В программу Олимпийских игр соревнования по велосипедному спорту входят с момента их возрождения. В 1896 году в Афинах мужчины-велосипедисты разыграли первые шесть комплектов наград. Позднее на треки и шоссе вышли женщины. Сборная Советского Союза постоянно входила в элиту велосипедного спорта, а Украина на протяжении нескольких олимпийских циклов претендует на медали в этом виде соревнований.
Сегодня наш разговор с заслуженным тренером Украины по велоспорту, судьей национальной категории, многократным призером республиканских, европейских и мировых первенств, почетным гражданином Николаева Анатолием Присяженко. Анатолий Николаевич приехал в Кировоград в качестве главного судьи Открытого чемпионата Украины, посвященного памяти Юлии Юрченко.
— Анатолий Николаевич, расскажите, как вы пришли в велосипедный спорт?
— Я с детства был спортивным ребенком. Занимался греблей, конькобежным спортом, плаванием, катался на велосипеде, принимал участие в командных играх. После школы без колебаний решил поступать в Киевский институт физкультуры на отделение велоспорта. Почему именно велоспорт? Наш завкафедрой, он же ректор вуза, Николай Васильевич Штепер волевым решением запретил мне заниматься греблей и даже садиться в лодку со знаменитыми гребцами, победителями множества регат Игорем Немцом и Георгием Жилиным. Сказал: «Выбирай — или гребля, или институт!» Мы были первыми студентами отделения велоспорта, и для кафедры было престижно учить меня, на то время уже неоднократного чемпиона Украины и Советского Союза. Тогда только зарождалась тенденция узкой специализации спортсменов — так я стал выступать на треке и на шоссе.
Спортивную карьеру начал в Николаеве, постепенно стал показывать хорошие результаты, несколько раз выигрывал республиканские первенства, вошел в состав сборной Украины, был чемпионом России. В 1958 году стал чемпионом Советского Союза в командной гонке на шоссе и после этого надолго обосновался в сборной СССР. Участвовал во многих международных соревнованиях. В моей коллекции за 28 спортивных сезонов накопилось более 600 различных наград и медалей.
Я выступал в одно время с такими великими гонщиками, как Романов, Капитонов, Мелехов, гонялся вместе со всей велосипедной элитой советского спорта…
— Как складывалась ваша жизнь после окончания спортивной карьеры?
— Закончил институт, аспирантуру, начал тренировать ребят. Был рядовым тренером, главным тренером детско-юношеских спортивных школ, «дорос» до статуса тренера сборной Украины. У каждого тренера есть свои методики работы с ребятами, в том числе и психологические. Ведь в основном к нам приходят, чтобы просто покататься на велосипеде. А готовы ли они бороться? Я делал так — подхожу к мальчику или девочке уже при отборе в команду и ставлю перед ними коробку с велосипедом, разобранным до винтика. И говорю: «Если соберешь — то будешь гоняться». Кто-то махнет рукой, удивленно посмотрит и уходит, а кто-то день-два копается, советуется, собирает этот сложный «конструктор». А затем приходит с уже готовым, собранным велосипедом. И тут я говорю: «А теперь разбери его снова!» В глазах ребят — ужас. А я продолжаю: «А потом подойди на базу, выбери себе любой понравившийся велосипед и отправляйся на трассу». Если человек способен собрать по винтикам велосипед, значит, он его любит, значит, не ради развлечения пришел к нам. Значит, готов бороться и сможет психологически выстоять и победить!
Я вырастил нескольких чемпионов мира и Олимпийских игр Мюнхена, Токио и Сеула — Игоря Целовальникова, Владимира Семенца, Валерия Мовчана…
После распада Советского Союза ушел с тренерской работы в систему среднего образования. Но консультировать велосипедистов не прекращал, продолжал судейскую деятельность, и сейчас являюсь судьей национальной категории, провожу национальные первенства, на протяжении последних 5-6 лет вхожу в состав главной судейской коллегии. С велоспортом не хочу расставаться. В Кировоград на чемпионат Украины приехал в статусе главного судьи. Общаюсь с представителями велосипедных школ Украины, помогаю молодым тренерам, делюсь своим опытом.
— Вы много лет занимались тренерской деятельностью, вырастили многих чемпионов… А любимчики среди ваших воспитанников были?
— Нет. Я никого не выделял и не выделяю. Отношение к ученикам должно строиться на принципе справедливости. Однажды даже собственного сына дисквалифицировал, снял с соревнований. Евгений профессионально занимался велоспортом, он мастер спорта международного класса, шестикратный чемпион Советского Союза, чемпион мира среди команд вооруженных сил, работал в Министерстве обороны и в спорткомитете. Я им горжусь.
— Вы помогли сыну восстановиться после тяжелейшей травмы. Как вам это удалось?
— Евгений получил серьезную травму в 1982 году в Средней Азии, в Термезе, во время отборочных соревнований на чемпионат мира. Не хочется особо вдаваться в политические дрязги того времени, но, как и сейчас, так и тогда на Востоке были экстремистские силы, которые совершали очень жестокие поступки. На велотрассу в Термезе вылили солярку и засыпали ее пылью, и Евгений на огромной скорости слетел с дороги. Для сына это обернулось двухлетними мытарствами по клиникам, дело могло закончиться ампутацией ноги. У него было полностью разрублено бедро, разорваны мышцы… Но кропотливая работа врачей, хирургов, моя помощь как тренера поставили его на ноги. Я для сына разработал специальную восстановительную методику подготовки, и благодаря ей он уже через год стал чемпионом Советского Союза — как в индивидуальных, так и в командных гонках.
— Вы не раз подчеркивали, что зря в свое время командную гонку исключили из олимпийской программы…
— Жаль, что сейчас утеряна уникальная методика подготовки спортсменов к командным стартам, разработанная советскими специалистами. Тогда были созданы замечательные условия для работы с ребятами разного возраста, вся методика базировалась на научных исследованиях физиологии спортсменов. Эта программа позволяла выигрывать в то время практически все чемпионаты мира и Олимпийские игры. Ведь команда — это часовой механизм! Все четыре человека должны не только слаженно работать на дистанции, но еще и подходить друг другу психологически, чувствовать товарища кожей. Но после того как этот вид программы велогонок исключили, были утеряны все разработки. И сейчас, когда командные гонки снова разрешены, нам сложно конкурировать на равных с иностранными велосипедистами. Теперь приходится все возрождать заново!
— Как признанный специалист в велоспорте, что вы могли бы сказать о кировоградской школе велосипедистов? И каковы перспективы у сборной Украины на международной арене?
— Благодаря усилиям покойного ныне Сергея Симоненко и Александра Заворотнего у вас создана замечательная система подготовки спортсменов, все работают слаженно для достижения одного общего успеха. Все усилия объединяются, чтобы талантливого ребенка вывести на пьедестал почета. Наш вид спорта не приемлет тренерских секретов — все делятся друг с другом своими наработками, методиками. В результате Саша Симоненко стал призером Олимпиады, трехкратным чемпионом мира. О будущих же чемпионах говорить сложно, потому что общий уровень велосипедистов нельзя определить по одному-двум успешным выступлениям. За спортсменом надо наблюдать несколько сезонов, чтобы сказать, перспективный он или нет. Но традиции кировоградской велошколы, безусловно, поддерживаются. Поэтому отдел велоспорта Госкомспорта на всех семинарах рекомендует проводить национальные первенства и Кубки именно в Кировограде. Сюда с удовольствием съезжаются тренеры из всей Украины со своими учениками, обмениваются опытом, своеобразный смотр сил в вашем городе проводится традиционно в начале, в середине и в конце сезона. К тому же в Кировограде всегда все соревнования проходят на хорошем организационном уровне.
Что касается перспектив нашей сборной, то у украинских спортсменов есть все шансы войти в мировую элиту, тем более что наша команда на треке уже завоевала путевки на следующие Олимпийские игры. В велоспорте сейчас очень жесткая конкуренция в отборе в основной состав сборной, потому что практически во всех 24 областях Украины этот вид спорта культивируется.
— И это несмотря на крайне ограниченное финансирование?
— Конечно, средств не хватает. Не хватает транспорта, бензина для машин сопровождения, инвентаря, формы, не хватает квалифицированных кадров, многие тренеры ушли из детско-юношеских спортивных школ, чтобы как-то прокормить семью. Работать со спортсменами остались настоящие фанаты своего дела. Они и поднимают с колен украинскую школу велосипедного спорта, продолжают доказывать, что мы можем побеждать, «выколачивают» каждую копейку из спонсоров. Ведь все обмундирование, кроме, конечно, членов национальной сборной, приходится покупать родителям, а это обходится в приличную копеечку! Но, несмотря на все трудности, в каждом из соревнований — вы сами могли убедиться на примере Турнира памяти Юлии Юрченко — принимают участие не менее 150 спортсменов.
— Значит ли это, что заниматься велоспортом сейчас — дорогое удовольствие?
— Это не просто дорогое, но и слишком сложное удовольствие! Потому что тренироваться на дорогах практически невозможно, и я говорю сейчас даже не о качестве трасс. Просто наши водители абсолютно не обращают внимания на людей, которые находятся на дорогах. Из-за неаккуратности водителей на трассах случается очень много травм, приводящих к инвалидности велосипедистов, смертельным случаям. В последнее время мы часто проводим турниры-мемориалы. Практически в каждом городе проходят соревнования, посвященные памяти погибших на дорогах велосипедистов. Это страшно! Наш вид спорта не застрахован от риска, как, впрочем, и многие другие, и, как вы видите, очень травмоопасен. Риск особенно увеличивается, если нет соответствующей службы сопровождения и обмундирования. А все это стоит очень и очень дорого! Один спортивный велосипед, причем достаточно простой, можно купить не менее чем за 2,5 тысячи гривен. А велосипед Армстронга, шестикратного победителя «Тур де Франс», стоит вообще заоблачную сумму. Потому что в велоспорте высших достижений используются космические технологии, материалы, пластики, сталь, титан…
Шлемы, майки, обувь — вся амуниция должна соответствовать международным стандартам. А это дополнительные средства… Велосипед может быть любым, техническое оснащение любое, а украинская форма для всех велосипедистов едина. И ребятам приходится покупать ее за свои деньги, при помощи спортивных обществ, тренеров, родителей!
— В велосипедных гонках участвуют как ребята, так и девушки. Марафонская дистанция в 50 километров — это очень серьезная физическая нагрузка. Не отражается ли она на здоровье спортсменок?
— Нет. Неоднократно проводились всевозможные физиологические исследования, в результате которых медики пришли к единому выводу — при разумном и грамотном подходе к тренировкам велоспорт только укрепляет здоровье. В принципе все велосипедисты — как девушки, так и юноши — славятся своим отменным здоровьем. Я знаю многих бывших спортсменок, которые стали высококлассными врачами, успешными бизнес-леди… В жизни велосипедисты не пропадут — это точно! Я вот даже в кино снимался — был дублером Олега Стриженова в фильме о легендарном авиаторе Уточкине.
— Так, значит, в вашей биографии есть еще и эпизод, связанный с кино?
— Да. Уточкин помимо того, что был летчиком и конструктором, любил гоняться на треке. Эти эпизоды были включены в сценарий фильма. Дублером Стриженова, который играл роль Уточкина, взяли меня. Мы снимали гонку не на треке, потому что из-за больших скоростей кадры получались нечеткими, а использовали для съемок сложный механизм. На автомашине вымостили часть импровизированного трека, на него поставили велотренажер, на него садился я. Машина едет медленно, а я быстро кручу педали….
Однажды из-за сильной грозы я не успел вовремя на съемочную площадку. Стриженов, не дождавшись дублера, сам решил сесть на тренажер. Не удержался, упал с двухметровой высоты и сломал себе руку. На месяц съемки фильма были приостановлены. Сам Стриженов больше на велосипед не садился, во всех остальных эпизодах на треке был я…
— Анатолий Николаевич, я слышала, вы в свое время проходили настоящую космическую подготовку вместе с Юрием Гагариным…
— Во время учебы в институте я был отобран в бригаду физиологических дублеров наших первых космонавтов. Вначале нас, студентов, там было много, а потом постепенно ряды редели. В итоге по природным физическим данным, работоспособности в бригаде осталось только три человека. Мы проходили соответствующую подготовку на секретных подземных базах под Москвой, в Евпатории. Были очень тяжелые испытания и эксперименты — это и задержка дыхания под водой, на воздухе, множество всяких логических, математических задач, которые надо было выполнять, скажем, в барокамере…
Мы, студенты, были как подопытные кролики в лаборатории. На нас смотрели и гадали: выдержим — не выдержим… Если выдерживали, то тем же испытаниям подвергались и потенциальные космонавты. Однажды после нас в центрифугу посадили одного из кандидатов на полет в космос. Он не перенес нагрузок и погиб. После этого Хрущев запретил испытания на дублерах, сказал, что подготовку должны проходить непосредственно космонавты, а не дублеры, потому что физиологические кондиции у всех людей разные и наш организм — не универсальный показатель. Но возможность того, что нас отправят в космос, не исключалась.
Я оставался в команде дублеров космонавтов практически до последних дней перед вылетом Юрия Гагарина. И уже когда все соответствующие программы были готовы к запуску, когда первый советский человек полетел в космос, нас расформировали. А в 1962 году мы вместе с Гагариным в Артеке открывали Всемирные спортивные игры. В жизни он был очень веселым, открытым, дружелюбным человеком… Я встречался с Андрияном Николаевым, с Валентиной Терешковой, с Павлом Поповичем. Мы вместе участвовали в велопробеге в Козине, на родине Поповича. Это было интересное время…