Стражи культурного наследия

Проблема статуса и безопасности культурного наследия приобрела в последние годы просто-таки планетарное значение. Является ли культурное наследие государств мировым достоянием или собственностью отдельно взятой страны? Как Украина оберегает свой бесценный культурный фонд и что надо делать, чтобы его умножить? Как не допустить разбазаривания музейных экспонатов и защититься от контрабандистов? Об этом и многом другом корреспондент «УЦ» поговорил с заместителем председателя Государственной службы по контролю за перемещением культурных ценностей через государственную границу Украины Павлом Билашом, который на один день приехал в Кировоград, чтобы помочь разрешить спорную ситуацию с передачей нашему городу коллекции полотен Петра Оссовского.

— Наша служба имеет статус правительственного органа государственного управления и является структурным подразделением Министерства культуры и туризма. Чем мы только не занимаемся… Во-первых, это контроль за ввозом-вывозом культурных ценностей. Мы осуществляем контрольно-разрешительную функцию, проводим государственные экспертизы, выдаем «добро» на право транспортировки культурных ценностей, сотрудничаем с таможенными и правоохранительными органами в процессе борьбы с незаконным перемещением ценностей. Это достаточно большой и емкий кусок работы. Во-вторых, это направление, связанное с возвращением памятников культуры, которые были незаконно вывезены за пределы Украины.

— Многое, наверное, было утеряно в годы Великой Отечественной войны?

— Да. С началом Второй мировой войны в нацистском государстве был создан целый ряд специальных организаций для выявления вывезенных ценностей на захваченных территориях и их изъятия. Среди них Аппарат генерального посредника для учета немецкого культурного наследия на присоединенных восточных территориях («Генеральное посредничество “Восток”»), находившийся в ведении Гиммлера, батальон особого назначения под командованием штурмбаннфюрера СС барона фон Кюнсберга, состоявший из специалистов в области культуры и искусства, подчинявшийся министру иностранных дел И. фон Риббентропу, эйнзацштаб рейхслейтера Альфреда Розенберга и учрежденный им же «Центр по охвату и сбору культурных ценностей на оккупированных восточных территориях» и др.

Помимо разграбления имущества оккупанты уничтожили многочисленные памятники культуры и истории, архитектурные шедевры с многовековой историей. Поэтому после разгрома агрессора моральная и культурная обоснованность равноценного возмещения нанесенного им ущерба не вызывала сомнений ни у кого. По решениям союзных оккупационных властей Германия обязывалась возместить разграбленное своим культурным достоянием. 21 января 1946 г. Контрольный совет принял документ «Определение понятия “реституция”», в котором излагались ее общие принципы, а 17 апреля 1946 г. — документ «Четырехсторонняя процедура реституции», в котором излагались ее методы и механизм реализации.

Таким образом, культурные ценности, перемещение которых из Германии производилось на основании актов Союзной контрольной власти и военных администраций зон оккупации, являются законно вывезенными и возвращению не подлежат.

— Какие музеи больше всего пострадали?

— Можно с уверенностью констатировать, что все ценные коллекции довоенного времени были переполовинены. Ярчайший пример — музей Богдана и Варвары Ханенко в Киеве. Это бывший Музей западного и восточного искусства, которому в период независимости Украины вернули историческое название — имя людей, стоявших у истоков формирования этой коллекции. Ее основу и по сей день составляют ценности, собранные в свое время Богданом и Варварой. В годы войны были утеряны тысячи единиц хранения, элементы декора. Музей Ханенко — среди «лидеров» по описанию потерь. Подобная ситуация, к сожалению, наблюдается во всех музеях Украины. Есть еще одна проблема, связанная именно с тем, что немцы вывозили не только сами ценности, но и инвентарные книги, каталоги. А те реестры, которые остались нетронутыми, по большей части сгорели в военных пожарищах. Сегодня мы можем только по словам очевидцев констатировать, что та или иная ценность хранилась в том или ином музее, а реально подтвердить эти факты не представляется возможным. Главная проблема реституционного процесса — доказать, обосновать, подтвердить документально, что этот предмет хранился именно в этом учреждении.

— Во время распада Советского Союза процесс распределения культурных ценностей между бывшими союзными республиками, наверное, вызвал некоторые разногласия?

— Утеря музейных единиц происходила как в до-, так и в послевоенный период. За годы Советской власти никакой проблемы для Москвы не было в том, чтобы выписать любой экспонат из любого музея Союза. Моментально издавалось соответствующее распоряжение, оно спускалось в профильное министерство союзной республики — и памятка вывозилась. Мы часто сталкиваемся с фактами, что де-юре все передачи украинских ценностей в российские учреждения были документально оформлены. В качестве примера приведу ситуацию, над которой мы в данный момент работаем. В 1975 году по приказу Министерства культуры УССР более трех десятков единиц крымско-татарской литературы были вывезены в Библиотеку им. Салтыкова-Щедрина (Российская национальная библиотека, одна из крупнейших библиотек мира). И экспонируются они там на абсолютно законных основаниях. Мы пытаемся найти доказательную базу, но, боюсь, все это бессмысленно…

— Вы занимаетесь также популяризацией украинских культурных ценностей, которые находятся за рубежом…

— Согласно договору, который наша служба заключила с Бахчисарайским заповедником и Росохранкультурой, сейчас в Санкт-Петербурге работают наши ученые, занимающиеся созданием новых каталогов. Результатом их работы будет сборник характеристик крымско-татарской литературы. Эту информацию мы введем в научный обиход Украины и ознакомим наше население с частичкой этого культурного наследия.

Немногим ранее мы выпустили еще один каталог на английском и русском языках. Эта серьезная монография посвящена клейнодам гетмана Богдана Хмельницкого, которые хранятся в крупнейших музеях Европы. Над его созданием работали ученые из Украины в соавторстве с культурологами из Швеции, Польши и России. Я считаю, что это издание — одна из лучших современных работ на эту тематику. Мы продолжаем и дальше знакомить мировую общественность с периодом казацкой эпохи. Буквально сейчас мой коллега из Института истории находится в Оружейной палате Кремля, работает в фондах, фотографирует и систематизирует экспонаты, связанные с клейнодами Запорожской Сечи.

Помимо прочего мы также активно сотрудничаем с украинской диаспорой, проживающей далеко за пределами Украины. Очень многие выходцы из Украины на достаточно высоком уровне реализуют себя как музыканты, художники, поэты.

— Их творчество принадлежит Украине?

— Не всегда. Культурное наследие украинской диаспоры принадлежит той стране, которой они его завещают. Мы можем похвастаться достаточно плодотворным сотрудничеством — либо сами «митцi», либо их потомки с удовольствием контактируют с нашей службой. Многие культурные ценности из-за границы сейчас через соответствующие организации передаются Украине, согласно договорам дарения с целью экспонирования их в украинских государственных музейных фондах. Приведу яркий пример — этой весной в Украину из Нью-Йорка привезли большую коллекцию (более 60 работ) известного художника-модерниста первой половины ХХ века Олексы Грищенко. Обидно, что это имя в Европе и Америке достаточно известно, а в Украине о нем мало кто знает. Мы фактически вернули все его картины на историческую родину. Имя Грищенко вошло в разрабатываемую нами рубрику «Повернутi iмена». Коллекцию его работ с удовольствием взял на хранение Национальный художественный музей, где она сейчас экспонируется. По мнению специалистов, это собрание полотен представляет очень большую ценность.

— А украинской культурой в Европе интересуются?

— Особенно живой интерес к культуре Украины проявляет, безусловно, Польша. Я очень рад, что обеим сторонам удалось выйти на тот уровень взаимоотношений, которые мы называем «вивчення спiльної культурної спадщини».

Западная Украина долго была в составе Речи Посполитой, Польши. И достаточно длительное время камнем преткновения в отношениях двух стран оставалась известная многим коллекция «Оссолинеум» (Оссолинских). С ней связана давняя история. В XIV веке князь Любомир завещал коллекцию культурных ценностей (документы, литературу, картины) своему родному городу Львову. А Львов в то время находился в составе Речи Посполитой. Поляки долгое время претендовали на это собрание ценностей, аргументируя свои претензии тем, что Любомир преподнес его, собственно, в дар своей на то время родине, то есть Польше. Во время Второй мировой войны эта коллекция фактически разделилась на две части. Одна часть и сейчас хранится в библиотеке им. Стефаника во Львове, вторая — во Вроцлаве, в фондах «заклада Оссолiнських».

На сегодняшний день руководство библиотек вышло на конструктивный уровень общения. Уже можно говорить о взаимной отцифровке, т.е. создании цифровых копий украинских экспонатов, которые передадутся Польше, и, наоборот, копии польских ценностей будут отданы Украине. Таким образом, создадутся две полноценные коллекции.

А вот с Российской Федерацией связано много спорных вопросов. Например, вспомним такой исторический факт: в 1775 году императрица Екатерина II ликвидировала Запорожскую Сечь. Ее фаворит Потемкин забрал клейноды (регалии) Сечи и увез в Санкт-Петербург. Они сейчас экспонируются в Оружейной палате, в Эрмитаже. Эта богатейшая коллекция не дает покоя многим радикально настроенным националистам, которые утверждают, что клейноды были незаконно вывезены за пределы Украины. По-моему, этот факт должен восприниматься как историческая данность, и претендовать на возвращение этих ценностей Украина просто не имеет права.

— Вернуть утерянные ценности сложно?

— Процесс реституции, включающий в себя крепкую доказательную юридическую базу и особенности внутреннего законодательства той или иной страны, достаточно непрост. Факты возврата ценностей, находящихся в музеях Европы и мира, можно пересчитать по пальцам. С Россией дело обстоит несколько проще, да и то только благодаря вашему земляку, начальнику управления по сохранению культурных ценностей Росохранкультуры Виктору Петракову. Например, несколько лет назад, после длительных переговоров Российская Федерация передала нам 11 фрагментов, которые в свое время фашистами были вывезены из Михайловского Златоверхого Собора. В конечном итоге они оказались в фондах Государственного Эрмитажа. Переговоры по поводу их возвращения на историческую родину велись лет восемь, и в конце концов благодаря поддержке Виктора Петракова нам удалось их вернуть в Киев, в музей Михайловского Златоверхого монастыря. Этот факт получил большой резонанс, и я считаю, что его можно отнести к нашим успехам.

— Часто ли вы сталкивались со случаями возвращения культурных ценностей, вывезенных контрабандным путем?

— В принципе работа с контрабандой находится в компетенции таможни и органов внутренних дел — они занимаются ее поиском и изъятием. Но наша служба не остается в стороне — мы тесно сотрудничаем с правоохранительными органами, постоянно обмениваемся информацией. Через нас проходят все базы данных краж культурных ценностей, совершенных в других странах. А что касается конфиската, то наша служба подключается к этим делам на этапе судебных разбирательств и определяет, в какую библиотеку, музей, архив их передать на хранение.

Правда, по-настоящему ценные вещи попадаются крайне редко. Часто граждане просто по незнанию попадают в неприятные ситуации. Люди вывозят те или иные предметы, не подозревая об их истинной ценности. Согласно нормам украинского законодательства, любая вещь «возрастом» более 50-ти лет подлежит экспертизе, и на ее вывоз нужно специальное разрешение.

Государственная таможенная служба иногда проводит показательные презентации — выставляет на обозрение общественности представляющие интерес конфискованные ценности. На одной из таких выставок мы увидели крайне интересные экспонаты — салатницы и конфетницы, изготовленные на заводе Фаберже. Их забрал на хранение Музей исторических драгоценностей. Как оказалось, других предметов производства Фаберже в Украине больше нет.

— Мы все время говорим о вывезенных предметах. А в Украину за последнее время что-то ценное ввозят?

— Понимаете, в украинском законодательстве есть парадоксальные нормы. Например, ввозя в Украину ценности и тем самым обогащая культурный фонд своей страны в целом, человек обязан заплатить таможенную пошлину размером 20% от стоимости ввозимого предмета. Если, скажем, вы купите на аукционе Сотбис картину за миллион долларов и решите привезти ее на Родину и подарить какому-нибудь украинскому музею, вы при пересечении границы заплатите 200 тысяч в казну. Это совершенно нелогично, и такое законодательство не стимулирует людей ввозить ценные предметы к нам в страну. Сейчас на рассмотрение Верховной Рады вынесен новый законопроект, который, надеюсь, в скором времени эту проблему снимет. А пока у наших частных коллекционеров остается много проблем…

— Павел, расскажите о цели вашего визита в Кировоград.

— Я приехал, чтобы помочь разрешить проблему передачи Кировограду собрания полотен Петра Оссовского. Полностью разделяю мнение Министерства культуры и туризма — эту коллекцию упускать ни в коем случае нельзя.

— В чем же проблема?

— Ситуация выглядит следующим образом. Корни Петра Павловича Оссовского, известного российского художника, лауреата Государственной премии СССР, члена Академии художеств Российской Федерации, находятся здесь, в Кировограде. Он уже давно хочет подарить вашему городу большое количество своих работ, которые уже на сегодняшний день имеют огромную ценность. Но Оссовский поставил два условия: во-первых, его картины должны экспонироваться в здании областного художественного музея, а во-вторых, они должны размещаться в отдельном помещении. Выход из этой ситуации один. Рядом с выставочными залами областного худмузея расположена торговая точка фирмы «Кодак-Фокус». Уже третий год ведутся переговоры о перемещении этого фотоцентра в аналогичное помещение, равноценное по площади, здесь же, в центре города, буквально в трех минутах ходьбы. И постоянно все попытки договориться заходят в тупик. Но сейчас наметился определенный прогресс в сторону положительного разрешения этого конфликта. На днях в Кировоград должен приехать руководитель центрального офиса фирмы «Кодак», чтобы рассмотреть на месте наше предложение. Я очень надеюсь, что бизнесмены примут взвешенное решение и Кировоград наконец-то получит в подарок эту бесценную коллекцию. Со страниц «Украины-Центр» хочу обратиться к руководству фирмы — отдайте нам помещение, пойдите навстречу украинской культуре. Такой дар нельзя упускать, особенно учитывая то, что сейчас даже столичные музеи имеют большие проблемы с пополнениями своих фондов, не говоря уже о региональных. Коллекция работ Оссовского украсит и обогатит культурный фонд не только вашего города, но и всей Украины!

Добавить комментарий