«Дай Бог ну хоть немного Бога…»

Как отмечали светлый праздник Воскресения Христова главные храмы и соборы Украины, можно было узнать из репортажей всех без исключения телеканалов и ведущих радиостанций. Священнослужители ни на йоту не отходили от пасхальных канонов, торжественные литургии и молебны были отслужены точно в срок, крестные ходы пройдены… Кировоградские церкви не стали исключением — с самого утра люди шли в храмы, благодарили Создателя за чудесное Воскрешение Христово, святили пасхи и крашеные яйца.

Чтобы увидеть, как отмечается один из главных православных праздников вдали от шума городского, корреспондент «УЦ» отправился в пасхальную ночь в сельскую глубинку.

Созоновская «Скоропослушница»

Девятилетний Серафим с особым нетерпением ждал Пасху. Уже второй год подряд его папа и мама — отец Олег и матушка Ксения — отмечали Воскресение Христово в новом, отремонтированном храме. Он вместе с сестренкой Анастасией, названной в честь младшей дочери канонизированной царской семьи Николая Романова, с утра занят хлопотами — надо как следует подготовиться ко всенощной, ведь маленькому Серафиму поручено исполнять роль пономаря и помогать батюшке. Настя теребит мамину руку, выпрашивая кусочек вкусной пасхи, отец Олег уехал отпевать преставившегося в Страстную пятницу прихожанина, а сама матушка Ксения не может налюбоваться на их главное детище — уютную маленькую церквушку, появившуюся год назад в селе Созоновка Кировоградского района.

История здания, в котором нынче создан храм, напоминает истории сотен и тысяч подобных церквушек. Кода-то там жил богатый хозяин с семьей, потом его раскулачили и отправили, как и многих других, за тридевять земель. Во время Великой Отечественной войны на окраине Созоновки расположился госпиталь, позже — детский сад, бухгалтерская контора. В последнее время здание оказалось в таком плачевном состоянии, что сельские власти не захотели тратиться на ремонт — понимали, что все равно через некоторое время оно рассыплется как карточный домик. Дом остался никому не нужным. И растащили бы по камешкам и кирпичикам бывшую контору, если бы не семья отца Олега и еще нескольких небезразличных людей, которые попросили передать «панский дом» в распоряжение церкви. Сельсовет согласился. В канун прошлогодней Пасхи отец Олег и матушка Ксения справили новоселье.

— Мы закончили развешивать иконы, рушники, расставлять цветы только перед самой службой, — вспоминает матушка. — Как же мы были тогда рады, что из руин, которые нам достались, смогли сделать приличный храм! Здесь вообще ничего не было, оставались только прохудившиеся стены, гнилой пол, падающая штукатурка, вместо окон и дверей зияли дыры. А вон, видите (показывает на шикарную церковную люстру), на месте паникадила был только патрон с мигающей лампочкой. Но спасибо добрым людям! Все жители села помогали, чем могли, небезразличные кировоградцы внесли посильную лепту в создание уюта в церкви. Вот недавно новую лампадку принесли, так я ей как самому дорогому подарку радуюсь! Кто-то принес иконы, кто-то — ковры… Так с миру по нитке и создали храм.

Правда, до сих пор ремонт в храме продолжается. Но даже он не способен испортить впечатление. По преданию, основатель дома, зажиточный хозяин, был добрым и милосердным, поэтому, несмотря на все повороты судьбы двухэтажного домишки, в нем витает незримая аура чего-то светлого, спокойного и домашнего.

— За время повального атеизма люди подзабыли канонические обряды, не все вспоминали о духовности. Кое-кто ездил молиться в Кировоград, многим голову задурили сектанты. Пока своего православного храма не было, столько представителей разных религиозных течений в селе появилось, не счесть! А сейчас приятно, что нас посещает все больше и больше прихожан. Когда на прошлую Пасху сошлись наши односельчане, приехали люди из области, так радостно на душе стало. Я очень хорошо запомнила, как во время крестного хода, ночью, вдруг раздались соловьиные трели. Это странное явление, чудо — соловушки в это время обычно не поют! А нас они полюбили: на втором этаже окон еще нет, и их проемы облюбовали семейные парочки птиц, гнезда там себе свили. Так что наша церковь может даже собственными соловьями похвастаться, а не только церковным хором.

Певчие в храме тоже появились не сразу. Матушка Ксения когда-то пела на клиросе, а вот остальные прихожане до этого понятия не имели о службе. Несколько человек постоянно приходили в храм, к каждому празднику разучивали тексты, Ксения стала регентом своего маленького хора, который сейчас уже дилетантским и не назовешь.

…Идея служения Богу матушку Ксению посещала с детства. Еще совсем маленькой девочкой она, правда, без особого удовольствия, ходила вместе с бабушкой в храм. Вспоминает, какое огромное впечатление на нее произвел первый визит в Почаевский монастырь. После этого сама просилась в храм, стала петь в церковном хоре. Вышла замуж за отца Олега, родились детишки. Так и живет теперь в Созоновке, со своими маленькими радостями и горестями.

— Планов и задумок у нас очень много. Мечтаем создать при храме вечернюю школу, трапезную, построить колокольню…

Вот об этом и молится матушка Ксения чудотворной иконе «Скоропослушница». История иконы удивительна. В Созоновской церкви сейчас находится список (копия) с лика, оригинал которого хранится в одном из храмов греческого Афона. Согласно преданию, почти 2000 лет назад буря принесла к Афону корабль с Богородицей, следовавшей на Кипр. Пресвятая Дева просветила язычников и обещала быть их заступницей и молитвенницей. Более того, Дева Мария обещала, что благочестиво живущие на этом месте всегда будут иметь все необходимое для жизни «с малым трудом и в изобилии». То, что это обещание не нарушено, любой православный мужчина и сегодня может увидеть на Афоне своими глазами.

Сейчас там расположены 20 мужских монастырей, в частности, сербские, болгарские, русская Свято-Преображенская обитель. Православные всего мира едут в афонские кельи, чтобы посвятить свою судьбу Богу. До сих пор на эту землю не ступала нога женщины. Отец Олег по нескольку раз в году бывает на Афоне, ездит туда в качестве паломника. В свою последнюю поездку он и привез икону «Скоропослушницы». Название иконы говорит само за себя — «Тебя скоро послушают». То есть все молитвы, просьбы, с которыми обращаются к святой прихожане, она вскоре исполняет. Матушка Ксения рассказывает, что за полгода, которые икона висит в созоновском храме, более чем сотне прихожан помогла удивительная сила святой. С проблемами в семье, болезнями, недугами и прочими бедами идут люди к ее лику. Рядом с иконой люди, получившие помощь от святой, оставляют в знак благодарности крестики, колечки и другие дары.

В этом году отец Олег побывал на Крещение в Иерусалиме. Он привез в свой маленький храм две пальмовые ветви со святой земли, которые оберегают прихожан. Батюшку все в селе любят, уважают. Да и настоятелю приятно, что его приход все увеличивается и увеличивается. За год существования храма здесь окрестили нескольких ребятишек и даже совершили два обряда венчания. Особенно хорошо матушка помнит первое:

— Одна женщина, Анна, пришла петь на клирос. До этого она вообще с церковью не сталкивалась, в народном хоре пела. Постепенно стала привыкать, чаще заходить в храм, подолгу здесь оставаться. Ее муж, дядя Ваня, тоже раньше в Бога не верил, в церковь не ходил, не причащался. И вот однажды зашел он за своей женой и услышал, как фальшиво один парнишка вытягивает песенную молитву. Говорит, сейчас я вам спою, покажу, как это делается… С тех пор он — наш постоянный прихожанин. Вот и решили они — пенсионеры — повенчаться. Как же весь приход был за них рад!

Богослужения в честь Воскресения Христова в Созоновке велись всю страстную неделю. Матушка Ксения говорит, что немного устала. Но усталость эта — приятная, ведь после молитвы, особенно в такие святые дни, душа очищается и исцеляется.

Послушать ночную службу собралось более полусотни человек. Как водится, отец Олег отслужил литургию, освятил яства, под утро прихожане разговелись. Созоновский храм расположен на окраине села, практически в лесу, поэтому утро нового дня началось под звонкие соловьиные трели, стрекот белок и радостные приветствия «Христос Воскрес!» — «Воистину Воскрес!».

Иванковский приход

В селе Ефимово Знаменского района от силы хат восемьдесят. До райцентра далеко, ближайший населенный пункт — Иванковцы. Своего батюшки у ефимовчан нет. Зато церковью село может похвалиться. Она выделяется своей чистотой и уютом среди полуразвалившихся, убогих домишек, рассыпанных неровной нитью вдоль единственной улицы когда-то большой деревни.

Ефимовская церковь стоит на одном и том же месте уже более 200 лет. Постройка изначально задумывалась как храм, и во многом благодаря своим прихожанам он выжил в годы повального атеизма. Люди берегли невысокое здание с куполом, в котором в разное время размещались склад, клуб и даже «ферма» для разведения шелкопрядов.

Местные жители хорошо помнят, как в самом конце перестройки откуда ни возьмись пришел указ о сносе церквушки, и местная власть всерьез восприняла его как руководство к действию. Храм-склад спасли ефимовчане. Денно и нощно по несколько человек дежурили во дворе церкви, не давая людям и технике приблизиться к святому месту. Как только вечерело, зажигали костры. «Лобовую» атаку выдержали — храм остался на прежнем месте. Тогда же, в 1989 году, сельский актив обратился к вышестоящим органам с просьбой передать это здание на баланс отдела культуры и устроить там музей украинского народного искусства и религии. Так, исподволь, люди возвращали зданию его историческую миссию. Начальство согласилось. И теперь ефимовскую церковь можно назвать одной из первых на Кировоградщине, где в советское время раздался колокольный звон. Ефимовский храм с чьей-то легкой руки стал зваться «церковью Александра Невского», так как во время реставрации в камнях фундамента местные жители нашли табличку, на которой было написано, что этот храм построен с благословения Святого Александра Невского.

Раиса, коренная жительница села, хорошо помнит, как их, школьников, приводили после занятий ремонтировать и подлатывать церковь. Раю долго уговаривать не приходилось, она без лишних напоминаний залезала на вершину лесов и красила купольную часть здания. Храм получился двухцветным — бело-синим. Все село принимало посильное участие в реставрации местной достопримечательности, общими усилиями оформляли внутреннее убранство… Сегодня, спустя 18 лет, на пасхальную литургию пришли все те, кто когда-то эту церковь, без преувеличения, создавал, только годы и здоровье уже не те. Дети разъехались, многие старики умерли, хозяйство после развала колхозов более оборотистые соседи растащили. Но в предутреннюю пору все оставшиеся на своей земле люди сошлись к храму. Они со своими старенькими корзинками с нехитрой снедью расположились на большой уютной лужайке перед храмом и, кутаясь в поношенные платки и ватники, ждали отца Юрия, который в это время заканчивал крестный ход в Иванковцах, более крупном селе своего прихода, и с минуты на минуту должен был заглянуть в Ефимово.

Пасхи здесь пекут заранее. Это целый ритуал. Соседи ходят друг к другу, советуются, каким рецептом лучше воспользоваться. Представительницы старшего поколения Ефимова уверены, что покупать святой кулич у чужих людей — признак дурного тона. Свое — оно и вкуснее, и полезнее… Молодежь, по каким-то причинам задержавшаяся в селе, конечно, яства из города привозит. Но все они — молодые и пожилые, здоровые и прихворавшие — с нетерпением ждали момента Воскресения Господня, тихонько, словно про себя, мурлыкали слова церковных гимнов и берегли от порывистого ветра все норовивший затухнуть огонь зажженных в честь праздника свечей…

Работы и хлопот у отца Юрия в пасхальную неделю предостаточно. Он не намеренно заставлял жителей Ефимова мерзнуть у храма и ждать своей очереди. Его приход состоит из трех населенных пунктов, в каждый надо успеть заехать, пообщаться с прихожанами, благословить, освятить… Служба в Иванковцах затянулась. После литургии, окончившейся по традиции крестным ходом, батюшка рассказал корреспонденту «УЦ» о своем приходе, проблемах, планах, задумках:

— Больше всего я интересуюсь иванковским храмом. Первые упоминания о нашей церкви я нашел в документах, датированных 1771 годом. Он был тогда построен и назван в честь Покровы Пресвятой Богородицы. Но, в связи с политикой советского режима, церковь часто переносили с места на место, а в нынешнее здание она переехала всего несколько лет назад. В помещении бывшей сельской бани мы задумали капитальный ремонт, уже создан проект типового приспособленного храма в стиле украинского барокко. Я хочу, чтобы это была не только церковь, но и оплот украинской народности, центр украинского казачества Чернолесской сотни. Мы планируем при храме создать музей, где выставлялись бы предметы украинского народного быта, истории, культуры. Уже и первые экспонаты появились — люди не все, слава Богу, распродали, многие вещи остались, вот они нам их и несут!

— Знаете, чем отличаются прихожане сельских храмов от жителей городов? — продолжает отец Юрий. — У нас люди знают и любят свою землю, помнят могилы дедов-прадедов, интересуются жизнью друг друга. В приходе обстановка дружеская, мы все живем, как одна большая семья. Такое отношение, безусловно, влияет на духовную атмосферу в храме, мы бережем национальные традиции, язык, культуру. Нельзя любить Бога, не полюбив свою землю, Украину.

Сам отец Юрий родился в России, где и сейчас живут его родные, там же ходил в школу, закончил Новороссийское мореходное училище. Как сам говорит, Божий промысел занес его в Украину, в Иванковцы, где батюшка живет и служит вот уже более 15 лет. Для него самого никогда не стоял вопрос, есть Бог или нет? Он считает, что вера была с ним с рождения. В уголках атеизма, которые были в каждой классной комнате, Юрий пытался «читать между строк» — все время мальчика интересовали вопросы, кто такой Иисус Христос и апостолы, которых, по словам учителей, нет и не было, что такое Евангелие и Библия, словам которых нельзя верить… Свой приход отец Юрий считает второй родиной. И, отслужив литургию в одном селе, сразу же спешит во второе…

Только под утро разошлись все прихожане. Лужайка возле Ефимовской церквушки опустела, шумный гомон ребятни растворился в предутренней тишине. И с наступлением рассвета, уезжая из деревни, совсем не хотелось вытирать со лба капли святой воды и окунаться в привычную городскую суету. Отламывая кусочек освященной пасхи, я вдруг почувствовала, что та самая благодать, о которой столько сказано и написано, действительно снизошла на Землю, а спасенный Иисус озарил своим благословением даже самые забытые уголки нашей земли.

«Дай Бог ну хоть немного Бога…»: 1 комментарий

  1. 20.12.2008 отец Олег погиб… Трудно в это поверить… Миру будет очень не хватать этого добрейшего человека. О нём можно много написать хорошего, но слезы, которые у меня текут из глаз, не дают этого сделать…
    Упокой, Господи, душу новопреставленного протоиерея Олега и помоги его семье.

Добавить комментарий