А музыка звучит…

В начале октября популярная газета “Зеркало недели” опубликовала интереснейшую статью “Национальная фонотека: иллюзия или реальность?”, в которой Александр Москалец рассказал об отделе формирования музыкальных фондов Национальной библиотеки Украины им. Вернадского, хранящихся там коллекциях грампластинок. В статье были затронуты вопросы доступности фонодокументов, перевода их на цифровые носители, пополнения фондов новыми записями с целью приобщения нашего народа к сокровищам музыкального искусства.
В Кировограде также есть место, где сосредоточены шедевры мировой музыкальной классики, записи поэзии и литературно-драматических произведений, фортепианных произведений. Здесь же — музыка украинских композиторов, собрание песен и романсов советских, русских и зарубежных композиторов, записей оперно-симфонической, духовой, органной и камерной музыки, вокально-хоровых произведений. Эти “закрома Родины” имеют весьма прозаичное название: Кировоградское областное отделение национального всеукраинского музыкального общества. А точнее — его фонотека.

История кировоградской фонотеки началась в сентябре 1974 года. Создавалась она как вспомогательный фонд музыкальных и литературных произведений для использования на занятиях в детских садах, школах, средних и высших учебных заведениях. Ее создателем и хранителем все эти годы является Владимир Игнатьевич Ворона, который вот уже 36 лет возглавляет Кировоградское областное отделение музыкального общества. Именно он из всех уголков огромной Страны Советов привозил в Кировоград стопки пластинок, именно его личное собрание стало основой для создания фонотеки.

Для начала — несколько слов о самом создателе фонотеки. Как рассказал Владимир Игнатьевич, его азбукой были газеты, по которым дед обучал внука чтению. Ребенок оказался восприимчивым и в возрасте трех лет за две недели научился читать. С тех пор он запоем читал все, что попадалось ему в руки. Благо, у соседей была богатейшая библиотека, которую, кстати, во время оккупации немцы вывезли в Германию. Мечтал поступить в МГИМО, для чего самостоятельно изучал международное право, Гражданский и Процессуальный кодексы и т.д. Но настоящими университетами для Владимира Вороны оказалась армия. Там в течение трех лет под руководством опытнейших командиров, за плечами которых было по нескольку академий, он изучал мифологию, риторику, логику, психологию и философию. Умение систематизировать, вычленять суть из частного, а может, его склонность к творчеству (Владимир Игнатьевич — автор более трех тысяч стихотворений, множества пособий и т.д.) помогли Вороне сделать свою фонотеку непохожей на другие.

Ее картотека упорядочена очень интересным образом. Архивы, где произведения занесены по именам своих создателей, есть у всех, а вот жанровой картотеки нет ни у кого. Например, информационный список № 5 составлен по имеющимся в фонотеке фортепианным произведениям. Начинается она концертом для фортепиано с оркестром №11 Гайдна в исполнении Артуро Бенедетти Микеланджело и Цюрихского камерного оркестра. Бетховен, Вебер, Шуман, Дворжак, Римский-Корсаков, Чайковский, Прокофьев, Ревуцкий, Щедрин, Мендельсон, Глинка, Дебюсси, Лядов, Прокофьев… Концерт №1 для фортепиано с оркестром фа диез минор Рахманинова в исполнении автора и филадельфийского оркестра. Произведения Сен-Санса, Моцарта, Брамса, Скарлатти, Равеля, Баха, Шостаковича в исполнении Эмиля Гилельса. Прелюдия и ноктюрн для левой руки, поэмы “Маска”, “Странность”, пьесы “Желание” и “Ласка в танце” Скрябина, баллада №4 фа минор, Ноктюрн ре бемоль мажор Шопена в исполнении Генриха Нейгауза. Записи основоположника музыкального импрессионизма Клода Дебюсси: прелюдии “Дельфийские танцовщицы”, “Затонувший собор”, “Танец Пека”. Классика в исполнении Святослава Рихтера, Любови Тимофеевой, Вассо Даватци, Ван Клиберна, Николая Петрова…

В фонотеке собрана и вынесена отдельным информационным списком богатейшая коллекция записей в исполнении оркестров и ансамблей народных инструментов, капелл бандуристов и т.д. Например, музыка в исполнении оркестра украинских народных инструментов, государственного русского народного оркестра, оркестров “Боян”, “Русские узоры”, ансамбля “Русская балалайка”, оркестра тембровых баянов, капеллы бандуристов УССР. Кроме того, произведения Паганини, Баха, Вайса в исполнении Эрнесто Битетти; Скарлатти, Рамо, Гурилев, Лядов, Чайковский, Вилла Лобос в гитарном исполнении Иванова-Крамского, Лео Баувера, Широкова, Судзуки, Сорокина, Сеговии.

Есть в собрании песни и романсы советских, русских и зарубежных композиторов. Причем расписаны они в каталоге по наименованию произведения, авторам музыки и текста и исполнителям. Так что если хочется послушать, к примеру, Ивана Козловского, то уже по информационному списку можно узнать, что он исполняет “Радость страдания”, “Круг цветочный” и “Сурок” Бетховена на слова Гете, “Я вас любил”, “Юноша и дева” Даргомыжского на слова Пушкина. В исполнении Шаляпина есть “Трепак” Мусоргского, “Былина о царе Иване Васильевича Грозном” Ляпунова, “Под камнем могильным” Бетховена. Можно переписать записи Георга Отса, Ирины Архиповой, Соломии Крушельницкой, Антонины Неждановой, Поля Робсона, Аделины Патти, Бориса Гмыри, Евгении Мирошниченко, Галины Вишневской, Леонида Собинова, Сергея Лемешева, Елены Образцовой, Евгения Нестеренко.

А как систематизированы вокально-хоровые произведения! Песни о Ленине, партии, родине. Песни революции и гражданской войны, песни о комсомоле, об интернациональной дружбе. Песни юности, спортсменов и туристов. Заздравные, свадебные, колыбельные, шуточные, частушки, страдания, припевки и прибаутки. Листаешь этот каталог, смотришь названия песен и невольно начинаешь напевать: “Взвейтесь кострами” (помните такую?), “Это знает всякий, это не слова, преданней собаки нету существа”, “Чунга-Чанга”, “По секрету всему свету” (все, что было, расскажу. Жу-жу-жу).

Есть здесь и пластинки с записями Мужской хоровой капеллы музыкального общества УССР, которую создал наш земляк Семен Дорогой. Перечислять записи оперно-симфонической, духовой, органной и камерной музыки я даже не буду. Обращу внимание читателя на пластинки с монографиями, рассказами и беседами о музыке. Отдельного упоминания достоин каталог, в котором подобраны музыка и песни, соответственно программе I-VII классов общеобразовательных школ. А чего стоят отдельно разработанные подборки музыки для использования на уроках литературы при изучении Бунина, Лермонтова, Майкова, Малышко, Некрасова, Пушкина, Толстого, Леси Украинки, Франко, Шевченко, поэтов Серебряного века. А сами литературные произведения звучат в исполнении великих актеров — Качалова, Ильинского, Ульянова, Калягина, Козакова, Кваши, Золотухина, Ефремова…

И вот тут-то проявляется весь трагизм ситуации, в которой оказалось наше кировоградское отделение музыкального общества, его руководитель и созданная им фонотека. Все это богатство — шесть тысяч пластинок — уже много лет никому не нужно. НЕ ВОСТРЕБОВАНО! Как не востребована уникальная, единственная в мире (!) картотека, созданная Владимиром Игнатьевичем, напечатанная тысячным тиражом и предназначенная для всех учебных заведений области.

Правда, лет пять назад появился в стенах общества господин, изъявивший желание купить фонотеку. Огромные (с шестью нулями) деньги предлагал. Понимал, видно, что, если наши свое достояние не ценят, иностранцы с руками заберут.

Так и стоят на своих полках оказавшиеся никому не нужными сокровища. Болит сердце у Владимира Игнатьевича за свое детище. Стыдно ему за директоров школ и учителей, лишающих детей настоящего искусства. А мне опять вспоминается статья в “Зеркале недели”. В Национальной библиотеке активно занимаются проблемой перенесения фонодокументов на современные носители, вопросами пополнения фонотеки. Владимир Ворона в свои семьдесят пять (день рождения Владимир Игнатьевич праздновал на прошлой неделе, с чем мы его от души поздравляем!) тоже мечтает о том, чтобы фонотека вновь начала выполнять свои ни с чем не сравнимые образовательные функции. Но для этого нужно, чтобы областные власти наконец-то выделили музыкальному обществу достойное помещение для размещения фонотеки, где на пластинки не капало с потолка, где они не стояли бы в жуткой тесноте и где нашлось бы место для любителей музыки. Ведь как это замечательно: надеть наушники и, закрыв глаза, уплыть по волнам прекрасной, неповторимой, фантастической МУЗЫКИ…

Добавить комментарий