Обреченные на гениальность

Речь пойдет о так называемых факультативах для младших школьников. Так называемых, поскольку эти уроки существенно отличаются от привычных факультативов – необязательных предметов, которые школьники или студенты посещают по желанию.

Теоретически уроки логики, экологии, экономики, риторики, правоведения в младших классах остаются необязательными для посещения, но фактически их посещают все малыши (во-первых, часто это не последние уроки, во-вторых, их необязательность обычно не афишируется, школьникам задают домашние задания, ставят оценки и т.п.). Да и что плохого в том, что младшие школьники знакомятся с основами логики или экономики в доступной игровой форме? К сожалению, во многих школах малышей знакомят с этими науками совсем не в игровой форме. И для многих младших школьников самыми сложными и нелюбимыми предметами являются как раз факультативы. А домашние задания по, казалось бы, несложным дисциплинам иногда всерьез озадачивают и родителей.

Судите сами. Тетрадь по логике для второго класса, автор Елена Березина, между прочим, одобрено минобразования.

«Справжня дія думки починається із судження, тобто із твердження або заперечення чого-небудь. У судженнях знаходять відбиття об’єктивні властивості, зв’язки і відношення між предметами і явищами. Кожне судження складається із трьох елементів – суб’єкта (S), предиката (P) і зв’язка. Суб’єкт – це те, про що йдеться у судженні, а предикат – це те, що говориться про суб’єкт. Загальну форму судження можна записати так: “S є P” або “S не є P”, — легко и ненавязчиво объясняет Елена Березина второклашкам.

А это задания: «5 гвинтиків, 3 гайки й 2 шурупчика важать стільки ж, скільки 1 гвинтик, 7 шурупчиків і 4 гайки. Що важче, гвинтик чи шурупчик?» Напомним: речь идет о семилетних малышах, незнакомых еще с понятиями уравнения.

Или вот: «На колі поставили кілька точок. Через кожну пару точок провели пряму. Усього одержали 6 прямих. Скільки точок поставили на колі? Зроби малюнок». Обычная логика (которая не для второклашек) подсказывает, что точек двенадцать. Спасибо издателям: предвидя определенные трудности в решении задач не только у второклашек, но и у учителей и родителей, к тетради допечатали брошюрку «Відповіді та розв’язання». Ответ: 4! И рядом, поясняющий рисунок: в круг вписан четырехугольник с двумя диагоналями.

Справедливости ради нужно сказать, что в тетради не так уж мало заданий, с которыми малыши могут справиться самостоятельно: найти десять отличий на картинках, подобрать противоположное по значению слово, отличить истинные суждения от ложных, утвердительные от отрицательных и т.п. Но все-таки большая часть задач и определений субъектов и предикатов, которые, кстати, детям задают учить наизусть, всерьез озадачивают не только второклашек, но и их родителей.

А это из тетради «Цікава економіка» (составители А. Жихарева, Л.Кашуба, Е. Романушко), опять же, для второго класса, и, конечно, тоже всесторонне одобренной минобразования: «Одна й та сама потреба може задовольнятися різноманітними економічними благами. А чи здатне будь-яке економічне благо задовольнити різноманітні потреби? Якщо так, наведи приклади. Якщо ні, обґрунтуй свою відповідь». А вам слабо? А это из контрольных тестов для маленьких любителей экономики: «1. Соціальні потреби це: а) потреби, пов’язані з життям людини у суспільстві та реалізацією здібностей; б) потреби, які виникають з навколишньої дійсності; в) можливість реалізувати свої здібності, розвиватися людині як особистості. 2. Потреби людини, залежно від способу їх задоволення, можуть бути: а) індивідуальними, колективними; б) індивідуальними, колективними, суспільними; в) індивідуальними, суспільними» и еще восемь аналогичных вопросов. А это уже экология для четвертого класса (Н.Шматько, Н. Забашта): «Запиши, які компоненти природи страждають від екологічних катастроф», или «Допиши речення: Менш шкідливі для довкілля види енергетики в таких країнах: ________. Декларація — це_____________. Єдність людини і довкілля неподільні:___________». Боюсь, последнее предложение сможет дописать только тот четвероклассник, который прошел курс логики от Елены Березиной.

Все эти цитаты не из пособий, изданных кем-то минимальным тиражом, чтобы защитить диссертацию. Это реальные тетрадки, в которых делают домашние задания кировоградские школьники. На уроках не успевают, потому что особенность «факультативов» еще и в том, что учебников малышам не выдают, определения социальных потребностей, экологических катастроф, истинных и ложных суждений дети записывают под диктовку. И не важно, что они не понимают ни единого слова, главное – выучить наизусть. «Ну если ребенок совсем не может запомнить, — рекомендовала моим знакомым родителям второклассника учительница, — то пусть просто перепишет десять раз в тетрадь» — речь шла об определении суждения в «Логике, 2 класс», которое мы цитировали в начале статьи. Зачем ребенку запоминать или переписывать такое? Чтобы он не думал, что учиться легко и интересно?..

Ольга Степанова, «УЦ».

Обреченные на гениальность: 19 комментариев

  1. Современные учебники действительно очень вредительские. Любопытствовала и пыталась почитать некоторые, особенно по точным наукам. Простейшие понятия изложены таким языком, что мне, после технического вуза, трудно разобрать — что имел ввиду автор. Путано, туманно, неоднозначно.
    Складывается ощущение, что государство специально издает эти учебники, чтобы школьники не хотели учиться и меньше знали, а затем не могли поступить в нормальный технический ВУЗ (особенно это касается детей небогатых родителей, которые не смогут нанять репетитора для осмысления этих перлов школьной программы).
    Отдельного разговора заслуживает современный подход к обучению первоклашек грамоте и письму. Слышала, что сейчас сначала учат фонетически разбирать слова (на слышимые звуки), а потом — собственно, правила и грамматику. Мне сразу стало ясно, почему сейчас столько неграмотных молодых людей — они же привыкли к принципам «как слышится, так и пишется», вот и делают чудовищные, просто немыслимые в традиционной школе ошибки.
    Раньше еще можно было не учить правила, а просто много читать, и со временем запомнить и орфографию, и пунктуацию.
    Так сейчас же и читать в полном объеме произведения необязательно — куча хрестоматий, пересказов, весь курс литературы русской и украинской можно прочитать за вечер.

    Куда мы катимся.

  2. бідні діти…
    а все це тому, що не від вчителів шкіл залежить, чому і ЯК дітей учити.
    є в професора зв»язки з міністром — то будь-яку дуже розумну дуринку в школи пропихнуть.
    а все це — друк книжок (читай — відкати), зошити-шаброни — то взагалі шастя , бо їх друкувати можна щороку й батьки щороку купуватимуть, а хтось на цьому матиме копійку.

  3. Бред, конечно. У меня такое ощущение, что уделяя много внимания изучению наук, перегружая огромным количеством ненужной для жизни информации, в школе при этом, получают огромный пробел в воспитании детей.

  4. качество современных учебников — это что-то… от них стонут учителя, ученики, родители.. но кого это волнует…

  5. Очень плохо, что не выдаются учебники по факультативам, и все сводится к простому зазубриванию определений без понимания.

    То, что не всегда справляются с заданиями родители семилеток — не показатель плохих учебников. Часто дети оказываются более смышлеными, чем их родители и с задачами на логику справляются быстрее, особенно, если правильно поставлена работа учителя. Если же учитель не до конца понимает преподаваемый им материал — то это проблема. В России, например, в школах с математическим уклоном преподается математика по учебнику, разработанному Л.Г. Петерсон. И там тоже есть очень много задач, подобных тем, которые описаны в этой статье.

    Экономику читать в младших классах — безумие. Пока нет базовых знаний по математике, ребенок просто не в состоянии что-либо понять. Особенно без учебника.

    И сейчас многие уверены в том, что образование в СССР было наилучшим. Но это далеко от действительности. Да, математика, физика, химия, русский язык были на высоте. И сейчас в России дети учатся практически по тем же учебникам. Но все остальные предметы (история, обществознание, литература, география, биология, иностранные языки), особенно гуманитарные — это был просто кошмар. Ни одного экзаменационного билета в старших классах не было без тезисов съездов КПСС!

  6. Согласна, особенно в младших классах, когда более важно физическое развитие ребенка.

  7. Но даже элементарную математику не все хорошо знали в СССР, несмотря на постоянную школьную занятость детей. Те ребята, которые хотели учиться, добивались больших результатов. Но ведь было много и тех, кто школу просто ненавидел. Как-то я встретилась в Кировограде (в «Детском мире») с продавщицей матрасов, удивившая меня бесконечно. Этой уверенной в себе даме было лет 45, т.е. она училась в советской школе. При рассчете стоимости матраса (цена была за 1м2) она уверенно складывала длины сторон, т.е. по ее мнению площадь была равна «S»= a+b. На вопрос, училась ли она в школе, она в грубой форме ответила, что до меня у нее не было никаких проблем с рассчетами, она всегда так считала и, возможно, это я ничего не знаю. Тогда я попросила ее начальницу выдать ей специальную премию за принесенный доход из-за неосознанного обмана доверчивых покупателей. На том мы и расстались. 😉

  8. В 94 году был разработан первый украинский учебник по математике. В школах он проходил адаптацию. Сказать, что учебник очень плохой — ни сказать ничего: напечатан на газетной бумаге, черно — белый вариант, задачки для 5 класса из учебника геометрии для 11, а ошибок… «1 км=100000 м» На августовской конференции учителя написали колективное письмо о не о том, что по тому учебнику нельзя работать. ну и толку. С 1 сентября он был рекомендован МОН для школьников 5 класса. А учебники по биологии, иностранному, физике, химии.. Это не просто ужас, это диверсия.

  9. так самое интересное, что покупатели не возражали.

  10. Ну это точно дорога в никуда. Вся ответственность за образование детей в этой ситуации перекладывается на плечи родителей. Могу посоветовать российский сайт с начитанными уроками по всем предметам с 1 по 11 классы. Может быть кому-нибудь и пригодится:
    http://interneturok.ru/

  11. Спасибо. Но для меня вряд ли.. Я уже 11 лет как ушла из государственной школы и 6 как вообще ушла из школы.. иногда скучаю за детьми. но стоит пообщаться с руководством и ностальгию как рукой снимает…

  12. Ну давайте будемо жити на рівні первісного суспільства, ну на крайній випадок раннього середньовіччя, бо інтегруватися в сучасному світі школярам дуже складно і важко та й багатьом не зрозуміло…. Чомусь на згадку прийшла фраза, яку, коли я вчилася в школі, часто використовували вчителі — «Тяжело в учении легко в бою»…….

  13. Речь не о том, что не нужно детям логика , экономика , математика. А о том, что самые сложные вещи можно и нужно объяснять простыми словами. Что больше поможет развить логику у ребенка: решение пары — тройки интересных задач или зазубривание определений не понятных ни уму ни сердцу?

  14. Спасибо, Юля! :good:
    Теперь можно и в школу не ходить :whistle: 😉

  15. Ну я так думаю, що ті книжки які в свій час читав Михайло Ломоносов, теж були для быльшості його одноліток » не понятны ни уму ни сердцу»…….

  16. ага)))по вашей ссылке уроки слушать,
    а по моей- дополнительные занятия и тренинги… :yahoo:

Добавить комментарий