Джонатан Пауэлл: «Я пою ужасно»

Всех любителей и ценителей классической музыки в конце ноября ждал сюрприз. В Кировограде побывал известный пианист из Великобритании Джонатан Пауэлл, который вместе с первой скрипкой квартета Post Scriptum Соней Сульдиной провели в областной филармонии два изумительных концерта, посвященных памяти Генриха Нейгауза и Кароля Шимановского. В субботу гости выступали с нашим камерным оркестром «Концертино» под руководством Натальи Хилобоковой, а в воскресенье зрители увидели новую программу в сопровождении киевского струнного квартета Post Scriptum. Оба концерта проходили в рамках цикла «Музыкальная культура Европы».

О Джонатане Пауэлле известно немного. Интервью он обычно не дает и считает себя человеком вовсе не публичным. В своей сфере известен, востребован и знает себе цену, а лишняя шумиха вокруг имени талантливому пианисту и композитору ни к чему. Он и так закрепился в международной музыкальной среде как исполнитель-виртуоз с богатым репертуаром. Пауэлл играет как классические и романтические произведения, так и малоизвестные пьесы, написанные в ХХ веке.

Пауэлл гастролировал по всей Европе, часто бывал в Соединенных Штатах Америки, в России и Украине, во многих странах его концерты транслировались в прямом эфире по национальному радио. Среди множества выступлений пианиста можно выделить сольные концерты в Нью-Йорке, Хельсинки, на международных фестивалях в Словакии и Чехии, в Российской музыкальной академии, в Шереметьевском дворце. На родине, в Англии, он выступал в королевском фестивальном зале и в крупнейших британских университетах…

После концерта в гримерку к мистеру Джонатану и его партнерше Соне выстроилась целая очередь. Зрители наперебой хотели выразить благодарность и восхищение их творчеством, и музыканты с удовольствием разговаривали с людьми (причем Пауэлл – на русском (!) языке), благодарили сами – было видно, что им приятно неформальное общение с публикой.

А вот с журналистами гости были предельно сдержанны, тем не менее, небольшое интервью корреспонденту «УЦ» дали.

– Джонатан, откуда вы так хорошо знаете русский язык?

– Я учил русский язык в школе. Русский язык в английской школе – редко, но бывает. У меня был выбор между немецким, испанским и русским. Я выбрал русский, почему нет? И теперь, когда приезжаю в Россию, Украину, могу разговаривать. И учиться дальше, что сейчас и делаю с вами.

– Ваши впечатления от Кировограда?

– Вам правду сказать? Это было очень интересно. Потому что я когда-то узнал, где жили и Нейгауз, и Шимановский. Они, оказывается, жили в маленьком украинском городе Кировограде. И я подумал: когда в следующий раз буду здесь, в Украине, мне надо обязательно посетить этот Кировоград. Мы поговорили с Юрием Сульдиным (поэтом, известным меломаном, отцом Сони Сульдиной. – Авт.), он позвонил в ваш музей Генриха Нейгауза, и они совместно организовали мой концерт в Кировоградской музыкальной школе. Я приехал, сыграл концерт, он получился очень теплый, но для узкого круга. Тогда я первый раз увидел Кировоград – это красивый город, с очень красивыми зданиями, людьми. А потом Юрий Сульдин с Натальей Хилобоковой занялись моим повторным приездом. Они затеяли этот проект, и он произошел!

– Вас в детстве родители заставляли заниматься музыкой? В музыкальную школу вы не из-под палки ходили?

– К сожалению или к счастью, у нас, в Англии, нет музыкальных школ. Мне было около 7 лет, когда я сел в первый раз за фортепиано. Родители были не против, но нескольких лет моего музицирования им хватило, и они тогда сказали: «Джонатан, пожалуйста, хватит!» Поздно уже было, когда я играл, а им хотелось поспать в тишине. Хорошо, что соседи ничего не говорили, потому что не слышали: мы жили в маленьком, но отдельном домике.

Соня Сульдина (С.С.) – Музыка – это моя жизнь. Я не представляю, как буду дышать без нее, правда! Хотя заниматься начала из-под палки. Мне в детстве не хотелось, и по-серьезному я начала играть только лет в 16, когда сама поняла, что хочу быть музыкантом и буду им.

Родители поддержали, и с соседями, слава Богу, проблем нет. Они у меня замечательные, я могу играть до часу ночи, и они мне часто говорят: «Как приятно засыпать под вашу музыку!» Я на них тихо молюсь, потому что знаю, у моих коллег есть по этому поводу проблемы – позже 9 вечера нельзя репетировать, мол, мешает музыка людям…

– Джонатан, на концерте вы исполняли только музыку российских и украинских композиторов. Кто из них вам особенно близок?

– Борис Лятошинский. И другие. Почему ваша музыка? А почему нет? Я играю музыку разную: французскую, немецкую, итальянскую, английскую. Здесь я играл все сонаты Скрябина, да. Потому что они хорошие.

– А какую музыку слушаете в машине?

– В автомобиле я сплю и ничего не слушаю. Я от музыки отдыхаю, от искусства тоже можно устать, и сильно.

– Как вы думаете, чем отличается просто хороший пианист от виртуоза?

– Я знаю множество пианистов-профессионалов, но среди них нет музыкантов. И нам известно, кто они (снисходительно смеется. – Авт.).

– Вы, когда сегодня играли, часто сами себе подпевали. Петь любите?

– Конечно, нет. Я пою ужасно. И мой профессор мне всегда говорила: «Джонатан, не надо, не надо!» Но, к сожалению, иногда я забываю об этом, пренебрегаю ее советами. Но дома никогда не пою.

– Музыка – репетиции, концерты – много времени отнимает? Это – вся жизнь?

– Почти. Я уже думаю начать уставать от нее, но пока еще нет. Усталость придет. Скоро.

С.С. – И мне отдохнуть часто хочется. Бывает время, когда я могу день-два ничего не делать. Но, если ты не репетируешь хотя бы неделю, приходится наверстывать упущенное, поэтому я стараюсь до этого не доводить.

– Вы – человек искусства – интересуетесь экономикой, политикой или считаете себя выше всего этого?

– Я – обыкновенный. У меня есть деньги. Я жил и в кризис нормально. А политикой пусть занимаются политики. Они же не умеют играть! Почему я должен помогать им делать карьеру и деньги?..

Добавить комментарий