Шестьдесят «истребительных» лет

Нынешний, 2011-й, год стал юбилейным сразу для нескольких авиационных подразделений, связанных с Кировоградщиной. Так, 1 июня 60-летие отметил 190-й истребительный авиационный полк, который до расформирования базировался на аэродроме Канатово. Афганистан и Египет, Ливия и Йемен, Ангола и Вьетнам, Сирия, Корея, Судан — вот лишь неполный список государств, в боевых действиях на территории которых принимали участие наши летчики.

190 истребительный авиационный полк самолётов МиГ-17 прибыл на аэродром Канатово осенью 1960 года — после расформирования 60-го Военного авиационного училища лётчиков ВВС. Его история началась в городе Елец в 1951 году. Через год истребительный авиационный полк был передислоцирован в Румынию, в 1958-м — на аэродром Буялык, а затем — в Канатово. За 60 лет полком командовали Николай Ветров, Георгий Головлёв, Николай Мартынюк, Константин Катасонов, Леонид Хмелевский, Юрий Владимиров, Виталий Боровиков, Валерий Полуэктов, Борис Урманов, Владимир Бердников, Анатолий Кренделев, Леонид Фурса, Борис Назаров. Непродолжительный период работы командиров полка (от одного до трех лет) свидетельствует о том, что один из лучших полков ВВС был настоящей кузницей генеральских кадров — среди выходцев из полка числятся девять (!) генералов.

В 1970-м полк приказом главкома ВВС Героя Советского Союза Главного маршала авиации Павла Кутахова был назначен лидерным. А значит, одним из первых осваивал новейшую авиатехнику, отрабатывал и совершенствовал современные виды боевой подготовки и боевого применения.

С февраля 1971-го по май 1972-го отдельные летчики полка участвовали в выполнении интернационального долга в Египте. Полк неоднократно принимал участие в показе летного мастерства перед командованием ВС и ЦК КПСС — в полку были только летчики 1-го класса и частично 2-го, в перегоне боевых самолетов в Югославию и Венгрию. Полк постоянно удерживал переходящее Красное Знамя Киевского ВО и звание «Отличного». В немалой степени это — заслуга частей обеспечения, которыми в разное время руководили подполковники Руденко, Авдиенко, Полищук, Богомолов, Исмаилов, Палий, а также майоры Белоклоков, Аркатов, Карцев.

В 1980 году полк был перевооружён на новейшую по тем временам технику — самолёт МиГ-23.

К 1984 году 190-й истребительный авиационный полк был одним из самых боеспособных полков Военно-Воздушных Сил Советского Союза. И в 1986 году 190 ИАП в составе двух авиационных эскадрилий был переведен в Афганистан. Кстати, и провожал полк, и встречал потом первый секретарь Кировоградского обкома партии Николай Самилык… Там полк базировался на территории авиабазы Баграм под Кабулом, на авиабазах Кандагар и Шинданд. Фактически полк через всю войну прошёл без потерь, за исключением двух самолётов МиГ-23, с которых катапультировались начальник штаба АЭ майор Вячеслав Голубев и командир полка Леонид Петрович Фурса. В 1987 году командиром полка был назначен Борис Назаров, при котором решением высших эшелонов власти в 1989 году полк был расформирован.

О том, как действовал полк в Афганистане, мы подробно рассказывали в цикле «Кировоградщина: полет длиной в столетие» в прошлом, 2010-м году.

Именно здесь получила звание старшего прапорщика старший авиадиспетчер полка Татьяна Гриценко. После возвращения в Канатово в 1989 году она была переведена в Северную группу войск, дислоцированную на территории ПНР, в должности диспетчера командного пункта. В Канатово вернулась в 1992 году, а в апреле 1993 года была уволена по сокращению штатов. Кандидат в мастера парашютного спорта Татьяна Гриценко на своём счету имеет 1670 прыжков с парашютом.

О том, что произошло в небе Афганистана с майором Виталием Недбальским, писала газета Киевского ВО «Ленинское знамя» 1 июля 1977 г. (статья «В аварийной ситуации» В.Семигановского), когда он был вынужден сажать истребитель с убранными закрылками…

После Афганистана и последующего расформирования полка почти три года был советником командира Сирийской авиационной бригады подполковник Александр Гаврилюк. Его общий налёт на самолётах составляет более 3500 часов. За участие в боевых действиях и добросовестную воинскую службу он был награждён двумя орденами Красной Звезды, медалью «За боевые заслуги», орденами и медалями Польши, Афганистана, Сирии, медалями СССР…

Мы решили не публиковать скупую хронологию и, пусть даже обширные и более чем примечательные, биографические справки тех, благодаря которым 190 ИАП до сих пор остается одним из самых прославленных и заслуженных подразделений советских ВВС. Вместо этого пригласили к живому разговору ветеранов полка. Итак, нашими собеседниками стали председатель совета ветеранов 190 ИАП Виталий Недбальский, бывший начальник группы регламентных работ самолета Валентин Воронин и бывший начальник штаба 2-й авиационной эскадрильи полка Владимир Отрышко.

«В этот полк летный состав из училищ не попадал — первые лейтенанты появились здесь только в 1979 году, выпускники Черниговского училища. Сюда прибывали летчики, подготовленные до уровня второго класса, из Борисполя. Год мы отлетали на МиГ-21 бис, а осенью 78-го начали получать МиГ-23МЛА, на которые переучились за год. А в 80-м году полетели на стрельбы на полигон Мары (Средняя Азия). Командиром тогда был подполковник Владимир Бердников. Отработали на “отлично”, получив вымпел минобороны за мужество и воинскую доблесть. Полк наш был под личной опекой Кутахова, нас даже называли “небесными волками Кутахова” — главнокомандующего ВВС, дважды Героя Советского Союза. Он брал отсюда звено в Кубинку (Подмосковье), и там они “крутили” перед правительством, иностранными делегациями… В 72-м полк участвовал в показе авиатехники в Кубинке, перед Брежневым, Косыгиным, Гречко…

До 86-го полк выполнял обычную, рутинную работу. Но ещё в 85-м мы знали, что пойдем в Афганистан, на смену полку из Прибалтики — две авиационных эскадрильи и управление полка. 1-я АЭ и управление базировались на аэродроме Баграм, 2-я — в Шинданде. Перед этим, в июле, нас подняли по тревоге, отправили на стрельбы в Мары, а уже оттуда перебросили в Афганистан. Мы занимались только бомбежками. В апреле 86-го произошло ЧП с начальником штаба эскадрильи майором Вячеславом Голубевым — тогда писали, что это боевая потеря. При пуске ракета С-8 взорвалась в пусковом устройстве, был поврежден двигатель. Голубев катапультировался, но высота приземления составила 2500 метров над уровнем моря, и он при падении сломал позвоночник. И хотя “духи” от этого места были всего метрах в трехстах, его сразу подняли вертолетчики — когда мы летали, обязательно перед выходом на цель поднимались вертолеты ПСО — поисково-спасательного обеспечения. Но, когда нас сменил Староконстантиновский полк, за полгода до вывода войск, эта практика прекратилась…

В самом начале нас предупредили: есть места, где в случае подбития можно не опасаться, — там находилась дружественная нам часть населения. В других местах — пиши пропало.

Помнится случай: взлетает пара Су-25, идет на Кабул. И в это время сбивают ведомого. От аэродрома напрямую — километрах в четырех. Наш Костя Павлюков два часа отбивался, а потом гранатой взорвал себя… К нему не смог пробиться для спасения даже танковый батальон, не смогли подойти и вертолеты… Потом его тело обменяли на кого-то из “духов”…

Отдельно стоит отдать должное нашим техникам. Работа у них, казалось бы, и малозаметная, но крайне тяжелая: вставали намного раньше летного состава, готовили самолеты. Ветер, снег, грязь — гаечным ключом с холодным металлом…Оборудование, техника — сложнейшие….

Когда мы пришли в Афганистан, техникам приходилось подвешивать по две тонны бомб к каждому самолету почти вручную. Первое время это занимало около часа, потом научились справляться вдвое быстрее — с заправкой и проверкой…

Как-то во время пилотажа самолета на малой высоте на скорости тысячу километров в час какой-то снайпер-“дух” выстрелом пробил фонарь — если бы на 2 сантиметра назад, то голову бы летчику прострелил. Техники на земле заклеили этот “сквозняк”, и самолет дальше летал…Словом, они творили настоящие, в хорошем смысле слова, чудеса.

В 89-м мы собрались переучиваться на МиГ-29, техники уже успели это сделать. А потом приходит известие о расформировании… Личный состав полка полностью “порезали” — разбросали всех от границы до границы, по всему Союзу — от Прибалтики и до Камчатки: на вертолеты либо в морскую авиацию — бывало, даже на палубу не выпускали — посадили в трюм, и бомбы вешай…

На сокращение полку дали месяц. Своими руками мы разобрали и отправили на металл шесть самолетов. Некоторые самолеты отправили в Кизыл-Арват (Средняя Азия), на базу хранения авиационной техники…

Самое страшное, что после расформирования полка никому из летного состава места в истребительной авиации не нашлось… Пришлось двоим из нас ехать в Москву, просить озвучить этот факт на съезде народных депутатов. Той же ночью нас всех расписали по истребительным полкам… Думается, оставлять нас одним “ядром” просто боялись — сплоченный коллектив, знающий, боеспособный…»

Они и сейчас вместе — ветеранская организация полка мощная, деятельная, активная. Сейчас в ней состоят почти 80 человек, вместе собираются регулярно, четыре раза в год. Перед 23-м февраля — собрание официальное, с отчетом, в том числе и финансовым, за предыдущий год и планированием работы на год следующий. Правда, говорят ветераны, с деньгами как раз сейчас туго: кредитная организация, которой бывшие летчики доверили свои средства, сейчас в судебных процессах, и её счета заморожены. Неофициально же бывшие истребители ежегодно собираются 15 февраля, в день годовщины вывода войск из Афганистана, обязательно — шествие к памятнику воинам-интернационалистам. В День Победы они тоже в праздничной колонне, идущей на Валы. И, конечно же, 18 августа, в день ВВС Советского Союза, в Роще Десантников. А значит, боевые звезды на армейских крыльях Кировоградщины по-прежнему не погасли.

Шестьдесят «истребительных» лет: 1 комментарий

  1. Может быть, теперь 18 августа стоит встречаться в ГЛАУ, где установлен Миг-21 (вместе с рядом других самолетов), памятная стела 190-го полка. Должен быть установлен Миг-23. Парк ГЛАУ более-менее приведен в порядок.

Добавить комментарий