О физиках – с лирикой

В октябре этого года исполняется 80 лет с момента создания технико-математического отделения, а позднее – физико-математического факультета КГПУ. За эти годы факультет был вначале частью Института социального воспитания и учительского института, затем вошел в состав педагогического института и, наконец, стал мощным структурным подразделением Кировоградского государственного педагогического университета им. Винниченко.


Справка «УЦ». Сегодня физико-математический факультет готовит бакалавров, специалистов и магистров по специальностям «математика», «физика», «информатика», «технологическое образование», «статистика». 80% преподавателей – кандидаты и доктора наук. За прошедшие 80 лет на физмате выучилось более 9 тысяч студентов, многие из которых стали известными учеными.


О прошлом, настоящем и будущем физмата мы поговорили с его деканом Ренатом Рижняком.

— 1 октября 1930 года Совет Народных Комиссаров принял решение о создании на базе педагогического техникума высшего учебного заведения — Института социального воспитания им. 13-й годовщины Октябрьской революции. Изначально здесь было три отделения: технико-математическое, агро-биологическое и обществоведения, делившееся на историческое и отделение языка и литературы.

Детей перевели из техникума к нам, на 2 и 3 курсы. Первый выпуск отделения был в 1931 году, потом каждый год физмат выпускал более 30-40 молодых учителей. Во время становления советской власти катастрофически не хватало учителей. Как правило, работать в школу шли более-менее образованные люди. Но, с другой стороны, не хватало и денег на их подготовку. К тому же сами условия обучения оставляли желать лучшего. Лабораторий, кабинетов физики в новом вузе практически не было, и первыми специалистами, которые занялись их обустройством, был декан Петр Вомачко и заведующий кафедрой физики Прокофий Холявенко.

— Где студенты учились и жили в довоенное время?

— Учились в старом корпусе, бывшем здании женской гимназии. Кстати, физики и математики занимались там аж до 1978 года. На втором этаже был даже специально оборудованный кабинет лекционного демонстрирования, до войны существовали полноценные кабинеты математики, мастерская физических приборов, фотолаборатории.

Студентам приходилось компенсировать затраты на обучение. Это было одной из причин, по которой не все могли себе позволить высшее образование. Второй момент — с середины 20-х гг. была введена четкая разнарядка: 90% студентов должны быть из села либо пролетарского происхождения. Какие там деньги? Но на физмате был и конкурс, определенные требования, и, согласно документам, многих отсеивали.

Общежитие было одно – по Карла Маркса, 21, где сейчас находится «Каталуния». Там и жили приезжие ребята, причем комнаты были по 16 кв.м, и рассчитаны они были на 20 человек. Кровати сдвигали, дети грели друг дружку зимой…

Кстати, одним из наших студентов был Иван Гурьевич Ткаченко, он поступил на физмат в 1937 году, потом ушел на войну, был партизаном, после войны вернулся и закончил вуз аж через 10 лет.

— Нехватки преподавателей не ощущалось?

— Уже в 30-х годах формировался мощный преподавательский состав. Прекрасные физики – Петр Вомачко, Прокофий Холявенко, Александр Минин, кстати, наш выпускник, который остался в вузе. На них держалась кафедра, и до начала войны они создали мощную базу физики, которая за 1941-1944 годы была полностью уничтожена.

С самого начала здесь работали и сильные математики – Боднарев, Улановский, Лепский и др.

За 10 лет факультет стал на ноги. Кстати, перед войной в пединституте было всего 2 очных факультета: химико-биологический и наш. На тот момент физмат был самым крупным.

Но большинство студентов, преподавателей ушли на войну и, к сожалению, не вернулись. У нас же были в основном мужчины…

Во время войны в нашем старом здании был госпиталь, вначале советский, потом – немецкий. Фашисты все растащили, лабораторное оборудование разбивали, жгли, вывозили. Не осталось практически ничего.

Но жизнь продолжалась и учеба – тоже. После освобождения Кировограда, уже в феврале 1944 года, факультет возобновил свою работу. Очевидцы вспоминали, как зимой, в холод они сидели в неотапливаемых аудиториях, не было досок, мела, замерзали чернила в чернильницах…

Уже к 1950 году наборы студентов возобновились. Материально-техническая база уже превышала довоенную. Первый выпуск студентов, которые отучились 5 лет, был в 1959 году. Это был звездный выпуск – три человека стали докторами наук, двое из них сейчас работают в нашем университете: Юрий Волков и Сергей Мельничук.

А первый наш доктор наук, выпускник 1951 года, Леонид Дундученко, после окончания вуза работал в КПИ, потом уехал в Калифорнию, вот к 80-летию факультета прислал нам поздравительное письмо. Не могу не вспомнить Семена Гончаренко, известного педагога-гуманиста, академика Академии педагогических наук Украины.

— Кто оставил самый большой след в истории факультета?

— Всех и не перечислишь. Последователем Вомачко был Прокофий Холявенко, который к нам приехал из Нежина. Он не был даже кандидатом наук, но внес большой вклад в развитие физики. 11 лет его руководства пришлись на расцвет факультета…

Хотелось бы здесь назвать и ректоров пединститута, которые, по большому счету, к физмату не имели непосредственного отношения, но много для него сделали. Сидор Королюк работал до и после войны, занимался эвакуацией, а потом возобновил работу вуза. Федор Овчаренко – партийный человек, был замминистра образования, у него осталась куча связей, которые он использовал на благо вуза. Он поднимал университет, построил новый 7-этажый корпус, общежития на просп. Коммунистическом. Федор Игнатьевич всю жизнь что-то строил, на стройке однажды руку поломал, потом ногу… Горел своей работой. Хотел создать в Кировограде научные школы, да не успел. Они стали появляться уже при Олеге Поляруше.

Не могу не вспомнить талантливого математика Григория Олифера, кстати, единственного у нас кавалера ордена Ленина. Овчаренко встретил его на научной конференции в России и переманил в Кировоград, предоставив квартиру. Это была находка – Григорий Максимович оказался замечательным педагогом, которого студенты боялись, но любили и по-настоящему знали его предмет.

Из ярких деканов могу назвать Ивана Ганжелу. На его долю выпало развитие физико-математической науки, связанное с вычислением, с компьютерами.

Иван Ковалев – о нем все говорят, что это ум, честь и совесть нашего факультета, а он любил повторять: «Я не очень верю в ум, я верю в труд». Он фактически спланировал 4 и 5 этажи нового корпуса.

Олег Царенко был деканом с 1992-го по 2002 год, в сложное переходное время, в период тяжелой экономической ситуации, переоценки ценностей в образовании, перехода к аккредитации вузов, к самостоятельному составлению планов, лицензированию новых специальностей. При Царенко как раз появились новые специальности «Информатика» и «Трудовое обучение». Он провел колоссальную работу, на наших материалах, кстати, тогда лицензировалось много вузов.

При его участии и участии Леонида Волкова на факультете была создана научная лаборатория полупроводников. Тогда ж еще функционировал в Светловодске завод чистых металлов, и там работала очень мощная группа ученых, которые создавали полупроводники. Они захлебывались в научной работе, и часть ее была передана нам. Тогда это была единственная научная лаборатория в вузе, она работает и по сей день…

— Нынешние студенты физмата — какие они?

— Дети всегда остаются детьми. Наших студентов не испортили технологии, как говорят многие, они стали просто другими, более «продвинутыми», даже мы не всегда за ними успеваем. Учиться они хотят. Но тут другой момент: раньше в вузы поступал каждый десятый, сегодня же – 80% выпускников школ. Поэтому из тех, кто поступил, мотивирован лишь каждый третий.

— Что, не все хотят работать в школе?

— Я допускаю, что не все к нам приходят, чтобы стать учителями. Я всегда говорю студентам на первой же лекции: «Не все вы пойдете в школу. И я вам читаю не столько методику преподавания математики, сколько методику управления коллективом. Так что вы учитесь педагогическому менеджменту». Да, есть студенты, которых отчисляют после первого курса, которые попали сюда случайно. Остальные пришли для чего-то: 40% на самом деле хотят быть учителями, остальные просто получают хорошее образование. Есть цель – и они эту цель реализовывают. Причем я могу наблюдать, как дети меняются. На первом курсе безалаберные, немного пугливые, а к третьему-четвертому – совсем другое дело, с ними можно вести серьезные дискуссии. И еще есть одна закономерность: городские дети, как правило, лучше подготовлены и на первом курсе блистают. А сельские берут трудолюбием, они работают-работают, и к 3 курсу мы видим ситуацию обратную. И к выпускному курсу бакалаврата уже городские вынуждены подтягиваться.

— Скажите, чем сегодня могут быть интересны физика и математика?

— Только физика и математика интересны (смеется. – Авт.)! Если серьезно, то математика – это прежде всего метод для всего. Математик вооружен теми знаниями, которые ему помогут во всех сферах жизни, в любой работе. Математика – это стиль жизни. Математики и физики очень отличаются на самом деле. Физики – как-то романтичнее…

— Девочек сейчас много на факультете?

— В целом напополам. Хотя, когда я учился, у нас было 22 девочки и 7 мальчиков. В физике и информатике сейчас молодых людей больше, в математике – девочек. Что кому нравится…

Хочу поздравить коллег, студентов, выпускников и друзей факультета с юбилеем — 80-летием создания физмата. Хочу, чтобы все были здоровы, счастливы, удачливы, чтобы наш родной факультет успешно развивался и дальше. Я приглашаю всех физматовцев на торжественную часть юбилейного мероприятия, которая состоится 29 октября, в 14.00, в областной филармонии.

О физиках – с лирикой: 4 комментария

  1. Усіх викладачів, студентів, випускників усіх років вітаю з ювілеєм. Згадаймо всіх з ким навчались, хто нас навчав

  2. Щиросердно вітаю викладачів та випускників усіх років з ювілеєм факультету. Вдячна за одержані знання та школу життя.Не забути однокурсників та першого куратора Романовського Бориса Володимировича. Усім здоровья на довги роки.

  3. Физмат — отличный факультет. Поздравляю всех физматовцев!

  4. Через газету хотілось би привітати всіх викладачів та студентів фізмату. Цей факультет формує мислення, розвиває аналітичні здібності. Це не просто сума знань, це сформований критичний світогляд. Серед випускників не тільки вчені , а й безліч талановитих викладачів (Мельник Валентин — 1993, единий двічі переможець Всеукраїнського конкурсу "Вчитель року" та інші), бізнесменів, топ — менеджерів, державних службовців та просто хороших людей.
    Я дуже вдячна долі, що мені довелось навчатись на фізматі.

    дякую, всім викладачам

Добавить комментарий