Железная столица

Железнодорожной столицей Кировоградщины Знаменку называют сами ее жители — и небезосновательно. И дело не только в том, что прямым железнодорожным сообщением Знаменка связана со множеством городов Украины и ближнего зарубежья. Львиную долю бюджетных поступлений дает железная дорога. Она же определяет высокий средний уровень зарплаты в городе — в немалой степени и цены на рынках. При всем этом проблем у города тоже хватает.

Поездка в Знаменку состоялась в рамках выездного заседания Кировоградского пресс-клуба реформ в канун 5 сентября, Дня предпринимателя. Однако общение с мэром города Владимиром Джулаем само по себе заставило расширить рамки первоначально заданной темы.

Знаменка — город, спасибо железной дороге, бездотационный и исправно пополняющий госбюджет. В прошлом году благодаря высоким темпам роста зарплат железнодорожников, подчеркивает мэр, Знаменка получила в доходную часть городского бюджета 21 млн. грн. Но в этом году, вследствие снижения ставки подоходного налога до 13%, город столько не получит. Между тем уже в прошлом месяце бюджет исчерпал свои возможности по финансированию жилкоммунхоза (в том числе для подготовки к зимнему отопительному сезону). Такое положение городская власть считает парадоксальным: в городе зарабатываются значительные средства для государства, но затраты на собственные нужды, как, естественно, и повсюду, определяются в бюджете по формульному подходу. При 34 тысячах населения цифры получаются достаточно скромными. И если в прежние времена половина города, что называется, принадлежала железной дороге, то сегодня вся ее социальная сфера передана городу: детские сады, жилой фонд и так далее.

В сентябре средняя зарплата в Знаменке поднимется до уровня 700 грн. (в 2 раза выше, чем по области) — убежден городской голова Владимир Джулай.

И известные ранее предприятия “Пуансон” и “Акустика” потеряли былое значение: численность работающих на них сократилась в несколько раз. Есть завод продтоваров, сырный и хлебозавод, построены недавно две АЗС, но принадлежат они “варягам”. Однако уровень средней зарплаты в промышленной сфере не достигает 300 грн., не сравним он и с “железнодорожным” и у бюджетников. Может быть, малое предпринимательство способствует снижению диспропорции в уровне оплаты труда? По признанию мэра — нет, но оно, по крайней мере, смягчает проблему занятости. Причем 90% малых предприятий — это предприятия торговли и бытового обслуживания. Лишь 10% специализируются на переработке. Знаменчане называют свой город жемчужиной Черного леса. Так вот, древесина отсюда поставляется в саму Испанию, где из нее изготавливают отличный паркет. Может быть, стоило бы производить его на месте? Но, как выясняется, заготовка древесины для испанцев оплачивается лучше, чем стоил бы в Украине паркет местного производства. Таковы парадоксы “международного разделения труда”.

Демографическая тенденция в Знаменке также имеет перспективу со знаком “минус”: за 4 года число учащихся в школах сократилось на 600 человек — это равносильно потере целой школы.

Из того, что показалось любопытным в Знаменке, можно назвать небольшую гостиницу, созданную на базе физкультурно-оздоровительного комплекса. Это приют для путешествующих автотранспортом. Автомобиль остается на крытой стоянке, прилегающей к жилому комплексу, под присмотром электронных систем слежения, а пассажиры могут устроиться в номерах. Стоимость люкса, например, — 150 грн. в сутки. Кроме того, есть сауна, парикмахерская, массажный салон. Старая городская гостиница давно прекратила свое существование. Но и ее здание выкуплено частным предпринимателем, возможно, и в него удастся вдохнуть новую жизнь. То, что город не в силах содержать сам, он уступает частному бизнесу — и пусть не семимильными шагами, но какие-то городские объекты удается не просто уберечь от разрушения, но и сделать лучше, привлекательнее, красивее.

Добавить комментарий