Александр Жовна — самый издаваемый писатель Кировоградщины. По его произведениям снято уже три фильма. Роман Балаян, режиссер с мировым именем, экранизирует Жовну («Ночь светла»). Он без проблем печатается, его зовут писать сценарии и даже снимать кино. На конкурсе, объявленном Министерством культуры и туризма Украины на лучший социально полезный сценарий, рассказ Александра Жовны «Маленькая жизнь» признали лучшим. А он знай себе сидит в своем Новомиргороде, само название которого большинство столичных деятелей культуры не знает. И пишет. И продолжает работать дефектологом в Детском доме для умственно отсталых детей. Странный человек, непонятный «загалу». Но очень талантливый, тут нет сомнений.
Недавно написал новую книгу «Ее тело пахло зимними яблоками». На ее презентацию в Новомиргород понаехала уйма киевских журналистов. Знают, уважают.
Александр — человек успешный, состоявшийся. И творчески, и материально — он ездит на машине, которой больше ни у кого в наших краях нет.
— Сложно ли быть писателем в краю, который дал миру Винниченко, Олешу, Яновского и так далее? Как оно — соответствовать их наследию, или подобные мысли даже не возникали?
— Не думаю, что это может как-то помочь или помешать. Да и соответствовать, вы правы, и в голову не приходило. Более того, будучи уже много лет членом двух творческих Союзов — писателей и кинематографистов — я до сих пор не считаю себя писателем или киношником. Так же, как и прежде, собирая марки, не считал себя филателистом, старинные монеты — нумизматом, коллекционируя иконы или ретроавтомобили — антикваром. Поэтому меня уместнее назвать человеком увлекающимся или пытающимся испробовать себя в разных жанрах, при этом получающим удовольствие более от процесса, нежели от результата.
— Не боитесь, живя в Новомиргороде, отстать от современного урбанизированного мира с его меняющейся культурой, ритмами жизни?
— Стремлюсь к этому! Хочу отстать, как можно больше. Назад к природе, подальше вглубь. И потом, как можно отстать от культуры, которая меняется качественно, мягко говоря, далеко не в лучшую сторону. Поверхностна, глянцева, с устойчивой деградацией. Вероятно, собственно ритм и есть тот двигатель современной культуры с включенной задней скоростью. Я как-то подумал, неужели эволюция — деградация? Я имею в виду культуру. Ее беда в стремительном прогрессе и массовости. Дорогой развития она растеряла массу «ненужных» и «тяжеловесных» для современного общества вещей: духовность, нравственность, эстетику, профессионализм. Это как китайские автомобили. Их много, они похожи на настоящие. Но это не машины.
— За современным литературным процессом следите? Каким образом, даже технически. Есть ли в Новомиргороде книжная торговля?
— Если я отвечу утвердительно — конечно же, совру. Я всегда недолюбливал это занятие, имею в виду — чтение книг. Я и писать то начал из-за этого. В школе и дома меня принуждали к чтению, чем успешно отбивали охоту от этого. В детстве я предпочитал познавать мир не посредством книг, а реально. Я не плавал под алыми парусами Грина и не путешествовал с героями Жюля Верна. Я со своим другом смастерил парусник, использовав для его мачты стройную плодоносящую черешню из бабушкиного сада и бороздил водные просторы озера Лонго, на берегах которого родился и продолжаю жить. Книгам я предпочел футбол, хоккей, позже — вино и девушек, при этом всякую свободную минуту убегая в церковь и основательно готовясь уйти в монастырь. И только позже, когда меня уже никто не принуждал читать книги, я на пару лет с головой окунулся в литературу, открыв для себя Глеба и Николая Успенских, Левитова, Лескова, Салтыкова-Щедрина, Гончарова, Алексея Толстого, Бунина и, конечно же, непревзойденного Чехова, которого и предпочел большинству. Поэтому не боюсь прослыть невеждой, что касается современного литпроцесса, почти так же, как и отстать от урбанизированного мира. Не оторваться бы от литературы прошлого…
Есть ли в Новомиргороде книжная торговля? Торговля — вряд ли. Книжный отдел в гастрономе, кажется, остался…
— Опыт кино пришелся по вкусу? Будете ли снимать фильмы дальше?
— Кино — моя давняя любовь и одно из увлечений, которое хотелось испытать. Как и всякий творческий процесс — это настоящий кайф, наслаждение, сравнить которое с чем-либо в этой жизни трудно, но это еще и сложный технический процесс. То ли дело литература. Берешь ручку, бумагу и начинаешь творить себе в удовольствие. С кино так запросто не выйдет. Поэтому буду ли я снимать кино, вопрос не стоит. Будет ли у меня возможность? Очень бы хотелось. Хотя важно — какое кино? Если это мерзость, запакованная в цифровой формат с длительным продолжением, тогда уж лучше водку пить. Недавно знакомый продюсер предложил мне снять фильм в качестве режиссера, и, хотя это не сериал, прочитав сценарий, я отказался. Больше всего удивляет то, что проект осуществляется за спонсорские деньги, т.е. личные деньги богатых людей. И тогда думаешь, неужели все богатые — ограниченные, без вкуса люди? Ведь было все когда-то иначе. Богатые в России отличались не только умением зарабатывать деньги, но и светлым умом, высоким образованием и такой же культурой. Именно такие люди должны быть богатыми, чтобы не переводилась нация и не пировал зажравшийся плебс. Простите, я отвлекся…
А достойное кино, конечно же, хотелось бы снимать и смотреть тоже.
— Насколько творчество литературное отличается от кинематографа?
— Ну я уже немного сказал об этом. В смысле духовного и морального удовлетворения, практически ни чем, но вот механика у них отлична. Там вкладываешь лишь ум и сердце. В кино к этому нужно прибавить всего лишь несколько миллионов долларов.
— В большинстве ваших произведений главные герои — дети. Тема сложная и щепетильная. У вас есть свои дети? Читают ли они книги, какие смотрят фильмы?
— Что касается первой части вопроса. Думаю, это не совсем так. Я вот сейчас вспоминаю, что из написанного мною касается детской темы, то, кроме «Маленького життя», больше ничего и не припомню. А мои дети — это дочь Настя. Она уже взрослая. В этом году получила образование. Когда меня спрашивают, замужем ли она… Мне трудно подобрать ответ. Современные отношения нивелируют этот социальный статус, и мало что можно разобрать. Лично я приветствую такие отношения. Думаю, она ориентируется в кино и, по-моему, имеет неплохой вкус. Она смотрит фильм «Догмы», ей нравится советский кинематограф, из актеров предпочитает Энтони Хопкинса, Гарри Олдмана, Олега Меньшикова. Полагаю, это неплохо. Насчет книг, не злоупотребляет, как и папа. Когда моя мама, ее бабушка, заставляла в детстве ее читать, она парировала: «Папа не читал, а теперь — писатель…»
— В Новомиргороде вы, вероятно, самый известный человек. К вам не ходят как к моральному авторитету, не зовут в третейские судьи в сложных ситуациях? Или вы против такой роли для себя?
— Не думаю, что я самый известный. Обычно в провинции самые известные местные юродивые. Их все знают. У меня, кстати говоря, среди них много друзей. Они, как и большинство ненормальных, в противовес норме, отличаются искренностью и преданностью. Я, к сожалению, относительно нормален, поэтому быть третейским судьей вряд ли смог бы. Кто-то сунул бы взятку, и я бы не удержался быть предвзятым…
— Вернется ли еще время, когда в Украине главным авторитетом нации были писатели и поэты (Шевченко, Франко), или всех их сместили Тимошенки да Ахметовы?
— Хотелось бы. Поэт в России больше, чем поэт… Полагаю, это будет всегда, если поэт до конца остается поэтом. Творческие люди теряют авторитет, становясь политиками, каких бы высот до этого они не достигали. Я сам сейчас попал в ситуацию, не свойственную моим убеждениям или приверженностям, и чувствую себя немного дискомфортно. Не знаю, что из этого получится. И говорить об этом не хочется.
Массы всегда нуждались в хлебе и зрелищах, и они всегда это получали. На сегодня Юля — это и хлеб, и зрелище. Я сам люблю смотреть ее по телевизору. По крайней мере, это вкуснее, чем мыльные сериалы, да и актерского мастерства у нее поболее.
— Мы всем думающим людям задаем вопрос в наших интервью, почему, по вашему мнению, «не пошел», не стал успешным проект Украина, как страна? Что помешало? И есть ли у вас рецепт излечения?
— Смотря, какой смысл вкладывать в этот проект. Для меня Украина — это то же озеро, на берегу которого я появился на свет, речка, прибрежная трава в росе, по которой в утреннем тумане прошлись коровы, оставив теплый запах молока, дом, семья, друзья, любимое занятие. Для меня этот проект удался, поэтому рецепт для осуществления не сложен. Такая Украина была и будет всегда. Найди себя и делай то, что тебе по душе. Но делай честно, будь порядочен. Представляете, если каждый украинец станет жить вот так, насколько успешно реализуется проект Украина. Покойный мой друг — дед Степан Кожумякин, отсидевший двадцать лет каторги за убеждения, говорил: « Перед тем как что-то приобрести материальное, подумай, можешь ли ты без этого обойтись».
Не хапайте лишнего, не превращайте это в смысл жизни, в азартную игру, в больную философию. Мы все умрем. Помните об этом. Тогда не нужно будет рвать друг у друга депутатское кресло, кусок земли, чиновничье корыто. И тогда всем всего хватит, и состоится проект Украина. Все просто. Но, увы, ох как сложно…
Добрый день.
Мне очень нравиться как пишет Александр Жовна.
Жизненно, правдиво без сладостного приукрашивания. Замечательно. Желаю ему успехов во всех его трудах!