинга. Так что необходимость перемен назрела, и не признавать это — значит, расписаться в собственном бессилии. Мы уже не имеем права на ошибку.

О существующих проблемах:

— Спортивный бюджет уменьшается, и в следующем году, скорее всего, он будет не самым благоприятным для развития спорта. И все же нужно находить способы, которые позволят дифференцировать риски. Ведь сегодня спорт находится только на дотации у государства и получает достаточно большие средства, если оценить объем финансовых вложений. В целом по стране по линии всех бюджетов на физическую культуру и спорт выделяется порядка 6 млрд гривен, при этом около 4 млрд идет через профильное министерство. А вот эффективно ли  используются такие немалые средства — это достаточно серьезный вопрос для меня.

Сегодня финансирование спорта в большинстве случаев никак не связано с конкретными результатами и реальной пользой для страны. Наши чиновники достаточно часто приходят и говорят: дайте нам на спорт, потому что это хорошо. Это в лучшем случае. А в худшем заявляют:  если вы нам не дадите денег, то мы будем вместе с детьми и родителями пикетировать облгосадминистрацию или Кабинет Министров. Насколько это правильно и этично — вопрос риторический. Вот такой подход, среди прочего, унижает спорт как таковой, нивелирует его значение для страны и не дает ему развиваться. И именно это отодвигает спортивную отрасль на задний план.

О сути намечаемых изменений:

—  Основная цель реформы адаптировать спорт к рыночной модели экономики, в условиях которой мы проживаем. Все направления, такие, как спорт высших достижений и спорт как социальный феномен, могут быть четко идентифицированы, просчитаны и оценены. Здесь у людей возникает некий стереотип, который активно поддерживается противниками реформы, о том, что псевдореформаторы просто хотят перевести спорт на коммерческую основу и заставить родителей платить за занятия детей. Мягко говоря, это неправда.

Речь идет о том, что должно сохраниться финансирование на том же уровне, а может, даже и больше. Но все должны четко понимать, что если страна платит, то она должна знать за что. Если какой-то вид спорта получает финансирование, то необходимо оценить, сколько он может принести славы стране на международной арене, что выражается в медалях на соревнованиях. При этом медаль одного достоинства, полученная спорт­сменами в разных видах спорта, может иметь разную ценность для страны с точки зрения поднятия престижа. Ведь есть виды спорта, которые развиваются лучше, где выше конкуренция, и такие виды в большей степени представлены на телевидении. Такие виды должны оцениваться  по более высокой шкале. При этом страна должна решить: какие результаты и в каких видах спорта для нее приемлемы, — будет это в индивидуальных видах попадание в тройку, пятерку или восьмерку сильнейших? Такой заказ должно формировать министерство и доводить его до федераций.

С другой стороны, нужно четко представлять,  сколько конкретный вид спорта принесет пользы в социальном аспекте, что выражается в массовом привлечении детей к занятиям в секциях.

Мы предлагаем, чтобы спорт не получал подачку от страны, как это происходит сейчас. Мы попытаемся  сделать так, чтобы, допустим, местная община четко понимала: куда  идет финансирование и видела конкретный результат и пользу от работы спортивной отрасли. Мы стремимся к тому, чтобы можно было проверить эффективность работы того или иного вида спорта и спортивного чиновника по конкретным исчисляемым показателям. Виды спорта предполагается финансировать исключительно на основании прозрачного рейтинга, который будет доступен и открыт для всех, и все будут понимать, что нужно сделать для того, чтобы получить больше. Но это должно быть понятно и четко записано. Ведь сегодня я как президент Федерации легкой атлетики и как заместитель министра не знаю четко сумму, выделяемую на легкую атлетику. И вообще  критериев, согласно которым выделяются государственные средства, просто нет. Значит, наша задача их выработать и сделать понятными абсолютно для всех.

О возрастании роли спортивных федераций:

—  Природа спорта такова, что он не существует без соответствующей федерации. Есть федерации по видам спорта всемирные, европейские и национальные. Эти федерации устанавливают свои правила. Только они имеют право на проведение соревнований и устанавливают порядок взаимоотношений в конкретном виде спорта. По сути, они являются владельцами этого вида спорта. В стране может быть сколько угодно спортивных министерств, но если нет должным образом зарегистрированной федерации, то такая страна не будет участвовать в международных соревнованиях. При этом федерации — это общественные организации, в которых существует хорошая система внутреннего контроля, выборность руководящих органов и организация работы, позволяющая эффективно строить систему взаимоотношений. К тому же, как правило, в федерациях работают люди, прекрасно знающие свой вид спорта и мотивированные его развивать самым лучшим образом. Эти люди, в отличие от чиновников, в большей степени ориентированы на результат. Поэтому в мире спорт и развивается через продуктивную работу федераций.

А вот  то, что есть в украинском спорте сейчас, прямо противоречит духу и букве спорта в мире.  Все рычаги управления спортом сконцентрированы в соответствующих государственных органах. Поэтому мы честно должны сказать, что каждый раз, когда министерство молодежи и спорта издает приказ о проведении соревнований или о командировании сборной на какие-то старты, оно нарушает основополагающий принцип спорта, нарушает олимпийскую хартию и правила тех видов спорта, в работу которых фактически вмешивается. Только федерации имеют полномочия на принятие таких решений. А поскольку федерации — это общественные организации, то здесь еще нарушается и Конституция Украины, гарантирующая невмешательство государства в деятельность общественных организаций.

Поэтому нам нужно, как можно быстрее, привести все в соответствие с мировыми стандартами. В большинстве цивилизованных стран мира национальные федерации получают некую дотацию от государства на выполнение двух социальных спортивных функций, о которых мы говорили ранее.  Нам необходимо, ничего не выдумывая, просто пойти по такому же пути и предоставить федерациям те функции, которыми они должны владеть по праву.

О роли министерства молодежи и спорта:

—  Сегодня наше министерство, по-хорошему не тянет на такое громкое название. У нас, как бы это помягче выразиться, это большая контора по проведению соревнований и сборов. Наше министерство абсолютный рекордсмен в Украине по количеству издаваемых приказов. Здесь десятки людей носятся по коридорам со сметами, формируют судейские коллегии и контролируют проведение соревнований, а также занимаются покупкой билетов и бронированием гостиниц. При этом все зачастую делается сложно и неэффективно. Всем этим должны заниматься федерации. Таким образом, государственный орган будет освобожден от несвойственных ему функций. Зато появится возможность формировать социальный заказ от страны для спортивной отрасли. Мы должны сделать так, чтобы министерство формировало спортивную политику, разрабатывало и предлагало на утверждение парламента законы, регулирующие систему взаимоотношений в области спорта, контролировало выполнение социального заказа, а также, среди прочего, собирало и анализировало информацию, на основании которой выстраиваются долгосрочные программы развития отрасли.

Об изменениях в системе детско-юношеского и массового спорта:

—   В большинстве развитых стран деньги распределяются плюс-минус так же, как, собственно, и предлагается в нашей реформе. Государство платит спортивной школе или спортивному клубу за каждого ребенка в возрасте от 7 до 17 лет, который приходит в должным образом зарегистрированную спортивную секцию, некую фиксированную сумму. Эта сумма рассчитывается на 10 месяцев, поскольку ребенок занимается именно столько времени, и разрабатывается система контроля  за выделяемыми средствами. Мы просчитывали, что  ориентировочная сумма на одного ребенка может составлять 150 гривен в месяц. В большинстве видов спорта, которые развиваются в нашей стране, этого было бы достаточно для того, чтобы ребенок мог спокойно заниматься. Хотя по поводу суммы еще предстоит провести консультации с министерством финансов, с директорами школ и другими заинтересованными лицами для того, чтобы выйти на цифру, которая всех устроит.

Но пока речь идет даже не о сумме, а том, что таким образом мы получаем вполне понятную, логичную и прозрачную систему, позволяющую уйти от того безобразия, которое есть сейчас. А сейчас есть умирающие спортивные школы, имеющие массу запретов, связывающих их работу по всем направлениям. В рамках той или иной спортивной школы просто невозможно решить стоящие перед ней задачи. Виной всему различные ограничения. Государство берет на себя смелость решать буквально все, что касается работы спортивных школ. Устанавливается зарплата, которую должен получать тренер, сколько человек у него должно быть в группе и сколько времени дети должны заниматься. При этом оплата труда у тренеров абсолютно одинаковая вне зависимости от качества работы. Также государство устанавливает возраст спортсменов, которые могут заниматься в спортивных школах. По достижении воспитанником ДЮСШ 18 лет, а при определенных условиях 21 года его нужно «выбросить на улицу». И это только основные сложности. А ведь существует еще масса разных «нельзя», которые никак не стимулируют работу спортивных школ, а делают их заложниками этой системы. Директор школы, стремящийся к тому, чтобы его ДЮСШ развивалась и работала хорошо, а таких руководителей у нас очень много,  вынужден идти на различные нарушения. Он должен заниматься приписками и финансовыми махинациями для того, чтобы заплатить нормальную зарплату тренеру, который этого заслуживает, или для того, чтобы дети имели возможность заниматься в нормальных условиях и выезжать на соревнования.

Противники реформы утверждают, что мы хотим разрушить бесплатную систему детско-юношеских спортивных школ. А ведь все знают, что наша система давно перестала быть таковой и во многом существует за счет средств родителей, которые платят за поездки, приобретают форму и т.д. И все это идет мимо кассы. Даже если предположить, что здесь нет злоупотреблений со стороны людей, которые собирают средства с родителей, то они постоянно находятся под угрозой быть уволенными или привлеченными к ответственности за финансовые нарушения. И это неправильно, несправедливо и нечестно!

Мы предлагаем убрать абсолютно все упоминаемые выше ограничения. При этом мы хотим изменить такое положение вещей, когда ДЮСШ абсолютно не ориентированы на то, чтобы выпускать просто здоровых детей. Если почитать бессчетное множество нормативных документов, то наши ДЮСШ призваны лишь отбирать детей, способных давать какой-то спортивный результат, а всех остальных отсеивать. Таким образом, мы просто лишаем детей радости от занятий спортом. Ведь кто-то не хочет быть чемпионом, а желает просто укрепить свое здоровье и получать от этого удовольствие. При существующем положении дел такой подход просто невозможен. Более того, нынешняя система всячески обязывает администрации спортивных школ расставаться с неперспективными детьми, что, по сути, неправильно.

Мы же предлагаем такой подход, когда заниматься спортом сможет любой желающий. При этом попытаемся снять путаницу с названиями спортивных школ и убрать различные категории. Также предлагается разрешить школам оказывать платные услуги, если они имеют такую возможность. Эти средства можно будет направлять на собственное развитие.

Мы ни в коем случае не говорим о закрытии чего-либо. Мы утверждаем, что все должно иметь свой смысл, а деньги должны платиться не вообще, а за оказанные услуги. При этом средства должны идти не просто на школу, а зависеть от качества услуг, предоставляемых этой школой нашему обществу. Предлагается, чтобы школа или клуб получали финансирование в зависимости от того, сколько детей будет привлечено в секции. Если же школа не имеет своей базы, но здесь смогли договориться о занятиях в других учебных заведениях и привлечь детей, которым нравится заниматься, то такая школа имеет право на существование. Здесь не должно быть административного рычага, к которому мы так привыкли, а должны быть здравый смысл и экономическая целесообразность. Вот и все.

Смотрите, спортивная школа может получать финансирование от министерства  за плодотворную работу секций, от федераций — за подготовку спортсменов высокого уровня, а еще — от населения за оказываемые спортивные услуги.  Это ли не побуждение к еще более качественной и продуктивной деятельности.

Подготовил Юрий Илючек, «УЦ».

Опубликовано Рубрики 48

Игорь Гоцул: «Мы уже не имеем права на ошибку»: 1 комментарий

  1. Проблемы спорта должны решаться на муниципальном уровне, все спортшколы, секции надо освободить от бюрократии РДА и ОДА. Пусть териториальные громады решают какой спорт и в каком обьеме нужен их жителям. И все станет на свои места. Я за федерации , а министерство такое не нужно.

Добавить комментарий