Школьная физкультура: на пользу или во вред?

В последнее время в школах Украины произошло несколько трагедий, когда дети умирали прямо во время уроков физкультуры. Это привело к тому, что на государственном уровне были приняты решения по ужесточению школьной программы, включающие в себя отмену кроссовой подготовки, и пересмотру системы обязательных тестов, которые должны сдавать учащиеся. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию мнение кировоградских специалистов о причинах случившегося, целесообразности принимаемых мер и действиях, которые помогут избежать подобных несчастий в дальнейшем.

Первой высказала свою точку зрения одна из самых авторитетных специалистов на Кировоградщине, учитель физической культуры с более чем 50-летним стажем Людмила Коляда. Людмила Максимовна и в данный момент продолжает работать в Кировоградской ООШ № 14, зная обо всех существующих проблемах не по наслышке.

— По своему опыту скажу, что редко встретишь ребенка, который бы ненавидел физическую культуру. Другой вопрос, как учитель относится к своему делу. Если формально и без души, тогда это действительно может отбить охоту заниматься и даже привести к неприятностям. Кстати, первая седина у меня появилась, когда только начинала трудовую деятельность в Читинской области. Тогда ребенок на уроке потерял сознание, играя в баскетбол. Тут же помчалась в детскую поликлинику, где пообщалась с врачами и родителями. Узнала, что девочка с утра пошла в школу, не позавтракав, у нее закружилась голова, и она упала. К счастью, никакой травмы не было, но сколько было переживаний. Так это произошло в 60-х годах, когда подход к физической культуре был другим, а дети — гораздо здоровее и крепче в физическом плане.

А что происходит со школьной физкультурой в настоящее время? Складывается такое впечатление, что она стала не нужна никому, кроме самих учителей, которые работают на голом энтузиазме. Я ни в коем случае не защищаю нерадивых коллег, которые относятся к своей работе спустя рукава. И все же считаю, что, в большинстве своем, это творческие люди и настоящие профессионалы.

Нас действительно потрясло то, что произошло в Украине. Шесть детских смертей за два месяца — это просто ужасно. За годы, что работаю, вспоминаю лишь один трагический случай в Бердичеве во время соревнований. А здесь на уроках физкультуры… Многие склонны обвинять учителей, но так ли они виноваты? Давайте попробуем разобраться.

Некоторые называют нас физруками, но это не так. Физрук организовывает спортивно-массовые мероприятия, к примеру, в детских-оздоровительных лагерях или воинских частях, зачастую не имея соответствующей подготовки. А учитель имеет специальное образование, которое помогает педагогам правильно выполнять свою работу, с учетом всех существующих требований. Если вносить в уроки изюминку и творческий подход, тогда дети будут подготовлены и никаких проблем не будет.

Еще один аспект. В школьной программе для физкультуры запланировано 3 часа в неделю. В действительности такое время мы имеем лишь в младших классах. Но как же нужен третий урок в средней и старшей школе! А его нет. Почему? К примеру, ООШ №14 специализируется на английском языке, и наш «третий» час уходит на изучение английского. В других учебных заведениях аналогичная ситуация. Мы же хотим, чтобы дети развивались в физическом плане, но за два часа это сделать крайне сложно.

Вот сейчас запретили заниматься кроссовой подготовкой и бегом. Поверьте, это ничего не даст. Пускай не нужны государственные тесты и контрольные нормативы, но в программе есть все для того, чтобы ребенок мог придумать себе то или иное задание, успешно его при этом выполнив. Нужно учесть, что каждый урок начинается с разминки, а она включает в себя беговые виды. Да ни один вид спорта без бега не обходится! С таким подходом можно вообще запретить уроки физкультуры.

Мне возразят, что ребенок может найти себе спортивную секцию и заниматься там. Однако сейчас большинство секций платные (от 80 до 120 грн.), и не каждые родители могут себе позволить выделять требуемые средства. Ранее в школах учителя обязательно вели спортивные секции, и эта работа оплачивалась. Пускай платили немного, но платили. До недавнего времени как учитель высшей категории за внеклассную спортивно-массовую работу я получала 1 грн. 46 коп. Правда, в прошлом году оплату подняли до 20 грн. Но разве этого достаточно? И все же педагоги работают, по возможности ведут секции в своих школах и готовят ребят и девчонок к участию в городских и областных соревнованиях. Кстати, городские и областные школьные состязания сейчас практически негде проводить. Раньше стадион «Звезда» был доступен для школьников, а сейчас приходится соревноваться на неподготовленных школьных стадионах или стадионе АРЗ.

Еще одна проблема состоит в том, что учителю физкультуры просто нечем и не на чем проводить уроки. Отсутствует элементарное спортивное оборудование. Нет даже скакалок, обручей, гантелей, гимнастических матов. Все приходится приобретать за собственные средства или за деньги родителей. Вот сейчас дано указание заменить легкоатлетический кросс спортивными играми. А чем их проводить, если порой имеется один мяч на всю школу?

Кстати, в программе по физкультуре для 12-летней школы, словно для смеха, черным по белому написано, что школа должна иметь по 40 волейбольных, баскетбольных, футбольных и гандбольных мячей. Кто может похвастаться подобной роскошью? Два года подряд нам выдавали по 6-10 футбольных мячей от Федерации футбола Украины. Так мы этими мячами играли и в баскетбол, и в волейбол. За последние десять лет не выделено ни копейки на приобретение спортивного инвентаря. Как прикажете нищему учителю выполнять школьную программу?

В нашей школе уже дважды была проведена выставка «Спортинвентарь своими руками», когда ребята и учителя приносили все, что было, из дому (к примеру, детские матрасы для занятий гимнастикой) и изготовляли из тряпок мячики, деревянные гранаты для метания, сами плели скакалки. Так что бы вы думали, санстанция запретила пользоваться своеобразными матами без чехлов. Когда же их пошили, потребовали заменить на дерматиновые или целлофановые. Это ли не издевательство? В результате родители подарили два ковра для покрытия матов. Теперь мы получили возможность делать элементарные гимнастические упражнения. О нашей выставке можно сказать: «с миру по нитке — голому рубашка», но ведь имеется возможность еще 2-3 года проводить уроки физкультуры. Самой же главной проблемой, как мне кажется, является негативное отношение чиновников разного ранга к физической культуре и спорту. Телевизионные экраны заполонила реклама алкогольных напитков. Сигареты рекламируются на каждом третьем билборде. Посмотрите на наш центральный сквер возле горисполкома, где я в летнее время насчитала 11 пивных палаток! А ведь это разрешает городская власть. Но ведь можно было здесь открыть площадку для настольного тенниса. Пускай и платную, как это сделали в Евпатории. Разве не могут наши депутаты приобрести для школ комплекты медалей и дипломов для поощрения детей, которые всегда радуются наградам? Спасибо, хоть еще выпускники в этом вопросе помогают. Бизнесмены же могли бы не только компьютеры дарить, которые не способствуют укреплению здоровья, но и спортивный инвентарь.

И еще хотелось бы обратиться к родителям. Если вам дорого здоровье ваших детей, не давайте им денег, которые они зачастую тратят на пиво, сигареты и просаживают в компьютерных клубах. Наряду с теми же компьютерами старайтесь покупать простейшие спортивные снаряды (гантели, скакалку, мяч или недорогой тренажер) и следите за тем, чтобы ребята и девчонки хотя бы немного уделяли внимание поддержанию своей физической формы. Не освобождайте детей от физкультуры фальшивыми справками, поскольку это только вредит им. Чаще выезжайте со своими чадами на природу. Это принесет больше пользы, чем посещение ночных клубов. И еще, постарайтесь встретиться с учителем физкультуры и предложить ему помощь. Сегодня особенно остро понимаешь, что здоровье, действительно, не купишь ни за какие деньги.

Высказала все, что наболело. Судя по нынешнему физическому состоянию детей и общему положению вещей с физическим воспитанием, трудно винить учителей в трагедиях, кроме тех случаев, где была нарушена техника безопасности. Дайте учителям хорошую материальную базу, оплатите им спортивно-массовую работу, повернитесь лицом к физкультуре и спорту (это касается депутатов всех рангов), тогда ничего подобного не только больше не случится, но мы сможем говорить и об укреплении здоровья будущего поколения…

Поскольку подготовкой учителей физической культуры на Кировоградщине занимается профильный факультет КГПУ
им.В.Винниченко, мы поинтересовались позицией заместителя декана ФФВ, главного тренера сборной области по художественной гимнастике Ольги Шевченко.

— Поверьте, студентам на факультете даются все необходимые требуемые знания. Да и в каждом вузе достаточно квалифицированный профессорско-преподавательский состав, который делает все от него зависящее для того, чтобы из стен учебных заведений выходили профессионально подготовленные кадры. Ни один уважающий себя учитель, заботящийся о здоровье детей, не позволит себе заставить учеников бежать кросс без соответствующих разминки и подготовки. Таких так называемых педагогов единицы. Если они допустили подобное, то им нет места в школе.

И все же считаю, что здесь дело в общей физической подготовленности наших детей. Они не готовы выполнять даже самые элементарные требования. Даже к нам на факультет порой приходят абитуриенты, которые просто не могут выполнить простейшие упражнения. Если же мы пойдем по предложенному пути с отменой нормативов, тогда можем потерять гораздо больше, чем приобрести. Нормативы можно пересмотреть, но запрещать их не следует. К чему тогда стремиться и по какой шкале оценивать? А без беговых упражнений физическая подготовка вообще немыслима. Запрещать их могут только несведущие в вопросах физического воспитания люди. Нужно искать более глубокие причины явления. А они заключаются в отсутствии целостной концепции физического воспитания в нашей стране. Принимаются различные программы, но без должной государственной поддержки они бездейственны. Согласна, с глубокоуважаемой Людмилой Максимовной, что, пока не будут предприняты решительные шаги на самом высоком уровне в плане популяризации физической культуры и спорта, Украина продолжит двигаться к пропасти, а такие ужасные случаи могут, к громадному сожалению, повториться.

И, наконец, позиция Федерации легкой атлетики Кировоградской области, которую высказал вице-президент ФЛАКО, тренер ДЮСШ-2 горспортотдела Вячеслав Нищеменко, поскольку королева спорта от запретительных мер пострадает больше всего:

— На недавно состоявшейся конференции Федерации легкой атлетики Украины этот вопрос живо обсуждался. Было высказано однозначное мнение, что нужно поднимать вопрос об отмене подобного решения. Наш вид спорта является базовым для всех остальных, и винить легкую атлетику во всех несчастьях нельзя. Просто нужно более внимательно относиться к здоровью детей. Для примера: у меня тренируются маленькие дети, и при прохождении комиссии в лечебно-физкультурном диспансере у половины из каждых десяти воспитанников обнаруживаются проблемы со зрением. Это говорит о том, что чрезмерное увлечение компьютером приводит к негативным последствиям. Занимаясь же легкой атлетикой в школе и секциях, при должном внимании учителей и тренеров, ребята только укрепляют здоровье, а не вредят себе. Поэтому ФЛАУ приняла решение разработать и внедрить программу на последующие годы «Бег и ходьба ради здоровья детей». Если удастся реализовать задуманное — результат будет положительным…

Завершая этот разговор, мы предлагаем нашим читателям поделиться своим мнением по этому далеко не однозначному вопросу. Ведь здоровье наших детей — это главное, для нас, родителей…

Школьная физкультура: на пользу или во вред?: 7 комментариев

  1. Я лично физру в школе не любила. Хотя как раз кроссы бежала всегда на 5. Но физруку этого было мало, он постоянно издевался з-за того, что я медленно бегу стометровку. Хотя любой учитель физкультуры, по идее, должен знать, что редко кто может одинаково успешно бежать спринтерские и "марафонские" дистанции. Обычно дано или то или то. И вместо того, чтобы увлечь ребенка тем, что именно ему больше подходит, такой учитель просто отбивает охоту к физкультуре вообще. Потому что нереально соответствовать всем нормативам. Всегда могут быть нюансы — хорошо бегает, хорошо метает, но плохо играет в спортивные игры и прыгает через козла, почему от этого должны страдать оценки и в целом аттестат? И как всегда в школе, приходится больше времени уделять тому, что не нравится, чтобы натянуть на нормальную оценку (для тех, кому оценка эта важна).
    А вообще мне нравится опыт преподавания физкультуры в Израиле. В старших классах — физкультура для мальчиков и девочек отдельно. И пока ребята играют в свое удовольствие в футбол или занимаются на тренажерах, девочки занимаются фитнесом. Общие нормативы и тот же бег тоже были, но не часто. Мне понравилось, был и толк от занятий физкультурой и интерес к этим занятиям.

  2. У каждого ребенка свой резерв. Я легко бегала спринтерские дистанции, но уже стаерские тянула с трудом. Помню я того опытного пе…дагога, который это знал и класса до 6 издевательски интересовался, сколько раз в месяц у меня месячные — я просто избегала физры, приходя на сдачи нормативов. А он любил гонять меня на 8-10-12 кругов. Занималась стендовой стрельбой. Мои дети терпеть не могли физрука. 3 года они всерьез занимаются кун-фу. Теперь приходят только сдать норматив. 3-4 раза в год. Чтобы утереть нос физруку. Привет педагогам от физры(((

  3. Как мы, в свое время, любили физ-ру и в школе, и в институте. На уроках, в основном, играли то в футбол, то в волейбол (зимой). Нормативы сдавали для формы. И все были целы, здоровы. И в армию шли здоровые ребята. А теперь требуют "справные цифры" и гробят детей.

  4. К сожалению, никто не сказал о той "умной "програме, по которой вінуждены работать учителя физкультуры. Спрашивается зачем качать прес на время? Такое ощущение, что составители програм вообще детей в глаза не видели.

  5. Детки в 2-3 годика за день вокруг песочничницы пробегают марафонскую дистанцию-не меньше! Другое дело что все заболевания ребенка нужно выявлять в этом же возрасте(а может и раньше)и лечить больных и освобождать от тяжелых нагрузок.А здоровым деткам физкультура нужна.

  6. 1) Медосмотр для школьника: рост, вес, чистое дыхание — "здоров"! Или кто-то знает случай, когда пятикласснику кардиограмму делали, перед тем, как определить его группу здоровья? По количеству пломб нельзя определять допустимую физическую нагрузку на организм малыша.
    2) Из личного опыта скажу, что есть диагнозы, известные маме, но не отраженные в амбулаторной карточке. Таким образом у нас формируется неплохая статистика в области детского здравоохранения.
    3) "редко встретишь ребенка, который ненавидел бы физическую культуру…" Да что вы говорите? Классу к седьмому ее уже не просто ненавидят, а и имеют целый арсенал "отмазок", лишь бы избежать ненавистных кросса и прыжков через "козла".

  7. Вы, Юрий Илючек, пишете
    "Ведь здоровье наших детей — это главное, для нас, родителей… "
    Приходиться усомниться в том, что большинство родителей так переживает о своих детях. Дети, особенно маленькие, подражают своим родителям. Если отец курит, то скорее всего и сын будет. В одной из песен, в исполнении Надежды Шестак есть такие слова "Батько і мати — два сонця гарячі…"
    А теперь подумайте, миллионы "горячих солнц", какой пример вы подаёте своим детям.

Добавить комментарий