“Хорошо учись — это поможет тебе в жизни. Поступай в вуз — образование обеспечит тебе интересную и, даст Бог, хорошо оплачиваемую профессию”. Эти слова регулярно слышат наши дети от своих родителей и педагогов. И верят им. Как же иначе? Ведь близкие люди не пожелают плохого. С благими намерениями, веря в светлое завтра, выпускники школ дружными рядами направляют свои стопы в высшие учебные заведения. А те, в свою очередь, предлагают им освоить массу престижных профессий.
Всего несколько лет назад в Кировоградском государственном педагогическом университете на факультете физического воспитания и спорта открыли специальность “физическая реабилитация”. Такая специализация, судя по рекламным проспектам, давала бы возможность выпускникам работать в санаториях, центрах реабилитации, физкабинетах при больницах и поликлиниках, в учреждениях для детей с физическими недостатками, естественно, в спортивных организациях, например, с теми же командами по футболу, волейболу и т.д. Реабилитологи могли бы даже открывать свои центры, кабинеты мануальной терапии и т.д. Не правда ли, хорошая профессия? Потому и неудивительно, что и конкурс на эту специальность был, и оплата обучения на коммерческой основе практически равнялась той, которая существует на престижном факультете иностранных языков. В общем, все хорошо и очень перспективно…
Но неделю назад на канале “Интер” героиня сюжета, окончившая Киевский национальный университет физического воспитания по данной специальности, рассказала, что при всем богатстве выбора устроиться на работу она не может. Причина отказа одна и таже: нужны реабилитологи, имеющие соответствующую медицинскую подготовку. Естественно, заволновались и будущие физические реабилитологи Кировограда.
Наши герои — студенты второго курса Дмитрий Петринский, Эдуард Горбенко и Евгений Главадский — обратились в деканат с просьбой прояснить ситуацию. И после хождения по кабинетам выяснили, что фактически они смогут претендовать лишь на работу учителя физкультуры. Для ребят это заявление прозвучало, как гром с ясного неба.
Решили разобраться. И нарисовалась интереснейшая картина. Студенты изучают массу медицинских предметов: патологическую и динамическую анатомию, физиологию, массаж, мануальную терапию, иглоукалывание и т. д., но будет ли отражена медподготовка в их дипломах? В учебном плане у них стоит обязательное прохождение практики, но применить свои знания молодые люди могут, извините, лишь на себе. В чуть меньшем объеме, чем будущие учителя физкультуры, они изучают и предметы смежной специальности, но в школах физруков и без них хватает.
Кроме того, образовательно-квалификационный уровень, на который они могут рассчитывать, даже занимаясь на “хорошо” и “отлично” (а именно так учатся ребята, пришедшие в редакцию “УЦ”), — это только уровень бакалавра. По уровням “специалист” и “магистр” у вуза еще нет соответствующей аккредитации, и появится ли она через пару лет, неизвестно.
Кого же тогда готовит вуз? Зачем хорошо учиться, зачем получать знания, зачем, в конце концов, платить приличные деньги, если невозможно будет найти работу по специальности? Зачем вообще было открывать такую специальность в КГПУ, если все равно через четыре года студентам придется где-то доучиваться, чтобы получить медицинское образование?
Выходит так: открыли престижную и доходную для вуза специальность, вроде бы дали студентам какое-то образование, но что потом? Тех, кто учился на государственной основе, быстренько распихаем по школам, а платники пускай сами себе голову ломают по поводу трудоустройства? Обещали при поступлении одно, а на деле — в лучшем случае физрук? Что это: ректорский недогляд или мошенничество с помощью недобросовестной рекламы?
И ведь подобная картина сложилась не только в нашем педуниверситете. Она характерна для многих других вузов страны, и не только с данной специальностью. Это лишний раз подтверждает давно поселившуюся в умах школьных учителей, студентов и их преподавателей мысль, что в министерских кабинетах сидят люди, решающие проблемы, далекие от образования. А ведь именно МОУ давало аккредитацию на специальность “физический реабилитолог”. Значит, выяснял министерский люд наличие материальной базы, соответствие подготовки преподавательского состава, и т.д., и т.п. Рассчитывали, думаю, и реальность дальнейшего трудоустройства выпускников, согласовывали эти вопросы с министерствами здравоохранения и труда. Это по идее. Реальность оказалась намного прозаичнее. Переступая порог вуза, кировоградские реабилитологи шагают в никуда…
Студенты называют такую ситуацию простым и не очень красивым словом “кидалово”. Они намерены обратиться с соответствующими письмами в управление образования Кировоградской области, в министерства образования, здравоохранения и труда. Иначе не только они, но и сотни выпускников высших учебных заведений после окончания обучения окажутся на улице. Со своей стороны “УЦ” будет и дальше отслеживать ситуацию. А то ведь с такими предприимчивыми чиновниками от образования мы рискуем потерять умное, толковое, грамотное поколение, желающее достойно жить в достойной стране.
я в шоке,яв этом году поступила в "Открытый международный университет развития человека "Украина". мне специальность нравилась,до того как я всё это узнала.а вобще я акушерка.неужели всё так ужасно?а универ вобще нормальный?
Всем реабилитологам которые выучились на данную специальность! Давайте объединяться в "Ассоциацию реабилитологов Украины". Это шаг к разрешению данных вопросов и обменом знаний
ЛФК и практически закончив университет по выше указаной специальности. Имею медицинское образование. Но, к сожалению, вакансий реабилитолога нигде не нахожу. Встречала вакансию "врач-реабилитолог", а так же несколько раз " педагог-реабилитолог". ПО нашей специальности могут взять на работу чаще всего массажистом или инструктором ЛФК . Вопрос: стоило ли учиться 5 лет в ВУЗе?
Сегодня я осталась у разбитого корыта… Проработав 5 лет в реабцентре инструктором
Абсолютно верно описана нынешняя ситуация в Украине по поводу нашей профессии. В России это тоже не на лучшем уровне. Но они хотябы хотят сделать реформы в ближайшие годы, а именно
1.Унифицировать программу обучения массажистов в учреждениях для специалистов со средним медицинским и физкультурным образованием
2.Уравнять в правах и обязанностях массажистов со средним медицинским и физкультурным образованием
Наконец-то должна наступить определенность в вопросе «Кто может быть реабилитологом?.
Добрый день.
Я выпускница тоже "такой всетребовательной и престижной" специальности. В этом году получаю диплом. Только в университете с таким громким названием как "Открытый международный университет развития человека "Украина". Специальность очень нравится, очень интересная и нужная.
НО, на работу не берут, т.к. нет мед.бразования.
Выходит деньги—на ветер.