Задав в интернетовском поисковике слова «Лев Троцкий», в результате мы получаем более пятидесяти тысяч ссылок. Это очень много даже для человека, которого считают крайне противоречивой фигурой истории и в связи с которым большинство, как правило, вспоминает Октябрьскую революцию, Сталина, термин «троцкизм» и ледоруб в Мексике. Скоро будет 70 лет со дня убийства Троцкого, со дня, когда перестал ходить по земле автор и носитель идеи перманентной революции, но о нем говорят, пишут, спорят. Все это в целях поиска истинного Льва Троцкого.
Почему эта фигура стала вдруг интересна редакции «УЦ»?
Во-первых, потому, что в большинстве из пятидесяти тысяч ссылок о Троцком значится: «Лев Бронштейн родился пятым ребёнком в семье Давида Леонтьевича Бронштейна и его жены Анны (Анетты) Львовны Бронштейн — зажиточных землевладельцев из числа еврейских колонистов земледельческого хутора неподалёку от села Яновка Елисаветградского уезда Херсонской губернии (ныне село Береславка Бобринецкого района Кировоградской области). То есть нам этот человек интересен с точки зрения географии и истории.
Во-вторых, известный кировоградский архитектор Виталий Кривенко, который доверяет нашей газете свои творческие помыслы, сообщил, что недавно ему предложили обумать идею о создании памятника Льву Троцкому. И авторы идеи, и Виталий Ефремович, и мы понимаем, что задумка эта неоднозначная, спорная, противоречивая… Впрочем, как и сам Троцкий. Поэтому пока что решили поговорить, пообщаться с читателями, обсудить. Хоть создание памятника – это совсем не регуляторный акт, подвергающийся обязательному общественному обсуждению, а скорее сугубо творческий процесс, для которого куда важней вдохновение…
Начнем с того, что роль Троцкого в истории беспрестанно пересматривается, вновь и вновь поддается тщательному анализу. Точно так же и его характер, способности, пристрастия. Есть фактаж, который подтвержден датами и который невозможно изменить или извратить. Дословно это следующее: Лев Давидович Троцкий (псевдонимы: Перо, Антид Ото, Л. Седов, Старик и др.); настоящая фамилия Бронштейн; 26 октября (7 ноября) 1879 — 21 августа 1940) — деятель международного коммунистического революционного движения, практик и теоретик марксизма, идеолог одного из его течений — троцкизма. Один из организаторов Октябрьской революции 1917 г., один из организаторов Красной Армии. Один из основателей и идеологов Коминтерна, член Исполкома Коминтерна. В первом советском правительстве — нарком по иностранным делам; в 1918-1925 — нарком по военным и морским делам и председатель Революционного военного совета РСФСР, затем СССР. С 1923 г. — лидер внутрипартийной левой оппозиции. Член Политбюро ВКП(б) в 1919-1926 гг. В 1927 г. снят со всех постов, отправлен в ссылку. В 1929 г. выслан за пределы СССР. Убит агентом НКВД Рамоном Меркадером в Мексике (1940).
Все это без эмоций, без сантиментов, так сказать, беспристрастно. А есть «визитка» с оттенками: «Лев Давидович Троцкий (Бронштейн) – одна из самых зловещих фигур в истории России ХХ века. С его именем связаны ключевые акты трагедии государства – так называемая пролетарская революция, катастрофический Брест-Литовский мир, Гражданская война, “красный террор” и разграбление страны». Судя по этим словам, мы имеем земляка – сущего дьявола.
Вот еще. Это уже Куприн, в «Хронике событий глазами белого офицера, писателя, журналиста». «Я безошибочно понял, что весь этот человек состоит исключительно из неутолимой злобы и что он всегда горит ничем неугасимой жаждой крови. Может быть, в нем есть и кое-какие другие душевные качества: властолюбие, гордость, сладострастие и еще что-нибудь, но все они захлестнуты, подавлены, потоплены клокочущей лавой органической, бешеной злобы». Не правда ли, не легче?
Что ж он, такой демон, до сих пор не дает покоя историкам, писателям и публицистам? Не потому ли, что не все так однозначно, как пишут (или публикуют?) о нем для широких масс? Хотя долгое время информации о Троцком было крайне мало. Даже в справочной литературе бесполезно было искать эту фамилию. Публицист и юрист Аркадий Тененбаум пишет по этому поводу: «В древнем Риме существовал “Закон об осуждении памяти”. Согласно этому закону, те политические и военные деятели, которые скомпрометировали себя грубыми злоупотреблениями властью, необоснованными казнями и причинением крупного ущерба римскому государству и народу, подлежали, зачастую посмертно, осуждению. Память о них “стиралась” – их статуи и бюсты сносились, они лишались наград и почетных званий. После судилищ, связанных с именем Троцкого, массового репрессивного шабаша, вавилонских башен лжи, в отношении трибуна революции стал фактически действовать тот самый “Закон об осуждении памяти”. На многие десятилетия Троцкий как бы “выпал” из отечественной истории: он был, но его как бы не было. Его имя было вымарано из прошлого и на него наложено суровое табу. Даже в период, когда люди, осужденные на “троцкистских” процессах, были посмертно реабилитированы, в отношении личности Троцкого все еще существовал неписаный закон исторического забвения»…
Но вернемся к идее памятника, который является производной слова «память». Виталий Кривенко в настоящее время много читает о Троцком (благо, есть где взять источники). По его мнению, если памятнику будет суждено «состояться», это не будет просто фигура, похожая на «оригинал». Это будет идея, воплощенная в материале, характер, жизнь, прожитая в смятении и ужасно прерванная. Это будет и трагедия родственников и потомков Троцкого. «Комплекс невольной вины за гибель всех своих детей Троцкий мучительно нес на Голгофу своей жизни. Трагедия Троцкого стала еще одним отражением трагедии всего советского народа», — пишет Тененбаум. И эта трагедия имеет место быть в памятнике. Мы знаем работы Кривенко и не сомневаемся, что он способен родить Идею, которую практически невозможно опровергнуть или поддать критике. Вопрос состоит в том, нужен ли нашим современникам памятник Троцкому?
Можно ли считать памятником образ того или иного человека в искусстве? Вероятно, да. В таком случае памятник в живописи нашему земляку уже давно создан. Один из них — Лев Троцкий на фреске мексиканского художника-коммуниста Диего Риверы. В устном народном творчестве – тоже. Вот подтверждение: «В течение пяти дней тело Троцкого было выставлено для прощания. Мимо гроба прошли 300 тысяч человек, а на улицах звучала песня “Большая коррида Льва Троцкого” — народная баллада, сочиненная неизвестным поэтом». Есть еще кинематограф. Ну здесь вообще целый ансамбль, а не отдельный памятник. Образ Троцкого, пусть даже в негативном свете, воссоздавали Ефим Копелян («В дни Октября»), Ричард Бартон («Убийство Троцкого»/«Ледоруб»), Даниэль Мэсси («Сталин»), Йен Мак-Келлен («Зина»), Лев Лемке («Эсперанса», «Враг народа Бухарин»), Виктор Сергачёв («Троцкий»), Владимир Осипчук («Раскол»), Сергей Сергеев («Вперед за сокровищами гетмана»), Константин Хабенский («Есенин»), Валерий Шевченко («Две любви»), Джеффри Раш («Фрида»), Евгений Князев («9 жизней Н.Махно»), Николай Лазарев («Сталин»), Валерий Кухарешин («Романовы. Венценосная семья»), Виталий Кузьмин («Столыпин. Невыученные уроки»). Богатая галерея звезд, согласитесь.
Теперь переместимся поближе, в Яновку, или Береславку Бобринецкого района. Живет там сегодня десяток человек. Дороги нет. Инфраструктуры – тоже. На месте дома Троцкого – холм. Кладбище еврейского местечка, где похоронены Бронштейны и даже есть признаки склепа, заброшено, надгробные плиты разбиты. Это уже наш памятник Бронштейну-Троцкому, причем очень даже рукотворный. Между тем сюда, по бездорожью, едут и едут люди из-за рубежа: журналисты, историки, публицисты, просто интересующиеся личностью нашего земляка. Они преодолевают тысячи километров в стремлении просто постоять на земле, давшей миру (вот здесь без преувеличения) такую неоднозначную фигуру, такого человека, о котором в той или иной степени, хорошо или плохо, но знают во многих странах. Мы же в эту землю втаптываем память, чтобы не помнить, не знать, а значит, и не нести ответственность.
Веками формировался стереотип относительно памятников. Это обязательно огромная фигура, куда-то указывающая, устанавливаемая «за большие заслуги». Но почему не просто дань памяти? Троцкий был незаурядным человеком, с этим не поспоришь. Плохим или хорошим (вероятно, и тем, и другим), но его слава вышла далеко за пределы страны. Между прочим, сегодня в международном левом и рабочем движении довольно активно действуют различные группы и тенденции, опирающиеся на взгляды Льва Троцкого как на идейно-политическую основу своей работы. Они есть в США, Бразилии, Германии, Греции, Британии, Швеции, Бельгии, Нигерии, Аргентине и Италии. В России тоже. В Украине, на родине Льва Давидовича, слово «троцкист» употребляется в качестве ругательства или оскорбления…
Есть еще один момент в защиту идеи памятника. Коль так интересна миру родина «демона революции», «экстракта революции», «человека исключительных способностей», «революционера во всем», «создателя Красной Армии и великого полководца», «созидателя истории XX века», то почему нам не создать условия для «паломничества» в Береславку? Пусть это будет не политический, но коммерческий проект. Мы только выиграем.
И в заключение. Главный раввин Москвы Мазо в беседе с Троцким уже после революции сказал: «Троцкие сделали революцию, а Бронштейны расплачиваются». Судя по всему, слова Мазо оказались пророческими. Или мы в состоянии что-то изменить?
Фигня всё это. Главная ценность Троцкого у его почитателей — это его идеи. Можно было тему раскрутить создав например лабараторию, где были собраны все материалы о его деятельности и многое другое. Но это нереально, хотя бы потому что Троцким некому заниматся на серьёзном научном уровне. Я сам закончил истфак КГПУ и честно говоря не слышал что бы кто-то из преподавателей всерьёз увлекался Троцким.
А кладбище с Бронштейнами, фундамент дома и памятник — это несерьёзно и неинтересно.
Сам по себе памятник вряд ли может стать достопримечательностью. Разве что это будет что-то из ряда вон выходящее. Скажем, 30-метровая фигура Троцкого, стоящая прямо на земле среди бескрайних степей, — пусть идет навстречу светлому будущему и волосы развиваются на ветру))
скорее Новониколаевка ,чем Бериславка.в Бобринце стоит памятник Ленину,есть улицы Ленина ,Орджоникидзе,Кирова,Калинина,Воровского,Ворошилова, даже переулок Красного Креста есть.но есть міськрада,которой (руководству ) пофиг все ,кроме денег.есть райрада ,глава которой падает в истерику при упоминании слов,Україна,УПА,Голодомор — отрицая существование этих понятий как таковых(исправно при этом получая зарплату от государства). интерес к Троцкому он или есть ,или его нет.и мои предприимчивые земляки нашли-бы как и чем встретить гостей-туристов.в нашу амброзию зеленый турист не попрет.а вот земли невозделанной-нет.Бобринчане отлично знают ,что делать с тем,что приносит прибыль.на счет памятника — на могиле Троцкого стоит бетонная серая тумба с воткнутым в нее красным флагом(флаг не бетонный — настоящий) и надпись всего-лишь ,, Leon Trotsky,, и все.
Оставался один аргумент против — время ли…?
Но, с другой стороны, а когда время? Раз есть такой живой интерес к персоне… Тем более близится 2012.
Согласен на все 100. Ведь в мире есть огромнейшее число почитателей Троцкого, почему бы не использовать это на пользу областного бюджета. В Умани — хасиды, в Виннице — почитатели объекта "Вервольф", а у нас пусть будет объектом показа "Родина демона революции".