Чтобы помнили

«До сих пор перед глазами стоит картина: возле нашего дома остановилась женщина, в руках держала кота — единственное спасение от голодной смерти. Она была слабой, кот вырвался и бросился убегать. Надо было видеть лицо этой женщины. Она не плакала, не кричала, она с мукой смотрела вслед коту. “Лови… Держи…” — это были последние ее слова…

И сейчас становится страшно, когда вспоминаю яму, в которую бросали умерших животных. Как сейчас вижу толпу людей возле ямы, слышу крики. Доведенные до отчаяния, люди растягивали, разрывали на куски мертвых коней — тем, кто сильнее, доставались куски побольше». (Из воспоминаний Василия Ильича Борозняка, с.Красноселье Александровского района).

Со времени описанных событий прошло 75 лет — совсем немного в масштабах истории. По данным Управления по вопросам внутренней политики и связей с общественностью Кировоградской облгосадминистрации, еще сегодня в нашей области живут почти 40 тысяч человек, которые помнят Голодомор 1932-33 и так или иначе пострадали от него. Но для большинства современных школьников Голодомор — это просто параграф из учебника истории — такой же, как «Четвертый универсал» или «Куликовская битва». Им некому рассказать о тех страшных временах, их дедушки и бабушки тогда еще не родились.

Для того, чтобы Голодомор не был просто датой, чтобы память об этих событиях жила в умах и сердцах многих поколений украинцев, Управление внутренней политики привлекает сегодняшних школьников и студентов к работе по составлению реестра жертв Голодомора. Старшеклассники ходят к старикам и записывают их рассказы о событиях 1932-33 года, потом передают их в специальные поисковые группы, которые работают в каждом районе области. Главная цель такой работы — составить реестр пострадавших и найти места захоронения умерших. Но, записывая и обрабатывая информацию, пропуская ее через себя, школьники волей-неволей «проникаются» темой, оставляют ее в своей памяти и сердце…

Вот еще пару цитат из рассказов очевидцев, записанных старшеклассниками:

«Гура Татьяна Григорьевна родилась 26 января 1924 года в с.Божедаевка (Пушкино) Евградковского (Александровского) района… Семья состояла: отец Гура Григорий Степанович (умер в 1933), мать Гура Ирина Александровна, дочь Татьяна 1924 г.р., сын Иван 1927 г.р. (умер в 1933), сын Николай 1929 г.р. (умер в 1933). Во время Голодомора крестьяне ели лебеду, калачики, листья и корни, часто ели котов, собак, крыс. В селе было несколько случаев людоедства. За самой Татьяной Григорьевной родной дядя, сойдя с ума от голода, гнался с топором, но ее спрятал сосед» (школа № 35, г.Кировоград).

«Моя прабабушка, Игнатьева Анна Корнеевна, родилась в 1918 году в с. Подлесное Александровского района… Бабушка хорошо запомнила, как мама поставила на печь ведро с фасолью и посадила пятерых младших детей. В этот момент в хату ворвались представители сельсовета. Одна из них — женщина, — увидев детей, видимо, пожалела их и толкнула ведро на пол, так, что фасоль рассыпалась по всему дому и часть закатилась в дальние уголки, оттуда ее не стали доставать». (Мельникова Елена, школа № 32, г.Кировоград).

— Никакие Уроки памяти, никакие фильмы и книги не сравнятся с этой работой, — считает начальник Управления по вопросам внутренней политики и связям с общественностью ОГА Сергей Каракулин. — Конечно, это не так зрелищно, как открытие памятника или музейной выставки, результатов этой работы почти не видно, но, поверьте, это гораздо более действенно.

Трудно не согласиться. Да, большинство историй, записанных школьниками, не могут претендовать на литературные шедевры, некоторые написаны сухо, некоторые — безграмотно. Но даже когда просто читаешь эти истории, понимаешь — это настоящие свидетельства большой человеческой трагедии…

Добавить комментарий