Республика Беларусь в сознании многих и многих украинцев не является «заграницей» в полном смысле этого слова. Братское славянское государство исторически и ментально связано с Украиной, но все же после памятного подписания «некролога» Советскому Союзу в Беловежской пуще пути развития государств разошлись, как в сказке об Иване-царевиче: «Направо пойдешь — коня потеряешь, налево пойдешь — счастье найдешь…» Тринадцать лет назад, избрав на президентских выборах бессменного «бацьку» Александра Лукашенко, белорусы выбрали путь «налево».
«У нас почти все, как в Советском Союзе», — не раз доводилось слышать в ответ на расспросы о жизни в стране. Здесь о президенте, правительстве и его политике с чужаками говорят негромко, акцентируя внимание на том, что все всем довольны. Оппозицию критикуют. Говорят, что свергнуть Лукашенко собралась группка лентяев, которые не хотят работать, а деньги на жизнь зарабатывают участием в антиправительственных и антизаконных акциях.
Моей единственной попутчицей в купе на пути в Гомель оказалась Галина, жительница Минска, которая 30 лет назад по распределению уехала из Чернигова в столицу Белоруссии. Хоть Макаревич и поет о том, что «вагонные споры — последнее дело», но часто от таких вот случайных знакомых и получаешь непредвзятую информацию об интересующих журналиста событиях. Галина вспоминала свою жизнь и со слезами на глазах корила себя, что испортила сыну спортивную карьеру. Он был подающим надежды фехтовальщиком, учился в школе олимпийского резерва, был чемпионом Белоруссии. Но стереотипы родителей сыграли злую шутку. Галина и ее муж — потомственные инженеры — посчитали, что спорт — это несерьезно, а вот работа на заводе принесет сыну стабильный доход и социальный статус. Они отговорили его от продолжения спортивной карьеры, «поступили» в профильный вуз и даже на пенсию не уходили, берегли место для наследника династии. Сын выучился, сейчас работает на том же Минском тракторном заводе, на месте своей мамы, но до сих пор не может без боли в сердце смотреть по телевизору спортивные репортажи…
А спорт сейчас в Беларуси в фаворе — Лукашенко уделяет ему массу времени. В последние годы в стране развернулось активное строительство стадионов, спортивных комплексов, ледовых дворцов. А сумма призовых, обещанная и выплачиваемая президентом своим олимпийцам, впечатляет даже богатеньких россиян.
Галина рассказывает (и, я думаю, ей можно верить), что рабочий класс нынче получает более чем приличную заработную плату. Чтобы устроиться токарем, фрезеровщиком, а тем паче инженером на Минский тракторный завод, народ выстраивается в очередь. Скорее всего, речь идет именно о Минске, ведь, как известно, по уровню жизни в столицах о благополучии всей страны не судят.
В Белоруссии не канули в Лету трудовые династии — дети, как правило, идут учиться по стопам своих родителей, и потомственными трактористами, механиками, таксистами и журналистами (!) здесь никого не удивишь. К тому же работать легально, с трудовой книжкой «у бацьки» намного выгоднее. За «левый» приработок можно поиметь неприятности с правоохранительными органами, более того, основная статья доходов людей преклонного возраста — государственная пенсия — может серьезно пострадать. Пенсионеры не жалуются — за выслугу лет они получают порядка 300-400 долларов, что даже при достаточно высоких ценах и тарифах на коммунальные услуги позволяет обеспечить себе достойную старость.
К белорусским деньгам привыкнуть сложно. Хотя о миллионных купюрах «зайчиков» все уже позабыли, тем не менее, в обращении ходят десяти- и двадцатитысячные купюры. Железных монет там просто не существует, самая мелкая — бумажная «десятка», на которую и коробок спичек не купишь. Но инфляция уже не сотрясает экономику нашего северного соседа. Люди не боятся вкладывать деньги в банки и подписывать долгосрочные контракты.
Частный сектор в экономике Белоруссии, конечно, существует, но его размер в валовом внутреннем продукте минимален. Местные жители рассказывают, что терпящие «кораблекрушение» бизнесмены часто приходят на поклон к президенту страны и просят государственной помощи. Так, например, в конце прошлого года процедура банкротства замаячила перед владельцами частного предприятия по изготовлению велосипедов. Как рассказал мне таксист Андрей, который раньше работал там, владельцы акций не могли найти инвесторов и, разуверившись в собственных силах, обратились непосредственно к Лукашенко. Тот, не откладывая в долгий ящик, поставил условие — если 51% акций завода переходит в государственную собственность, он выводит предприятие из кризиса. Сказал — сделал. В течение пары месяцев российские инвесторы вложили деньги в завод. Сейчас производство велосипедов идет полным ходом. Так, безболезненно выкупая частные предприятия, пополняется белорусский государственный фонд имущества. Сокращенным сотрудникам снова предложили работу, но не все вернулись. Андрей говорит, что своего железного коня не променяет ни на один станок. На такси он более чем прилично зарабатывает, да и наконец-то сбылась его мечта попутешествовать. Говорит, редко появляется дома. Он часто возит заказчиков в другие города, подбирая по пути клиентов, просто ездит по стране, ночует в мотелях. Поскольку в Украине у Андрея осталось много друзей, то где-то раз в две недели он бывает в Киеве. Таможенники его уже в лицо узнают и спокойно пропускают через границу. Из Гомеля действительно ближе в Киев смотаться, чем в Минск…
Как и положено ближайшим соседям, отношение местных жителей к нашей стране неоднозначное. Кое-кто называет Киев европейской столицей, а Украину — демократической и развитой страной. Но большинство жителей Белоруссии склоняется к тому, что нам до их уровня жизни далеко. Они наслышаны о политических катаклизмах, социальной нестабильности, дешевых (по белорусским меркам) вещах и отдыхе на Южном берегу Крыма. Не больше.
Государственных языков здесь два — русский и белорусский. Обучение в школах и вузах проводится преимущественно на русском языке, этот же язык повсеместно используется в деловодстве. Об отношении россиян к своим «братьям» говорит одна ситуация, невольным свидетелем которой мне пришлось оказаться. Приезжий из России собрался покупать мороженое. Белорусских денег у него не оказалось, и он предлагал продавцу взять российские рубли. Когда тот отказался, покупатель возмущенно заметил: «Вы в какой стране живете? Белоруссия же часть России, а вы наши деньги брать не хотите!»
Дураки и дороги — не самая большая проблема Белоруссии. Трассы здесь похуже, чем в Европе, но на порядок качественнее украинских. Четкие линии разметок, полное отсутствие асфальтных «латок», вежливая патрульно-постовая служба, ухоженные придорожные территории. Идиллическую картину дополняют бескрайние поля, расчерченные березовыми насаждениями. Кстати, о чистоте. Города, в которых нам удалось побывать, все как на подбор, очень чистенькие, аккуратненькие. Однотипные урны стоят на каждом шагу. А поливальные машины по утрам умывают городские магистрали. Чистоте городов способствует проведение регулярных субботников. Один раз в месяц все госслужащие, школьники, студенты, сотрудники предприятий выходят на улицы, чтобы посадить деревья и облагородить цветники, скверы и парки.
Особой активностью отличаются белорусские пионеры и комсомольцы. Аналог советских молодежных организаций в стране существует, знаки отличия в виде значков надевают на грудь только отличникам, хорошистам и активистам. Быть пионером и комсомольцем здесь престижно! Молодые люди, как в советские времена, объединяются в сельхозотряды и едут в колхозы и совхозы (которые, к слову, тоже сохранились), помогают поднимать сельское хозяйство страны.
Тот же таксист Андрей утверждает, что белорусы привыкли строго соблюдать законы. И не только из-за особенностей своего менталитета. За каждое нарушение законодательством предусмотрен широкий спектр штрафов. За превышение скорости — плати, за распитие спиртных напитков в неположенных местах — плати, за взятки в вузах — плати, за прогул — плати… Перечень караемых ограничений можно продолжать бесконечно.
Какой журналист не поинтересуется жизнью и возможностью заработать на кусок хлеба у своих коллег? Как выяснилось, в стране существует не более десятка центральных СМИ, региональные же — почти все малотиражные. Люди в основном читают российские издания и искренне считают, что «Комсомольская правда», «Моя семья» и «Московский комсомолец» — самые что ни на есть местные газеты.
Меня поразило полное отсутствие хамства, искреннее участие, желание помочь там, где мы давным-давно отвыкли от подобной человеческой роскоши. Покупая билеты в кассе кировоградского железнодорожного вокзала, я очень долго пыталась в платном справочном узнать полную информацию о расписании поездов. Не затруднив себя поисками, кассир выдала обратный билет на очень неудобное время. В Гомеле, не особо надеясь на успех, я сделала попытку этот билет обменять. Ночью (!) оператор бесплатной справочной службы отыскала нужный мне поезд, дежурная по вокзалу помогла сдать прежний билет, к тому же позвонила в Кировоград и предупредила, чтобы его аннулировали. Да еще и разницу в стоимости вернули… На мою благодарность люди просто отвечали: «Не за что. Это же наша работа!» Чудеса, да и только…
Но, несмотря на ностальгические нотки по советскому прошлому, несмотря на лубочность и «фасадность» этих путевых заметок, жить в соседней стране я бы не хотела. Что ни говори, в гостях хорошо, а дома лучше!