Есть в Александрийском районе село Ясиноватка. Ничем не отличается оно от других – не большое и не маленькое, школа, магазин, уютные домики, утопающие в зелени. Ничем, кроме одного, – на его территории находится памятник архитектуры – громадное здание, выполненное в позднем готическом стиле, бывший особняк немецкого барона Вимберга. Его точная копия находится в Санкт-Петербурге и является известным домом-музеем. О нашем здании мало кто знал, мало кто говорил. Там была школа, потом спальный корпус интерната. Но то, что происходило с этим домом позже, за последние 10-12 лет, не укладывается ни в какие рамки, не поддается здравому смыслу. История эта так необычна и так дурно пахнет, что, когда нам ее рассказали, мы поначалу даже не поверили. Пока не отправились в Ясиноватку сами, чтоб увидеть своими глазами, во что превратился этот памятник архитектуры после того, как в нем десять лет подряд просуществовал женский монастырь Украинской православной церкви Киевского патриархата. И расспросить местных жителей, как же так произошло, что здание, еще в 1997 году украшавшее не только село, но и регион, сейчас превратилось в обгорелые руины и почему при виде женщин в облачении монахинь люди настороженно отворачиваются или грубо гонят их прочь.
«Бога у нас не стало»
Зрелище действительно жуткое. На фоне яркой зелени большого, с виду прочного каменного забора на огромной лужайке стоит дом. Красивый, просто великолепный. Он дышит неторопливой благостностью и величавым спокойствием. Террасы обрамляют фруктовые деревья и вековой дуб. Стены в «три кирпича» ограждают гостей от зноя и духоты, карниз, подпирающий колонны, дарит причудливую тень. Но все это издалека. Стоит только подойти поближе, вырывается непроизвольное: «О, Боже!» От дома остались одни руины. Второго этажа просто нет. Колонны вот-вот упадут. Одно крыло превратилось в открытую галерею, усыпанную мусором, камнями, битым стеклом и заросшую бурьяном. Второе, худо-бедно сохранившееся, зияет дырками в полах, развороченным паркетом и готовыми вот-вот упасть потолками. Мистического ужаса добавляют веселые персонажи детских сказок, гротескно ухмыляющиеся со стен, – нарисованные для воспитанников интерната зверушки не пострадали от пожара и сейчас выглядят неуместно среди развалин.
Что же произошло? История поначалу выглядит обыденно. Дико только, что здесь замешано святое – религия. Итак, в октябре 1996 года несколько лет простоявший без дела особняк был передан под «культовое сооружение». Интернат переехал из Ясиноватки, а священнослужители УПЦ Киевского патриархата выбрали это место для того, чтобы организовать здесь монастырь. По одним данным, сам дом Вимберга, по другим, соседний клуб – в общем, вся прилегающая территория была передана на 10 лет в аренду этой церкви.
Все складывалось, как положено. Приехал патриарх Филарет, благословил богоугодное дело, прибыли монашки, немного, правда, человек восемь, но, думали люди, это же только начало.
Село воодушевилось. Наконец-то у них появился храм Божий. Чем могли, верующие помогали матушке – никто не знает, как ее звали в миру, но в монастыре именовали Любовью.
— Мы знали, что она приехала из Киева. У нее там квартира есть, семья в столице живет. Сын, внучата… — говорят местные жители. – Когда она к нам приехала, особняк был в нормальном состоянии. Полы шикарные, в войну тут коней держали, они на них гарцевали — и ничего, паркет выдержал. А какие чугунные витые перила при входе на лестницу были – загляденье просто. Дом строился на совесть, не на цементе, а с примесью яичного желтка и скорлупы. А что за залы были – с зеркальными стенами в классах для хореографии! …Да, немного он пробыл в запустении, но мы, как могли, помогали приводить его в порядок.
Люди сносили в дом Божий все, что могли, – иконы, вышиванки, утварь, помогали с косметическим ремонтом. Цветы сажали, березки, за клумбами все вместе ухаживали. На праздники сходились помолиться, радовались, что есть куда. Но так было только в первые годы… А потом началось невообразимое. «И Бога у нас не стало», — говорят…
— Монахини куда-то делись. Осталась одна Люба и женщина, которая ей помогала по хозяйству, Мария. В монастырь периодически приезжали какие-то мужчины. Один поживет недельку, уезжает. Потом видим – уже другой. И так постоянно… Не батюшки, это же понятно, — рассказывают очевидцы.
Злые языки утверждают — матушку Любовь посещали кавалеры. Долго не задерживались, погуляют – и домой. Дальше – больше. Любовь стала разбирать особняк на металлолом и продавать его тут же, в селе. Вначале «ушли» чугунные перила, украшения комнат, потом карнизы, батареи. Когда сбывать уже было нечего, матушка принялась за сантехнику…
— Зачем ей нужны были деньги? Что, монастырь не финансировался епархией?
— Ну так на выпивку. Она же пила много. Вот тут, – показывают на бар в 50 метрах от особняка, — ее хорошо знали. Приходила постоянно спиртное себе покупать… — говорят жители Ясиноватки. – А потом еще и кур воровала. Никто ей ничего не говорил, но все знали, куда живность девается.
Так и жил монастырь – люди от церкви отвернулись, в их сознании не укладывалось такое поведение сестры Божьей.
— В сентябре отмечается праздник Святой Людмилы. Так она именины себе закатила, такую гулянку, что все село «на ушах стояло». Так мы и не поняли, как же ее зовут на самом деле – Люда или Люба…
Апогеем стал пожар. Может, спьяну хозяйка подожгла здание, но на первый раз все обошлось. Пожарные оперативно приехали и потушили. А вот второй пожар полностью погубил особняк, переживший революции, войны, время…
— Это случилось ранней весной, 2 года назад. Был рассвет, еще ночь фактически. Вдруг резко небо озарилось сиянием, стало светло. Все выбежали на улицу, — вспоминает экс-директор Ясиноватской школы, что находится на территории особняка. – Видим, монастырь пылает. Сразу же обвалились купол, звонница. Все здание было в огне. Трещали доски, упало перекрытие. Пока пожарные из района приехали, время уже ушло, сделать они ничего не смоги…
Больше всего учителя боялись за школу, она же тут, метрах в тридцати, пламя ведь могло туда перекинуться. Стали искать Любовь-Людмилу. «Что же ты делаешь?» — кричала в панике директор. Но монахиня ответить внятно не смогла. «Пьяная в дымину была», — говорит учительница. Как потом выяснили, в огромных подвалах монастыря находились баки из толстого железа. Их использовали как емкости для питьевой воды. Матушка решила и их сдать на металлолом – а чего добру пропадать-то? То ли вызвала сварщиков, то ли сама как-то управлялась со сварочным аппаратом. Как бы там ни было, искра попала на матрацы для детей, сложенные на кучу, там же, в подвале. Они и вспыхнули моментально.
— Когда приехали пожарники, милиция, это Люба спряталась где-то в особняке. Как в дыму не задохнулась, непонятно… А потом про нее в суматохе забыли, не до того было, — говорит бывший директор.
Позже началось разбирательство. Любовь-Людмилу, естественно, по горячим следам не нашли. С 2007 года монахиня объявлена милицией в розыск. Однако…
— Она сюда после того, конечно, не являлась. Вскоре и Мария, что помогала в монастыре по хозяйству, съехала куда-то. Но я эту Людмилу недавно видела. На овощном рынке. И не узнала бы, ведь мы привыкли ее в монашеском одеянии видеть, а тут обычная женщина, в юбке, кофте… Только когда она со мной поздоровалась, я поняла, кто это, — вспоминает продавщица местного магазина…
…Не прошло и месяца после пожара, как местные мародеры со всей силой взялись за особняк. Разбирали остов здания на кирпичи, расшатывали готические колонны… Пока матушка Феофания, настоятельница монастыря Украинской православной церкви (как говорят в народе, Московского патриархата), что находится по соседству, в Диковке, не послала в Ясиноватку своих послушниц преклонного возраста. Охранять, прибрать там, привести по возможности святое место в порядок.
«И Бог вернется»
Чуть больше месяца послушницы Диковского монастыря денно и нощно работают в Ясиноватке. Просто потому, что дело богоугодное. Вначале местные жители к ним очень настороженно относились, даже слегка с враждебным недоверием. Еще бы, как они с Любовью-Людмилой намаялись! Люди не хотят вникать в подробности – у них уже был один «монастырь», который чуть не привел к гибели школы.
— Да мы знаем, что это другой патриархат, и Диковку хорошо знаем, там настоящее святое место. Пусть они и наше возродят, и в людей веру вселят снова. А то мы уж и не знаем, кому верить, — задумчиво произносят учителя школы.
Им стыдно за своих односельчан-мародеров, которые, не стесняясь монахинь, по ночам шастают по обгоревшему особняку в поисках наживы. Пожилым женщинам поначалу даже жутковато бывало, а потом они перестали бояться. И правильно – пусть их опасаются.
Поскольку ворье орудовало преимущественно по ночам, матушка Феофания и сторожа «выписала». И так, посменно, гости из Диковки охраняют чужой монастырь. А еще прибирают там, за цветниками и садом ухаживают, поломанные кирпичи и штукатурку мешками выносят. Признаюсь, когда увидела женщину преклонного возраста в монашеском облачении, несущую какой-то мешок за спиной, решила – трава. Потом приподняла. Какая там трава – камни! А таких мешков они, как муравьи, тянут не один десяток в день…
Монахини не говорят, но можно только догадаться, как им обидно за то, что здесь, в Ясиноватке, настолько дискредитировано само понятие религии, монашества, храма. Утрачены уважение и преклонение людей перед нормальными сестрами и священниками. И возродить его будет ох как непросто.
Однако матушка Феофания не сдается. То, что делают послушницы сейчас, причем абсолютно бескорыстно, уже говорит о благих намерениях. Все, кто был в Диковке (а мы в «УЦ» писали об этом святом месте), воочию убедились, как ведут хозяйство сестры, как молятся за себя, за ближних и чужих… Очень хочется сказать жителям Ясиноватки – не бойтесь. Не все священнослужители такие, как единожды «достались» вам. И кому-то в этой жизни верить обязательно нужно…
P.S. Буквально на днях состоится сессия сельсовета. На ней депутаты будут решать, что же делать c этой территорией дальше – снова отдавать ее представителям УПЦ Киевского патриархата, которые уже «нахозяйничали» здесь, или передать Диковскому монастырю. Сестры им займутся и, может быть, даже спонсоров найдут, которые возьмутся за реставрацию этого архитектурного памятника. Хотелось бы обратиться к местным властям – не наступайте снова на одни и те же грабли. Редакция не отдает предпочтения ни одной из конфессий, но то, что творилось здесь, согласитесь, в рамки здравого смысла не укладывается. Пусть попробуют что-то сделать другие. И из монастыря исчезнут наконец химеры порока.
я там был ребята все по другому нешумите
Національно-свідомому:О педиках из УПЦ-МП, как и о таких же из УПЦ-КП знаю не меньше Вашего. Горько отттого, что за "бабло" они продались искушению. Есть еще и ИПХ-ИПЦ.
Жители того села и сами виноваты. Если увидели такую ситуацию — почему не отреагировали?
Смотрели как она покупает спиртное, сами покупали у нее металлолом и гуляли на ее гулянках.
Слышь, "земляк", может тебе рассказать про кировоградских попов-педофилов МОСКОВСКОГО ПАТРИАРХАТА?! Или о том, что без "бабла" в церковь(наш собор) и не суйся?!
Непорядні служителі є в кожній конфесії. Найбільша біда в тому, що церква вчасно не відреагувала на злочини Людмили і не відсторонила її від керування.
А патриарх всея Украины Филарет-Денисенко не приезжал в гости к матушке Любе-Людмиле?Может именно к нему следует обратиться с просьбой о снятии порчи со святого места… Почему стыдливо молчат "национально-свидомые"?Они только и могут рассуждать "про єдину помісну церкву".а здание действительно надо спасать.