5500 километров Китая

Второй раз за последние три месяца делегация кировоградского завода «Гидросила», возглавляемая главой наблюдательного совета предприятия Павлом Штутманом, посетила Китайскую Народную Республику. В мае гидросиловцы представляли экспозицию свого предприятия на выставке техники Agro-China 2007, и тогда знакомство с Поднебесной ограничилось кратким осмотром Пекина и пригорода китайской столицы. Теперь же поездка получилась более насыщенной и увлекательной. В ходе делового путешествия по трем провинциям восточной и центральной части КНР кировоградцы посетили 14 машиностроительных заводов, накрутив на спидометре автомобиля 5500 километров (территория Украины с запада на восток протянулась на 1316 км). Думается, впечатления Павла Штутмана от увиденного в стране наиболее стремительно развивающейся экономики мира будут интересны и нашим читателям..

— Во время первой поездки в КНР мы побывали только в Пекине, поэтому нельзя сказать, что мы видели Китай, видели, что на самом деле происходит в этой стране. Зато наша следующая поездка была целенаправленно посвящена знакомству с китайской промышленностью. Путешествие получилось утомительным, но интересным: днем — посещение предприятий, деловые переговоры, вечером — переезды по 300-500 километров из города в город. Но больше было нагрузки не физической, а эмоциональной — слишком много впечатлений: от машиностроения, бизнеса, государства.

Честно говоря, я думал, что в Китае повторится картина, характерная для нашей страны, где уровень жизни и развития Киева и Киевской области существенно отличается от всей Украины. Оказалось, в Китае большой разницы между столицей и провинцией нет. В Пекине много небоскребов, гостиниц, офисных зданий, в провинции гостиниц меньше, но больше заводов, промышленных объектов. В целом уровень развития инфраструктуры примерно одинаков. Развивается весь Китай, причем колоссальными темпами. Массово ведется строительство: при въезде в любой город тебя в первую очередь встречают башенные краны. Масштабы как промышленного, так и гражданского строительства просто ошеломляют. В городах возводится огромное количество жилых домов, вокруг городов процветает коттеджное строительство…

В КНР прекрасные дороги. За все время, что мы провели в Поднебесной, я не видел плохих дорог. Крупные города соединены современными автобанами, которые благоустроены лучше, чем американские «хайвеи». Каждые 20-50 километров — большие стоянки с заправочной станцией, чистыми туалетами, кафетерием с громадным ассортиментом абсолютно недорогого питания. Ты платишь за вход в буфет 20 юаней (это меньше чем 3 доллара) и набираешь еды столько, сколько можешь съесть. Хотя европейцу в Китае очень непросто приспособиться к местной кухне. Китайская кухня вкусная, но для нас уж слишком непривычная. Кухня разнообразна по характеру блюд: в районе Ханчжоу подают преимущественно сладковатые блюда, в районе Пекина — очень острые, причем до такой степени, что их невозможно есть. Если ваш желудок выдержит неделю на китайской еде, считайте, что вам повезло…

Вдоль дорог высажены декоративные растения: деревья, цветы на клумбах, едешь — глаз радует. Основные автомагистрали в Китае платные (как и в США, Европе, за исключением Германии), проезд по автобану стоит немало, но зато ты едешь по очень хорошей дороге с комфортом…

Особенности китайского машиностроения

— В этой поездке я хотел для себя найти ответ на вопрос: почему так стремительно развивается экономика Китая? В самолете, гостинице я прочитал несколько книг о КНР, что дало возможность сопоставить чужие наблюдения со своими. Выделю, пожалуй, главное.

Прежде всего — все те процессы рыночных преобразований, которые происходят в Китае, управляемы. Как-то я беседовал с нашими высокопоставленными руководителями, и один из них сказал: для того, чтобы быть хорошим чиновником и управлять промышленностью, нужно в дела промышленности вообще не вмешиваться, ничего не делать. Но это же все равно, что сказать: для того, чтобы быть хорошим отцом, нужно не замечать присутствия ребенка!

На примере Китая очевидно, что там ситуация находится под контролем государства. Видно, как много государство делает для привлечения инвестиций. В любом городе за относительно небольшую плату можно было найти 3-4-звездочную гостиницу, совершенно нет проблем с переводчиками, которые говорят на самых различных языках. В Китае множество свободных экономических зон, где предусмотрены налоговые льготы, на остальной территории новосозданные предприятия на 5 лет освобождаются от налога на землю.

То, что происходило и происходит в Китае, — это во многом заслуга государственных служащих. По результатам реформ заметна работа профессионального аппарата грамотных и ответственных чиновников. Власти Китая хоть и заявляют о том, что в государстве ведётся строительство социалистической рыночной экономики, фактически развитие экономики идёт по капиталистическому рыночному пути. За последние три десятилетия значительная часть государственной собственности была приватизирована, частные предприятия стали двигателем экономического роста Китая. По их Конституции частная собственность является «неприкосновенной», в то время как государственная — «священной».

Основная масса предприятий из тех, что мы посетили, — частные, тем не менее, там есть и успешно работающие государственные заводы. Одно из таких предприятий — ИТА, бывший первый тракторный завод, построенный в конце 50 годов прошлого века по образу Харьковского тракторного завода. На сегодня ИТА удерживает более 50% рынка тракторов в Китае! Притом, что у них нет каких-либо особых льгот, по сравнению с западными производителями аналогичной техники. Просто сказалось грамотное управление, связанное со всеми аспектами деятельности предприятия. Огромный завод (на ИТА трудится свыше 40 тыс. человек) работает как часики, старые корпуса находятся в прекрасном состоянии, монтируется новое оборудование, строятся новые производственные помещения…

В Китае достаточно развита система банковского кредитования. Предприятие может взять кредит под 5-7% годовых в национальной валюте (в Украине — 15%) и спокойно вести строительство. Хотя зачастую огромный товарооборот позволяет даже не брать кредиты, а строить за счет собственных накоплений. Продукция этого предприятия свободно конкурирует с техникой «Нью Холанд» и «Джон Дир». Посмотрите, где сейчас Харьковский тракторный? Как на ХТЗ сказалось государственное управление? И куда это завело завод?

Состояние тех машиностроительных заводов, которые мы посетили, состояние городов, говорит о том, что Китай находится на очень высоком индустриальном уровне. Очевидно, что современный Китай создан не на пустом месте, у страны всегда был огромный потенциал, ведь многие промышленные объекты строились в 70-80 годы XX века.

В моем понимании суть успеха китайской экономики — очень высокая производительность труда. Рабочая сила в Китае стоит приблизительно столько, сколько в Украине. Электроэнергия у них в несколько раз дороже, чем у нас (связано с тем, что в КНР основная масса электростанций — тепловые). Налоги в Китае примерно такие же, как в Украине: налог на прибыль 25%, государственный налог 18%, местный 5%, подоходный налог китайцы начинают платить с 1500 юаней (где-то 200 долларов). Но в результате китайская продукция получается более дешевой. Вызвано это массовостью выпуска изделий и высокой производительностью. Люди приходят на рабочее место, становятся за конвейер и работают, не отвлекаясь на посторонние вещи, производство не простаивает ни минуты!

Еще одна причина успеха — грамотная политика властей. Некоторые страны называют китайскую экономику пиратской. Но их жизненная философия не запрещает копировать чужую продукцию. Китайцы подделывают все: не только сам продукт, но и торговые марки, ничуть при этом не смущаясь. Государство не просто закрывает глаза на подобное пиратство, но в какой-то степени обеспечивает этим предприятиям «прикрытие». Для Китая это легальные заводы и фабрики, продукция которых учитывается при подсчете ВВП. В статистике пишут: произвели столько-то мотоциклов, столько-то автомобилей, не указывая их названий.

Один из китайских заводов начал производить автомобили, похожие на машины японской фирмы «Тойота». Мало того, что китайцы скопировали модели этой марки, так еще и написали на машине, что это — «Тойота». Но когда «Тойота» — крупнейшая мировая автомобилестроительная компания, имеющая огромный авторитет и возможности — обратилась в китайский суд, то иск она проиграла. Так же точно проиграли иски против китайских «пиратов» «Дженерал Моторз» и другие ведущие мировые фирмы.

Даже если китайские суды принимают какие-то решения против своих, то наказания достаточно условны. Когда одна из фирм выпустила пиратским способом продукции чуть ли не на миллиард долларов, штраф, назначенный «самым справедливым китайским судом», составил 100 тыс. долларов.

О чем это говорит? В том числе и о сильной внешней политике КНР. Успех рыночной экономики Китая обусловлен взаимовыгодными внешнеполитическими отношениями, прежде всего с Соединенными Штатами Америки. США давно уже смирились с нашествием китайских товаров на свой рынок, даже пытаются найти в этом выгоду для своих граждан. В моем понимании сделка между США и КНР была заключена в обмен на то, что Китай отказывается от коммунистической идеологии. Мы же у себя все поломали, и никаких преференций за это не получили…

Западным и американским инвесторам выгодно построить в Китае новые заводы, перенести туда часть производства и за счет более дешевой, по сравнению с Европой и США, рабочей силы производить продукцию с меньшими затратами. Для Китая привлечение инвестиций дает не просто дополнительные рабочие места, но и самое главное — импорт технологий. Если компания «Джон Дир» сегодня строит завод в Китае, то этот завод будет более современным, чем тот, который находится в Штатах. Все эти меры позволяют подтянуть собственную экономику государства на более высокий, современный уровень…

Из общих впечатлений можно выделить то, что режимность китайских заводов более демократична, чем в Украине. Ни на одном предприятии нам не потребовалось оформлять специальные пропуска, просто заходили на территорию завода и все. Документом служила визитная карточка, паспорт никто не требовал, достаточно было просто представиться. Наши заводы в этом плане более консервативны. Вообще, кроме таможни в аэропорту и гостиниц (и то не всех), больше ни одному человеку за все время пребывания в Китае документы предъявлять не приходилось — заходи, смотри, учись…

Добавить комментарий