Для Виктора Желтобрюха 75-летний юбилей — это не повод отойти от дел, устроиться поудобнее в кресле перед камином и надиктовывать мемуары, хотя легендарному директору двух крупнейших городских машиностроительных предприятий — «Гидросилы» и «Красной звезды» — есть о чем рассказать людям. Свой знаковый день рождения Виктор Николаевич будет встречать на «рабочем месте», в качестве руководителя им же и созданного завода-фирмы «Ось».
На чествовании юбиляра, которое состоится на следующей неделе, наверняка все гости будут много говорить о вкладе Виктора Желтобрюха в развитие двух градообразующих предприятий, в развитие самого Кировограда. Ну а как бы выстроил «список главных дел Желтобрюха» сам юбиляр? Редакция «УЦ» предложила виновнику торжества самому определить наиболее значимые для него события в жизни. Разговор с Виктором Желтобрюхом строился вокруг этих самых вех, обозначенных будущим юбиляром. Что показательно — все без исключения знаменательные моменты своей биографии Виктор Николаевич связывает исключительно с трудовой деятельностью…
Из досье «УЦ». Виктор Желтобрюх живет в Кировограде с 1946 года. Окончил Кировоградский техникум сельхозмашиностроения по специальности «техник-технолог». Первые пять лет после техникума трудился по направлению на предприятиях ВПК в Донецкой области (мастер, зам начальника цеха по производству), затем, с 1953 по 1955 годы, работал на машинно-тракторной станции в Самаркандской области, Узбекистан.
С 1956 по 1962 год учился в кировоградском филиале Харьковского политехнического института (предтечи КИСМа и КНТУ). Заочно окончил аспирантуру Киевского института инженеров гражданской авиации по специальности «гидроприводы», кандидат технических наук.
С 1958 по 1983 г. — инженер-конструктор, заведующий КБ, главный конструктор, главный инженер, директор завода «Гидросила». 1983-88 гг. — генеральный директор производственного объединения «Красная звезда». 1989-1991 гг. — руководитель государственного производственного объединения «Посевмаш». С 1992 и по настоящее время — директор завода-фирмы «Ось».
Награжден медалью в честь 100-летия со дня рождения В.И. Ленина, орденами «Знак почета», Дружбы народов и Трудового Красного Знамени. В 2004 году Виктору Желтобрюху присвоено звание почетного жителя Кировограда.
Итак, самое важное событие в жизни юбиляра — это участие в разработке гидравлических насосов во время его работы на заводе «Гидросила»…
— В середине 50-х годов шла кампания по специализации машиностроения, укрупнению предприятий промышленности. По стране выросло число выпускаемых тракторов, комбайнов, другой сельскохозяйственной техники. Для этой техники требовалось большое количество гидроагрегатов, поэтому с 1956 года Кировоградский агрегатный завод получил специализацию, освоил и начал массово выпускать гидравлические насосы и трансмиссии. В то время мы разработали и внедряли целую гамму новых насосов, в том числе и для очень мощной техники: экскаваторов, бульдозеров. На «Гидросиле» тогда сложилась великолепная творческая обстановка, подобрался талантливый, молодой и амбициозный коллектив. Нам удалось изобрести насосы, ставшие в последующие годы символом предприятия! Пожалуй, это наиважнейшее событие. Наши насосы оказались очень важны для народного хозяйства, и эти изделия уже свыше 40 лет находятся в производстве.
Второе по значимости событие — получение «Гидросилой» права выпускать гидравлическую трансмиссию.
— Этот непростой вопрос решался Политбюро ЦК КПСС! Потому что узлы трансмиссии, наряду с сельхоз- и строительной техникой, использовались также в военных машинах, оборонной промышленности. И после долгих совещаний было принято решение внедрить производство гидротрансмиссий именно в Кировограде (вообще, эти узлы выпускали всего в двух точках Союза: Кировограде и Салавате Юлаеве). Этот момент имел для «Гидросилы», Кировограда судьбоносное значение. Даже сейчас «Гидросила» по уровню технологии, своему техническому оснащению, по своей подготовленности входит в число всего 3-5 заводов в Европе, выпускающих подобные изделия.
Выбор в пользу Кировограда был сделан потому, что мы на тот момент создали на заводе подготовленный творческий коллектив, способный решать самые сложные технологические задачи. Серийный выпуск трансмиссий мы наладили в рекордные сроки. Первая 1000 узлов сошла с конвейера уже через 2,5 года, это при нормативном сроке внедрения новых изделий 6-7 лет…
Следующий запомнившийся момент — переход на «Красную звезду».
— В 1983 году мне предложили работу в главке, возглавить всесоюзное объединение «Гидравлика». Я был и есть заводчанин до мозга костей, поэтому чиновничья работа меня не устраивала. После 8 месяцев уговоров ехать в столицу я отказался. Тогда в Москве вопрос поставили по другому: «Ах, вы заводчанин? Хотите работать на предприятии в Кировограде? (А я, как специалист по гидравлике и насосам, рассчитывал остаться на «Гидросиле», у меня тогда была масса планов по освоению новой гаммы насосов, по развитию завода.) Вот и возглавьте “Красную звезду”!»… Так я оказался на этом заводе.
Переход на «Красную звезду» был для меня сложен в психологическом плане. Ведь предстояло работать с именитым коллективом, на предприятии с богатой, славной биографией. Мне нужно было себя перестраивать, ведь я был специалистом в другой области машиностроения, конструкции сельхозмашин не знал. Тем не менее, то, что нам тогда удалось за 5-6 лет сделать на «Красной звезде», — это весьма существенно.
Взять только экономическую составляющую. В 1983 году завод получил прибыль 9 миллионов рублей. Конечно, для коллектива 13 тыс. человек это было мало. Через два года предприятие вышло на прибыль 27 миллионов рублей. За счет чего? Мы модернизировали сеялки зерновой группы, увеличили выпуск продукции, начали применять при изготовлении сеялок более экономичные материалы, в частности, построили и ввели в эксплуатацию цех пластмасс, заменив ряд металлических корпусных деталей на пластмассовые. Мы крепко обеспечили тылы. Организовали инструментальный, станкостроительный, метизный цеха. Построили ряд новых производственных корпусов, инженерно-лабораторный корпус, вычислительный центр, закупили много современного оборудования, в целом сориентировали завод на разработку и освоение производства новых машин.
В то время на заводе расширялся выпуск товаров народного потребления. На «Красной звезде» делали ульи, огородный инвентарь, но от нас требовали выпускать что-то более значимое. При мне тогда приняли решение освоить изготовление стиральной машинки и автомобильных прицепов. «Зірочка» была конструктивно сложнее, ее мы внедрили первой, а вот наладить выпуск прицепов так и не успели, изделия долго проходили испытания и согласования.
Немало удалось сделать в социальной сфере: улучшили условия труда на заводе, построили заводской оздоровительный комплекс. Кроме этого, мы решали вопросы строительства детских садиков, жилья для работников предприятия (6 детских садиков, жилые дома в общей сложности для 30 тыс. сотрудников завода и членов их семей. — Авт.). В социальной сфере мы работали на город! Когда мы строили жилье для краснозвездовцев, 46% квартир отдавали городу. Завод помогал городу построить очистные сооружения, котельные…
Жаль, что мы не успели достроить тоннель между Ковалевкой и Новониколаевкой в районе ж/д вокзала. Из 9 миллионов рублей сметы на строительство тоннеля мы освоили больше половины — 5 миллионов. Деньги были потрачены на отселение жителей и начальные работы. Успели сделать только входную часть тоннеля, оставалось пройти под полотном железной дороги. Сейчас, конечно, в городе разруха, но, может, когда-нибудь кто-то этот тоннель и достроит…
— Виктор Николаевич, с высоты вашего жизненного опыта, что бы вы могли посоветовать нынешним городским чиновникам? Что им нужно сделать в первую очередь, чтобы в городе прекратилась «разруха»?
— Вопрос сложный. Но мое мнение однозначное. Прежде всего должно быть большинство однодумцев. Потому что разношерстная компания действует, как в басне Крылова «Лебедь, Рак и Щука», — тянут в разные стороны, и так уже происходит много лет подряд. Причем заправляют всем ребята, которые этот город не создавали, не имеют никакого отношения к созданию инфраструктуры Кировограда. Нет единства, нет лидера…
Поэтому в первую очередь необходимо качественно подобрать состав депутатов местного совета, чтобы они думали в первую очередь о городе. И нужен лидер. А то сколько уже можно без руля и ветрил жить, когда насущными проблемами города основательно никто не занимается? Лишь эпизодически. Депутаты горсовета бюджет полгода не могут принять, торгуются, не могут собрать сессию. И управы на депутатов нет, потому-то они и ведут себя так безответственно. Нужно использовать предстоящие выборы, чтобы обновить городской совет. Иначе проблему кризиса власти сейчас не решишь.
— Мы остановились на списке наиболее важных в вашей жизни дел. А были какие-то запомнившиеся события, не связанные с работой на «Гидросиле» или «Красной звезде»?
— Одно из огорчений в жизни — то, что я после техникума не поступил в Донецкий индустриально-промышленный институт. Волновался и провалился уже на первом экзамене.
Еще одно огорчение, более серьезное, связано с работой руководителем государственного производственного объединения. Когда Михаил Горбачев стал первым секретарем ЦК, пошло движение по укрупнению промышленности. В результате слияния министерств в Кировограде было создано ГПО «Посевмаш», генеральным директором которого назначили меня. Это как бы начальник главка, но в нашем городе. Тогда в подчинении ГПО «Посевмаш» было 12 заводов по всему Союзу. Но через два года механизм государственных производственных объединений ликвидировали, и возникла дилемма: на пенсию еще рано, а работать уже негде, так как ГПО расформировали. Получилось, что я около 30 лет проработал в машиностроении и оказался у разбитого корыта…
Но эти два огорчения уже «исправлены». В институт я поступил на следующий год, а вопрос с работой решился, когда был сформирован новый завод — пусть небольшой, на 300 рабочих мест, но тем не менее…
Поэтому следующий важный для меня этап — создание завода «Ось»…
— Наверное, главной предпосылкой к организации собственного дела послужило то, что вам было скучно жить на пенсии?..
— На границе заката Советского Союза мне оформили пенсию союзного значения, все-таки работал директором крупных предприятий. Представьте себе ситуацию: мне 59 лет, я имею богатые знания и опыт, и вдруг получается так, что мне нечем заняться. Год просидел на даче, занимался пчелами, но это меня не привлекало, не мое это занятие, я же не агроном, а машиностроитель! Я был очень морально угнетен без любимой работы. К тому же в независимой Украине упразднили мою пенсию, и я, имея за плечами трудовой стаж 40 лет, получал такую же сумму — где-то 350 рублей, как и человек, который в жизни проработал всего 3 года (это я считаю примером социальной несправедливости). Как и у миллионов граждан Союза, у нас «сгорели» семейные сбережения, 10 тыс. рублей. Так что экономический аспект тоже сыграл немаловажную роль в решении организовать новый завод — нужно было зарабатывать на жизнь. Вот это и были две основные предпосылки к созданию предприятия. Я собрал рабочую бригаду, мы арендовали на автобазе кусочек земли и начали организовывать собственное производство.
Возник вопрос: а какие изделия выпускать? Я принципиально не хотел повторяться и не стал заниматься продукцией, выпускавшейся на «Гидросиле» и «Красной звезде». Хотя в конструкциях ряда насосов были мои личные изобретения, и я имел моральное право использовать свои разработки. Или, например, можно было выпускать запчасти к сеялкам «Красной звезды», очевидно, что запчасти всегда пользовались бы спросом. Мне было важно найти свою нишу, чтобы являться разработчиком изделия с «нуля». Пусть даже организация такого предприятия заняла бы гораздо больше времени.
Еще работая на «Красной звезде», я было задумал наладить выпуск прицепов для автомобилей. Понятно, что это будет нужная продукция, число автомобилей в стране увеличивалось год от года. Все равно наши прицепы мы взяли не с «Красной звезды», а заново разработали сами, под современные требования безопасности. Прицепы оснащены автономной тормозной системой, кроме обычных автомобильных прицепов есть у нас разработки торговых домиков на колесах, устройств для транспортировки катеров, небольших самолетов, дельтапланов.
А пчелоинвентарь мы начали изготавливать потому, что в Украине раньше никто и никогда не выпускал весь комплект оборудования для пчеловодов (при Союзе его централизованно делали в двух городах: Таганроге и Сыктывкаре). Так, кое-где производят кустарным способом одно-два изделия, но комплексно, десятки наименований продукции, все-все-все, что необходимо пчеловоду, выпускаем только мы. Сейчас в этом направлении мы занимаем лидирующие позиции в Украине. Пчелоинвентарь «Оси» идет на экспорт в Литву, Эстонию, Латвию, Белоруссию, Молдову. На нашем предприятии заказывали себе комплекты инвентаря Президент Украины Виктор Ющенко, экс-мэр Киева Александр Омельченко, бывший глава Нацбанка Сергей Тигипко. Когда в Киеве проходил международный семинар пчеловодов, то оборудование нашего производства — набор пчеловода — от имени организаторов подарили корейской делегации…
— Судя по всему, на заслуженный отдых вы и не собираетесь?..
— Нет, не собираюсь. Планов по нынешнему предприятию масса. Еще много чего нужно успеть сделать… Достроить новый цех на 720 квадратных метров, запустить в производство новый типоразмер прицепов грузоподъемностью 5-7 тонн. Работать буду столько, сколько будет мне позволено. До упора, как я говорю.