"Без денег и связей пробиться тяжело"

Александр Злотник — личность неординарная. Все в нем выдает реализовавшегося, успешного в жизни человека, крепкого и статью, и талантом. Неспешные движения, спокойный голос, не показное достоинство. Александр Осипович рос в послевоенные годы и на жизненном старте не имел ничего, что предвещало бы звездное будущее. Разве что только фамилию имел с оттенком "золота". Сейчас он — композитор, продюсер, автор многих модных проектов, вице-президент "Славянского базара", президент Всеукраинского общества по защите авторских прав, соучредитель ряда известных конкурсов. Его песни исполняли и исполняют Иосиф Кобзон, Вахтанг Кикабидзе, София Ротару, Тамара Гвердцители. Своими близкими друзьями он считает Юрия Рыбчинского, Илью Резника, покойного Назария Яремчука. Пригласить Злотника в жюри на фестивали организаторы считают честью, его присутствие является своеобразным "знаком качества". В Кировоград именитый композитор приехал именно в таком амплуа. Он возглавил судейскую коллегию на региональном этапе детского конкурса "Мир талантов". Во время небольшой паузы между выступлениями Александр Злотник ответил на вопросы корреспондента "УЦ".

— Вы уже несколько лет подряд возглавляете жюри на детских конкурсах-фестивалях. Как вам кировоградские дети? Есть у ли них "эстрадное" будущее?

— Детей неталантливых вообще не бывает. У каждого ребенка есть способности. Другое дело — как эти способности потом будут развиваться, какое ребята получат образование, насколько педагоги, родители в состоянии раскрыть их дар, помочь им творчески развиваться. На протяжении многих лет я, будучи председателем жюри многих фестивалей, таких, как "Мир талантов", "Крок до зірок", вижу, что Кировоград звучит. У вас достаточно много замечательных, перспективных детских коллективов. И когда я смотрю, что такие дети есть, я понимаю — у украинской эстрады большое будущее.

— Как вы относитесь к тому, что сейчас дети, подростки воспитаны на специфической субкультуре — многих ребят от 9 до 15 лет приводят в восторг неприличные жесты на сцене, нецензурная лексика в песнях, самыми популярными являются незатейливые мелодии. У нас молодежь с дурным вкусом?

— Культура нации прямо пропорциональна тому, что делают и как ведут себя дети. Если все, в том числе экономика, приходит в упадок, то и вкусы, и нравы тоже приходят в упадок. Все дело в том, что в последнее время искусство начало очень сильно коммерциализироваться. Не настоящее, нет, а псевдоискусство. Телевидение, радио — все завязано на деньгах. Складывается впечатление, что в Украине есть музыка только для молодежи, причем в основном западного направления, клубная. Среднего поколения у нас якобы нет, нет бабушек, дедушек, или они есть, но им ничего не надо слушать для души. Они сидят у себя в селе, в нищете, без каких-то элементарных благ. Все хорошее у них — позади. И единственная теплая радость — это радиоточки, откуда льются их любимые песни, песни их молодости. Какое право имеют люди, отвечающие за культурную политику, лишать их всего этого? Наши старики всей своей жизнью заслужили это право.

К тому же нет песен для самых маленьких. Можете себе представить, что получится из этих малышей, которые воспитываются на бездумной клубной музыке. Если вместо колыбельной ребенок будет слушать то, что слушает мама: "бум-бум-бум". Он же не уснет или будет нервным каким-то.

Добрые детские песни — это душа, яркие образы, хорошая поэзия. Это базис, основа — не однодневка.

— Ваш последний проект "Музика рiдного дому" как раз и состоит из таких мелодий…

— Это сборник, который включает в себя ноты и тексты старых, известных песен. К нему прилагается 3 диска с минусовой студийной качественной фонограммой. Там же указана форма, как петь — сколько тактов вступления и так далее. Эти диски предназначены для уроков пения в школе. Ты берешь его, слушаешь, разучиваешь и поешь. Он очень пригодится тем детям, у кого нет возможности профессионально заниматься музыкой, нет средств заплатить за фонограмму, которая стоит сейчас баснословные деньги, но есть желание и талант. И я считаю, что такой продукт должен быть национальным. Их должны раздавать по школам. Но поддержки у государства этот проект, к сожалению, не получил. Те люди, которые его проспонсировали, — они же и заказали.

Я действительно считаю, что человек не может без музыки родного дома. В сердце каждого, в душе звучат песни его детства, связанные с образом родителей, народные песни, спетые любимыми исполнителями. Это наша история, это наша география, это наша память. И соприкосновение с такими песнями делает человека лучше, сильнее. На традициях строятся взаимоотношения в семье, а из семей состоит традиция страны, государства. Нет прошлого — нет и будущего.

…Да, культура должна быть разная, должны появляться разные альтернативные направления, субкультуры. Но они должны соседствовать, не должно одно полностью вытеснять другое. Вот простой пример. Хоть сейчас не модно Ленина цитировать, тем не менее… Владимир Ильич не понимал Маяковского, он это декларировал. И вот Маяковский попросил, чтобы ему дали разрешение на публикацию 2 тысяч экземпляров сборников. Ленин поставил резолюцию: "Я не понимаю это творчество, но издайте, раз у него популярность, не 2, а 10 тысяч". Я этот пример привел, чтобы сказать — толерантное отношение должно быть ко всем видам творчества.

— Вы состоялись не только как композитор, но и как продюсер. Расскажите о своих последних проектах.

— Вот недавно я работал над проектом "Экватор". Полтора года искал исполнителей по всей Украине. У меня было три критерия — наличие вокальных, хореографических данных и актерского мастерства. Отобрал я артистов, которых вы все хорошо знаете. Солистами стали Тина Кароль, Светлана Лобода, Василий Бондарчук, Василий Лазарович. Шоу-балет из проекта "Шанс", который сейчас поет, — это тоже мое детище. Правда, сейчас я не очень активно продюсирую. Если заниматься каким-то проектом, то надо брать одного, максимум двух исполнителей, ездить с ними, учить, как себя вести в той или иной ситуации. А я больше люблю писать музыку. И себя я больше позиционирую как композитора.

Из известных украинских артистов я работал с Виталием Билоножко, Аллой Кудлай, Иво Бобулом, Лилией Сандулесой. Из молодых ребят — пишу песни для Виталия Козловского.

На заре своей карьеры я сотрудничал с Назарием Яремчуком, трио Маренич. А музыку я писал для такого количества звезд, что всех уже и не вспомню. Советские исполнители — Толкунова, Кобзон, Кикабидзе, Тамара Гвердцители, Соня Ротару, Зинкевич, Леонтьев — пели мои песни.

Вот сейчас многие юные дарования говорят: "Я — композитор". Ну какой же композитор, он — автор. Человека, который копается в технике, в автомобилях, к примеру, не называют же инженером. Его называют техником. Или крестьянин, который построил дом, хороший дом, он же не архитектор. Композитор — это не только сочинитель мелодии. Это очень сложная профессия, включающая в себя много разных знаний — инструментов, оркестров, вокала, ансамблей… Нет такого вопроса в музыкальной практике, на который композитор не мог бы ответить.

— С шоу-бизнесом немного разобрались. А теперь расскажите, как вы пишете песни?

— Я, наверное, разочарую вас, но каждый раз это совершенно другая история. Роберту Рождественскому я предлагал уже готовые мелодии. Он слушал, а потом появлялись стихи. Так же мы работали с Юрием Рыбчинским, Ильей Резником. Сейчас решили "цепочку" изменить. Я сейчас пишу мелодии на предложенные тексты. Конечно, если не привязан к строчкам, нет еще заданной темы, то появляется больше свободы для творчества. Но, как правило, сочиняя, уже представляю, кто ее может исполнить. В стол не пишу, работаю на заказ. Знаю вокальные данные певцов, как выигрышно подать их голос. Мелодия может появиться в самый неожиданный момент. Основную тему стараюсь запомнить. А коль забыл сам, то она никому не нужна. Пробую разные аранжировки. Ведь сочинить совершенно оригинальную мелодию — это на уровне изобретения. Для меня песня должна быть генетически близка человеку, иметь свою биографию, музыкальные особенности страны, свою ладовость.

— Вы — автор саундтреков ко многим кинофильмам. Музыку к фильмам тяжело писать?

— Это очень специфический жанр. Многие великие композиторы не могли озвучивать кино, они давили своей музыкой картинку. Музыка к фильмам должна делать фильм лучше, поднимать его к изображению. К примеру, стоят герои и просто молча смотрят друг на друга. И музыка должна рассказать, о чем они в этот момент думают, показать зрителю, что творится у них в душе. Яркий пример — "Семнадцать мгновений весны". Это прикладное искусство. Тут нужен опыт. Вот раньше я считал, что если всадник скачет по полю на коне, то обязательно должна быть динамичная музыка, резкая, с четкими тактами. Несколько раз так сделал. А потом как-то посидел, помозговал и написал такую широкую, плавную, лирическую мелодию. И вот под это наездник просто полетел. К тому же композитор должен быть и аранжировщиком.

— Интересно, а занимались музыкой вы всегда с удовольствием или были периоды в вашей биографии, когда садились за инструмент из-под палки?

— Музыка всегда меня очаровывала. В 7 лет услышал, как выступали дети из музыкальной школы. Это так потрясло. Захотел научиться играть на любом инструменте, стал упрашивать родителей. В ту пору мы жили в Белой Церкви, отец строил дом. Жили скудно, и мечтать о дорогом инструменте даже не мог. Спасибо родителям, купили баян и самоучитель. Я был на седьмом небе от счастья. Инструмент поставил вверх ногами. Два дня моих попыток извлечь звуки ни к чему ни привели. С ужасом решил, что туп и совершенно бездарен. Мама, видя мой крах, повела к педагогу в музыкальную школу, и все стало получаться.

Как обычному ребенку мне хотелось развлекаться, а не сидеть за гаммами. Побегу на берег реки Рось, там рыбаки удят рыбу. Спрячусь и плачу: "Какой я несчастный! Они занимаются настоящим делом, такое удовольствие от жизни получают, а я играю на баяне с утра до ночи". Действительно, не имел ни одного выходного. Лишь когда повзрослел, втянулся в этот ритм. Понравилось учиться в школе-интернате при Киевской консерватории.

— У вас большой организаторский опыт…

— Да. Я президент международного конкурса имени Давида Ойстраха, являюсь вице-президентом "Славянского базара".

Стоял у истоков многих проектов, например "Шлягера". Другое дело, что я не согласен с фабулой нынешней его версии. Шлягером там сейчас и не пахнет. Когда я изначально задумывал этот проект, делал его, у меня в передаче были только звезды. Настоящие звезды, за плечами которых были шлягеры мирового уровня. И петь эти исполнители должны настоящие хиты, или из прошлого, или из настоящего. Вот у меня там Бисер Киров, к примеру, Карел Готт пели. А сейчас этот проект превратился для многих просто в возможность выступить по телевидению, заплатив энную сумму за участие.

— В вашем понимании звезда — это…?

— Я неправильно выразился. Звезды — они горят, сгорают. Скорее надо говорить: "выдающиеся", "великие". У нас столько звезд, что неба не видно. Это слово обесценивается. И понятие стало сленговым, неким временным оборотом, модно говорить "звезда", "звездочка", называя так молодых людей, которые перепевают написанные кем-то песни.

— То есть в Украине авторские права фактически не защищены?

— Абсолютно. Я еще являюсь президентом Всеукраинского объединения защиты авторских и смежных прав "Оберіг" и Всеукраинской общественной организации авторов. Меня нынешняя ситуация очень беспокоит. Сплошь и рядом — пиратские копии. Простой пример. Украина собирает 20 миллионов гривен в год. Или 4 миллиона долларов. Литва, население которой 3 миллиона, меньше города Киева, собирает 35 миллионов у.е. платежей авторам. Франция — около миллиарда евро. Это о чем говорит? О том, что в Украине еще нет понимания, что интеллектуальная собственность — она чья-то, она кому-то принадлежит. Как земля, как дом, как акции. И ты так же можешь передать права на исполнение, на запись, на тираж. Продать, в конце концов. Но автором ты остаешься. И все это в итоге работает на бюджет государства. Авторы работают, получают деньги, с них взимаются налоги. Музыканты, композиторы, поэты, певцы обязательно должны получать прибыль от ротации своих песен по радио, телевидению, от продажи дисков….

— Как вы считаете, реально ли пробиться на сцену талантливому человеку, но без денег и связей?

— Ну вот этот конкурс дает какой-то шанс. А вообще… Тяжело. Очень тяжело.

"Без денег и связей пробиться тяжело": 2 комментария

  1. и почему потом удивляються, что падает тираж газет….? БАНИМ, БЫЫЫСТРО БАНИМ!!!! Крамола, епппт. мона стереть, шоб никто не увидел, какие вы молодцы. но погляньте — где комменты ваших почитателей, к коим и себя давеча относил…

  2. мля, интервью… вносим мой ник срочно в бан лист, господа "админы"…

Добавить комментарий