Скандал в благородном семействе

В 1925 году Александр Осмеркин, наш знаменитый земляк, написал картину “Обнаженная женщина с собакой”. За основу был взят классический сюжет, часто использовавшийся живописцами, например, представителем венецианской школы Джорджоне, ярким выразителем идей Возрождения Тициано Вечеллио или Эдуардом Мане, оставшимся в веках как один из родоначальников импрессионизма.

В начале века Осмеркин принимал участие в работе группы русских живописцев-авангардистов “Бубновый валет”. Наиболее характерными для поисков “умеренных бубнововалетовцев”, среди которых были П. Кончаловский, А.Лентулов, И.Машков, А.Осмеркин, Р.Фальк, стали “русский сезаннизм” и ранний, “аналитический” кубизм, сохраняющий предметную натурность изображения. Формально “Бубновый валет” распался в 1917 г., но в 1925-м его бывшие участники создали объединение “Московские живописцы”, продолжив свои поиски в выбранном ранее русле. “Обнаженная женщина с собакой” представляет собой образец творчества художника именно того периода, соединяя в себе черты классической школы с элементами постимпрессионизма.

Спустя 80 лет картина Александра Осмеркина стала предметом спора между Кировоградским областным художественным музеем и художественно-мемориальным музеем А.А.Осмеркина. Оба уважаемых заведения предъявляют права на картину, массой документов доказывая, что именно в их музей была передана “Обнаженная женщина с собакой”.

Как рассказала директор ОХМ Татьяна Ткаченко, в ноябре 1989 Министерство культуры СССР издало приказ о передаче картины в фонды Кировоградского областного краеведческого музея, отделом которого была картинная галерея. В декабре того же года Всесоюзным художественно-производственным объединением им.Вучетича “Обнаженная женщина с собакой” была передана на баланс Кировоградскому областному краеведческому музею. Тогда же ее передали на реставрацию во Всесоюзный реставрационный центр, и в 1993 году она была возвращена назад, в ОКМ. В 1994 году, согласно приказу Министерства культуры и искусств Украины “О передаче экспонатов”, картина А. Осмеркина “Обнаженная женщина с собакой” была передана из фондов областного краеведческого музея в фонды областного художественного музея на постоянное хранение. В 1995 году картину вместе с другими экспонатами передали на временное хранение, а в дальнейшем, в аренду художественно-мемориальному музею Осмеркина. Ныне было принято решение приостановить действие этого договора. Татьяна Ткаченко уверена, что картина должна вернуться в фонды художественного музея и представлять творчество Александра Осмеркина в постоянной экспозиции работ художников-земляков. Возникший между музеями спор можно было решить, по мнению Татьяны Александровны, следующим образом: музей Осмеркина переходит в ведомство областного управления культуры и становится отделом ОХМ. Это упростило бы передачу полотен из одного музейного учреждения в другое.

Со своей стороны, директор мемориального музея Осмеркина Вита Чернова заявляет, что в музее хранятся документы, свидетельствующие о том, что “Обнаженная женщина с собакой” была куплена у дочери художника Татьяны Государственной экспертной комиссией Министерства культуры СССР именно для собрания мемориального музея. Возвращением картины после реставрации занимался ОХМ как наследник картинной галереи областного краеведческого музея, несмотря на то, что в каталоге ретроспективной выставки Осмеркина в Москве 1989 г. эта картина значится под инвентарным номером мемориального музея. Вдова художника передавала картины Осмеркина единственному на тот момент в Кировограде музею — краеведческому — с надеждой на дальнейшую их передачу именно в мемориальный музей. Об этом свидетельствуют ее письма. В областном художественном музее представлены одиннадцать работ художника, чего вполне достаточно для презентации его творчества в стенах этого учреждения.

Масла в огонь добавляют областные и городские чиновники, ставшие по разные стороны баррикад. Ведь ОХМ юридически подчинен областной власти, а музей Осмеркина — городской. Вита Чернова считает, что подобного спора вообще не должно существовать, так как коллекции обоих музеев принадлежат Единому государственному музейному фонду.

…А по сути, спор о том, где будет экспонироваться “Обнаженная женщина с собакой”, десять лет назад начали жена и дочь Александра Александровича. Надежда Георгиевна настаивала на мемориальном музее, а Татьяна — на художественном. В связи с этим каждая предпринимала соответствующие шаги. Расхлебывать приходится сегодня работникам музеев. Мы же, ценители искусства, заинтересованы лишь в одном — в возможности видеть наследие великого земляка во всей полноте

Добавить комментарий