Кировоградец о кировоградцах

На прошлой неделе писатель Григорий Гусейнов представил кировоградцам свою новую книгу — двухтомник «Тiнi забутого парку», которая вышла в свет несколько месяцев назад. В принципе Григорий Джамалович представлял даже не всю книгу, а небольшую повесть «Друга соната» о еще одном нашем земляке — Кароле Шимановском (презентация проходила в рамках празднования 125-летия композитора).

Украинскому читателю Григорий Гусейнов известен прежде всего как автор восьмитомника «Господнi зерна», за который он в прошлом году получил Национальную премию им. Тараса Шевченко, и издатель самого «живучего» и, наверное, самого демократичного литературного журнала «Кур’єр Кривбасу».

О достоинствах и особенностях прозы Григория Гусейнова можно рассуждать долго, но для меня Гусейнов — это в первую очередь писатель, пишущий о нашей области и людях, родившихся или живших тут. По словам самого писателя, в первой своей книге, написанной еще в 80-е годы XX в., уже был намечен план всего дальнейшего творчества. Герои книг Гусейнова — создатель «Веселых Боковенек» Николай Давыдов, писатели Архип Тесленко и Юрий Яновский, родившиеся в нашей области, Кароль Шимановский, Генрих Нейгауз — переходят из книги в книгу.

И в «Тiнях забутого парку» кроме повести о Шимановском есть небольшой рассказ о мальчике, который гуляет в степи и сочиняет разные истории.

— Здесь я не называл ни произведения, ни фамилии мальчика, — говорит писатель. — Но если вы прочитаете, то поймете, о чем речь: есть такая версия, что пьесу, по которой был снят фильм «Свадьба в Малиновке», на самом деле написал Юрий Яновский.

Есть тут рассказ и о Лесе Украинке, точнее о двух днях из ее жизни, которые она провела в Аджамке.

— Я ездил в это село, ходил по садику, очень старому, где поэтесса встречалась с отцом Коцюром, — рассказывает Гусейнов. — Но кроме того, в Аджамке есть еще одна достопримечательность — древняя скифская могила прямо посередине села. Я побродил по этому садику, увидел эту могилу, и идея рассказа появилась сама собой.

Писатель обещает, что позже оба этих «кировоградских» рассказа вырастут в повести — нужно только материал собрать.

Так в принципе вышло и с Каролем Шимановским, который впервые появился в книге «Чаша ювелiра Карла Фаберже», вышедшей в 1995 году.

— Шимановский всегда интересовал меня как личность, окутанная тайной, — говорит Григорий Гусейнов, — а не как композитор. Если честно, его музыку я впервые услышал, когда уже работал над книгой. Я знал, что он наш земляк, но почему-то найти о нем хоть какую-то информацию было практически невозможно. Оттолкнулся я от переписки (как потом выяснилось, ужасно переведенной) Кароля Шимановского и елисаветградской помещицы Натальи Давыдовой, которая была опубликована в приложении к «Народному слову», ездил в Польшу, искал любую информацию о елисаветградском периоде в жизни Шимановских.

В самой повести использовано много документальных материалов: письма Шимановского и Нейгауза и т.п. Кстати, весьма популярную у нас историю о том, что Николай Лысенко бывал у Шимановских и чуть ли не лично обучал маленького Кароля азам нотной грамоты, Григорий Гусейнов считает мифом:

— Скорее всего, это просто легенда, возникшая из-за территориальной близости (Николай Лысенко часто подолгу гостил у брата в Знаменке). Польские помещики, которые тут жили, практически не общались ни с украинцами, ни с русскими помещиками — не потому, что не любили их. Просто такова была традиция — свой абсолютно замкнутый мир.

Зато Гусейнов рассказал несколько других, совершенно уникальных, на мой взгляд, историй. По его словам, Станислав Шимановский (отец композитора) построил в Елисаветграде небольшой асфальтный заводик. В то время никому в Елисаветграде асфальт был не нужен, поэтому Шимановский отвозил его в свое имение — Тишковку, чтобы крестьяне крыли им хаты. Летом крыши нагревались, и асфальт тек. Крестьяне пытались отказаться от подарка помещика и крыть крыши соломой, как раньше. Но Шимановский в течение нескольких лет продолжал возить в Тишковку асфальт, и строго следил, чтобы крыши именно асфальтировали. Отомстить помещику столь же бессмысленным поступком крестьяне смогли в 1919 году, когда Шимановские бежали в Польшу. Обнаружив господский дом пустым, крестьяне, как водится, забрали все, что могло пригодиться в хозяйстве, а напоследок выволокли из дома огромный рояль и зачем-то утопили в пруду.

Думаю, и «Тiнi забутого парку», и «Господнi зерна», и повесть «Станцiйнi пасторалi», действие которой происходит в родном городе писателя — Помошной, с удовольствием прочитали бы многие кировоградцы. Но… в наших книжных магазинах этих книг просто нет, в Интернете — тоже. Все произведения Григория Гусейнова есть, конечно, в библиотеке Чижевского, но только в читальном зале…

А ведь пишет человек для нас и о нас, оживляет нашу историю. Даже премию, которую писатель учредил в прошлом году (так же, как нобелевский лауреат Пен Фолкнер в 1981 году, Гусейнов положил собственную Шевченковскую премию в банк, а проценты собирается ежегодно выплачивать в качестве премии «оригинальным и талантливым людям») он назвал «Глодоський скарб» — как сокровища, найденные в Кировоградской области.

Добавить комментарий