Знание — сила, или Куда сгодится ваш диплом?

Да, знание — действительно сила, но только когда оно применяется, а не складывается бесполезной кучей невостребованного «хлама». Полученной информацией нужно пользоваться, иначе для чего же она тогда нужна?! Ценность знаний значительно возрастает, когда они носят прикладной характер, то есть используются в практической плоскости. Чтобы оценить возможности воплощения теории выпускниками высших учебных заведений в практику, наши журналисты посетили некоторые ВУЗы города Кировограда, познакомились с выпускными работами студентов, обсудили их значимость с преподавателями.

Для заводов, и не только

Одним из самых прикладных ВУЗов справедливо считается Кировоградский национальный технический университет. И это естественно: более двадцати кафедр, связанных с решением вопросов разработки современных технологий и оборудования, эксплуатации и ремонта разнообразнейшего оборудования, подготовка профессиональных экономистов и многие-многие другие, не менее прикладные направления.

В Кировоградском национальном техническом университете десятка полтора выпускающих кафедр, выпускники которых готовят дипломные проекты или магистерские работы. На кафедрах пяти факультетов утверждают: среди общего массива дипломных/магистерских проектов немало работ, «завязанных» на реально существующих производственных проблемах конкретных предприятий или других жизненных примерах. Есть такие студенты, которые устраиваются на работу параллельно с учебой (это можно сделать легально, начиная с третьего курса), и дальше делает свой «диплом» по теме предприятия, где трудится.

Например, на кафедре «Экономика и организация производства» все темы дипломных проектов и магистерских работ студентов основаны на примерах и ситуациях реальных предприятий города и области. В частности, летом текущего года на кафедре ЭОП защищали дипломы на темы: «Повышение эффективности трудовой деятельности персонала предприятия», «Управление конкурентоспособностью предприятия» (на примере фирмы «Ласка»); «Повышение эффективности хозяйственной деятельности предприятия» (на примере НПП «Радий»); «Исследование общей конкурентной стратегии предприятия» (на примере завода-фирмы «Ось»); «Разработка бизнес-плана инвестиционного проекта предприятия» (на примере ОАО «Кировоградский завод дозирующих автоматов») и так далее.

На старейшей кафедре университета, кафедре сельскохозяйственного машиностроения, значительное количество дипломных проектов и магистерских работ выполняются непосредственно по заказу предприятий, занимающихся производством и эксплуатацией сельскохозяйственной техники.

Студенты профессора Василия Сало за последние несколько лет разработали проекты сеялок, культиваторов и других экспериментальных сельхозмашин, которые были изготовлены в металле на предприятиях Кировограда, Умани, Киева. Воспитанники профессора Николая Свиреня разработали новые конструкции высевающих аппаратов для систем точного земледелия, используемые на сеялках СТВТ-12, СТВТ-8М производства ЗАО «Тодак» (Киев) — здесь предложенные студентами конструкции уменьшают затраты посевного материала. Целая группа студентов под руководством доцента Михаила Васильковского в ходе выполнения своих дипломных проектов разработала комплекс зерноочистительных машин нового поколения. Несколько экземпляров таких машин было изготовлено на кафедре сельскохозяйственного машиностроения, потом переданы в фермерские хозяйства. Отдельные узлы уже прошли испытания в Украинском научно-исследовательском институте прогнозирования и испытания техники и технологий для сельскохозяйственного производства имени Леонида Погорелого, общая документация, необходимая для внедрения машин в серийное производство, тоже готова, лишь ждет своего часа.

Похожая ситуация на кафедре КНТУ «Электротехнические системы»: как правило, все магистерские работы выпускников имеют научную или практическую значимость. Магистранты специальности «Энергетический менеджмент» исследовали проблемы: «Повышение эффективности теплоснабжения учебно-лабораторного корпуса КНТУ с исследованием системы автоматического управления температурным режимом»; «Повышение энергетической эффективности работы кировоградской котельной «Школьная» по результатам проведения энергетического аудита»; «Определение удельных норм энергопотребления в контактной сети на перевозку пассажиров ООО «Елисаветградская транспортная компания»».

Дипломники кафедры готовили проекты по темам: «Проектирование системы энергетического контроля юго-восточной промзоны г. Кировограда с внедрением менеджмента и маркетинга электроэнергии»; «Проектирование энергоснабжения микрорайона «Школьный» Кировограда с внедрением системы локального теплоснабжения»; «Реконструкция энергоснабжения котельной «Башкирская» с разработкой системы утилизации тепловых потерь»; «Разработка системы электроснабжения НПП «Радий» с внедрением в технологический процесс мер экономии электроэнергии»; «Разработка системы электроснабжения потребителей посёлка при станции «Компанеевка»»; «Реконструкция системы электроснабжения и энергетического контроля литейного производства ОАО «Червона зірка»».

В общем, подобная картина наблюдалась, наверное, всегда. Некоторая часть дипломных проектов делается ради «галочки» и ложится мертвым грузом в архив, другая часть в самом деле содержит решения вполне определенных реальных проблем. Вторые даже имеют шансы воплощения в жизнь, особенно, если выполняются по заказу предприятий и заказчик изначально рассматривает возможность реализации наработок студентов. В противном случае внедрение дипломного проекта (каким бы он ни был перспективным) может затянуться на долгие и долгие годы…

В единственном экземпляре

Посетив филологический факультет Кировоградского государственного педагогического университета, мы постарались найти возможности практического применения знаний, полученных студентами. Конечно, здесь достаточно сложно придумать тему дипломной или бакалаврской работы, которую можно применить на практике. Раньше на филфаке писали дипломные только отличники, то есть те, кто хотя бы теоретически мог связать свою судьбу с наукой, сегодня их пишут почти все.

Среди тем дипломных по украинскому языку, заявленных выпускниками филфака в этом году, есть и безусловно интересные, например, «Язык эпохи в произведениях украинских писателей XXI века» или «Гендерные аспекты языкового оформления рекламных текстов». Есть работы, привязанные к региону, например, «Ономастическое поле пгт Голованевск: топонимическое проявление» (попробую расшифровать: ономастическое поле -это совокупность всех имен собственных в данном случае на ограниченной территории, а топоним — это географическое название, то есть речь, скорее всего, идет о названиях районов, речек и т.п. Голованевска). Кому это нужно, сказать трудно, но писать такую работу, наверное, интересно.

Довольно часто студенты выбирают для дипломных темы, уже тысячу раз исследованные и переисследованные, типа «Функционально-семантический анализ категории способа глагола». Такие темы не обещают дипломнику открытий чудных, это вообще скорее реферат, чем самостоятельное исследование. Но, как объяснили мне студенты, такие «нетворческие» темы почему-то часто выбирают именно те, кто планирует в дальнейшем заниматься наукой. Фишка в том, что теоретическая работа по языку должна подкрепляться примерами из художественной литературы, для примеров обычно берут произведения современных, а в идеале еще и кировоградских писателей.

Если говорить о дипломных работах по литературе, то тут тоже встречаются и интересные творческие темы, и, скажем так, отдающие нафталином. Почему-то больше всего любят пятикурсники исследовать творчество Лины Костенко (целых три работы из двадцати двух дипломных и бакалаврских работ по литературе), из других современных писателей и поэтов встречаются Александр Жовна, братья Капрановы, Ирина Жиленко, Анатолий Качан.

Удивило, что по сей день дипломники пишут работы «Тема человека и земли в романе М.Стельмаха «Кров людська — не водиця»», «»Кобзар» Тараса Шевченко в рецепции прижизненной критики» и т.п. Наверное, на эти же темы писали дипломные бабушки сегодняшних студентов… Казалось бы, такие работы можно просто скачать из Интернета в готовом виде, но, как рассказали преподаватели, оригинальность текста тщательно проверяется. «Если какой-то фрагмент текста кажется мне подозрительным, — говорит старший преподаватель Ольга Манойлова, — я просто проверяю его через Google». Существуют и специальные программы «антиплагиат», которые позволяют проверить оригинальность текста. Правда, способы обмануть их студенты уже придумали: достаточно заменить в тексте русское «А» на английское, и программа уже не узнает текст, так что проверка через Google все-таки остается самым надежным, хотя и несовершенным методом контроля.

А вот дипломные и бакалаврские по издательскому делу и редактированию кардинально отличаются от других работ студентов филфака. Здесь, наоборот, все максимально практично. Любая бакалаврская работа имеет практическую часть — изданную по всем правилам, но в единственном экземпляре, книгу или журнал. Среди практических работ студентов есть и просто потрясающие издания. Нам очень понравилась «Настольная книга свадебного фотографа» Екатерины Федоренко, в которой использованы только кировоградские фотографии, книга сказок польских писателей, изданная Юлией Овчинниковой (перевод студентка сделала сама, а в качестве иллюстраций использовала рисунки кировоградских школьников), словарь «Антисуржик», подготовленный и изданный Ириной Самойленко, и очень красивая серия рекламных туристических брошюр о достопримечательностях Кировоградской области «Перлини Дикого Поля» Надежды Назарук. Есть и очень оригинальные работы типа вышитого «Кобзаря» (хотя кто может такое издать и купить, сказать сложно). Отдельно хочется сказать об очень красивой книге-игре для младших школьников «Мандрівка у книжковий світ» Олеси Капецкой — это такой ящик в виде толстой книги формата А4, внутри которого и книжка со сказкой, и материалы для самостоятельного изготовления брошюры — в магазине я бы мимо такой не прошла. Как рассказала заведующая кафедрой издательского дела и редактирования Наталья Фенько, эту книгу-игру уже взялось выпустить львовское издательство детской литературы. Еще одной бакалаврской работой «Леонид Куценко: книга без автографа», составленной Галиной Богомаз, заинтересовалось кировоградское издательство «Мавик». Студенты печатаются в «Имексе» и, по словам преподавателей, издание таких книг в единственном экземпляре обходится не так уж дорого (ведь большую часть работы: верстку, корректуру, дизайн и т.п. студент делает сам): если речь идет об обычной книге в твердой обложке объемом до 200 страниц, то это стоит гривен семьдесят, если печатается альбом с иллюстрациями на мелованной бумаге — около ста пятидесяти.

В дипломных работах «издателей и редакторов» больше теории: «Стандарты информационной речи в современных телевизионных выпусках новостей», «Блогерство как перспектива развития современной журналистики», «Эволюция стилевого оформления газетных изданий в Украине», «Способы популяризации ВЕБ-сайта» и т.п. Большинство теоретических дипломных пишут на кировоградском материале, но и без этого ценность таких работ очевидна…

О вреде и пользе мультиков

И, наконец, мы познакомились с работами выпускников, специальность которых в последнее время становится крайне популярной. Речь пойдёт о практических психологах, которых готовят в стенах Кировоградского института регионального управления и экономики. Само название специальности говорит за себя, ведь психология — наука о том, как управлять людьми. Направления студенческих исследований самые разнообразные, здесь и психологические особенности отношений в молодых семьях, и особенности развития и поведения детей с девиантным поведением, и даже роль ворожки в уменьшении страхов у будущих мам. Однако наше внимание привлекла одна бакалаврская работа, название которой «Влияние мультипликационных фильмов на эмоциональную сферу дошкольников». Автор исследования, студентка пятого курса психологического факультета Наталья Корнилова.

Детская психика крайне неустойчива. Мультфильм, словно гипноз, притягивает к экрану, и никакими окриками нельзя оторвать смотрящего ребенка. Для оценки влияния на детскую психику, Наталья взяла самые популярные в детской среде мультфильмы: «Шрек», «Том и Джерри», «Ну, погоди!», «Котенок по имени Гав», «Маша и Медведь». Результаты оказались неожиданными!

Анализ и интерпретация исследования показали, что после просмотра мультипликационных фильмов со сценами насилия, жестокости, ужаса, быстрой сменой сюжета в исследуемых наблюдались высокая агрессия, перенасыщение нервной системы, утомляемость, импульсивность, неуверенность, напряжение, беспокойство, неусидчивость. Даже безобидный, на первый взгляд, мультфильм «Маша и Медведь» вызывал высокую тревожность, эмоциональное перевозбуждение, неуверенность в себе, после его просмотра возникали трудности в оценке окружающих, неспособность сочувствовать. Просматривая такой мультфильм, дети копируют поведение главных героев и «переносят» увиденное в повседневную жизнь. Поэтому неудивительно, когда после такого «погружения» в мир мультяшных героев ваш ребёнок начинает вести себя, мягко говоря, нестандартно.

Нетрудно догадаться, что самым безобидным, с наименьшим негативным воздействием был добрый мультфильм «Котенок по имени Гав». Однако, какими бы «правильными» ни были предложенные фильмы, все-таки набирать опыт общения, формироваться, взрослеть лучше в реальной жизни. Телевизионный опыт ограничен, он погружает ребенка в мир неестественных, зачастую гипертрофированных эмоций и переживаний, не дает свободы действия, а ведь опыт, основанный на своих пробах и ошибках, гораздо ценнее, чем пример мультипликационных персонажей.

Старый советский мультфильм «Ну, погоди!», хотя и отличается от своего американского собрата «Том и Джерри» меньшим количеством жестокости, всё равно приводит к появлению агрессивности защитного характера, напряжения, низкой самооценке и озабоченности. Никоим образом не призывая к запрету на мультфильмы (а подобные примеры есть у нашего северного соседа), психолог советует разрешать смотреть мультфильмы выборочно и строго определив время…

Знакомство с выпускными работами на этом не закончится, в следующих номерах газеты мы планируем познакомить читателя с практической значимостью студенческих работ других высших учебных заведений города.

Александр Виноградов, Ольга Степанова, Алексей Гора, фото Елены Карпенко, «УЦ».

Знание — сила, или Куда сгодится ваш диплом?: 20 комментариев

  1. «Если говорить о дипломных работах по литературе, то тут тоже встречаются и интересные творческие темы, и, скажем так, отдающие нафталином. Почему-то больше всего любят пятикурсники исследовать творчество Лины Костенко (целых три работы из двадцати двух дипломных и бакалаврских работ по литературе)»-Не понял удивления авторов.Стоит только вспомнить массированную пропаганду этого автора в школе,вузе,СМИ.А сколько было написало даже в местной прессе о ее последней книге!Хотя подлинного интереса произведение не вызвало.Об этом тоже писали,сам не раз слышал отзывы.Негативно-безраразлично встретил книгу Львов,который преподносят нам как культурную столицу Украины.

  2. «Почему-то больше всего любят пятикурсники исследовать творчество Лины Костенко»
    —————————————————-

    Alex говорит: Не понял удивления авторов.Стоит только вспомнить………..
    ——————————————————
    Та нє Алекс, саме тому, що Ліна Костенко ТАК дратує алексів, ії творчість була, є і буде завжди цікавою для молодих українських філологів (і не тільки для них).
    І дійсно — нема чому тут дивуватися. Адже ви (алекси), як той лакмусовий папірець: майже все, що вам у НАС не подобається, апріорі заслуговує на увагу. І ПОВАГУ. :mail:

  3. «Адже ви (алекси), як той лакмусовий папірець: майже все, що вам у НАС не подобається, апріорі заслуговує на увагу. І ПОВАГУ. »

    :yes: 🙂 🙂 🙂

  4. Да собственно,увлечение молодых людей Костенко я и не приметил,а круг общения у меня шире,чем Ваш.

  5. Таким образом,»зеркальное мышление» горожанина ,сделало его интеллектуальным пленником ALEXа.

  6. А может наоборот? 😉
    Чего стоит Ваш научный кумир Кивалов. :whistle:

  7. Слушайте, это же отличный ход, таким образом идеологические противники вынуждены быть всегда «против», даже когда это доходит до абсурда) Возьму на заметку)

  8. отак мене зразу записали в старушенції… я вам це ще пригадаю. B-)

  9. komsomolka говорит:
    —————————————————-
    Мнение ваше поверхностное, а вывод ошибочный. Ни о какой ИДЕОЛОГИИ здесь речь не идёт. У моего «противника» просто комплекс ущемлённого русофильства и прогрессирующая украинофобия. А вот — «доходит до абсурда» — самое ТО.
    Так что, врядли стоит брать на заметку. 🙂

  10. Alex!А прочитати Ліну Костенко ви не пробували? Чи тільки чули відгуки? Хоча не дивно, що від її книги ви не в захваті. Вона не розділяє вашої світоглядної позиції.

  11. В свій час, виконуючи курсову роботу на тему — «Розпад Радянського Союзу: причини, особливості, наслідки» мені було роз’яснено завідувачем кафедри, що це тема не мого розуму справа, а тому треба не сунутися зі своїми ініціативами, а обирати з тем, затверджених кафедрою! Тому прийшлося писати тему — Римське цивільне право в період Пізньої республіки!

    П**ц прикладна і потрібна тема для історика! :yes: :yes: :yes:

    Думаю самой тяжелой проблемой высшего образования является именно отсутствие прикладной, практической составляющей в образовании….. кстати дипломным, курсовым, бакалаврским работам в отечественных ВУЗах и конкретно в ВУЗах Кировограда, уделяется минимальное значение! 🙁

  12. Після одкровень нашого любого вже нардепа України від ОВО № 99,

    Переключись, тролль. Или найди себе другой лес.

  13. Нет,вывод ошибочный.Просто-напрасто, моя работа основа на общении с молодыми людьми.

  14. Читал.Но дело в том,что еще раньше-Ахматову,Цветаеву…

  15. ? Именно горожанин сделал «зеркальное» заключение» а не я.Таким образом,никаких «может»! И ,наконец,помню:»Не сотвори себе кумира!»

  16. Алекс!
    Как минимум среди молодежи я люблю поэзию Лины Костенко!

    Хотя я таки нетипичный представитель молодежи 😉

  17. П**ц прикладна і потрібна тема для історика-кажется подобное читал раньше.Repetatum?
    Хотя ,с натяжкой,можно возразить:в современном политологическом украинском дискурсе и СССР и Рим-империи.Отсюда и предложение+требования программы обучения.

  18. Студент історик прикріплений до кафедри всесвітньої історії має право обрати будь-яку тему з переліку від Стародавньої історії до Новітньої!
    Це свідчить не про вимоги програм…
    до речі студент згідно галузевих нормативів Міністерства має право вільно обрати цікаву йому тему, тему по якій він має наукові публікації, тему яка є предметом його дослідження 😉

  19. а обирати з тем, затверджених кафедрою! Тому прийшлося писати тему – Римське цивільне право в період Пізньої республіки!-Отсюда следует,что все-таки есть какая-то программа.Во-вторых,не понятно,почему тема по гражданской истории заменена историко-правовой?На сколько я понял,следовало писать курсовой в рамках одной дисциплины,в первом варианте-зарубежной гражданский истории.

  20. А в КГПУ, что кроме филфака и психпеда больше дипломы никто не пишет… Ну или авторы сочли другие факультеты не столь значимыми видимо… А жаль… :scratch:

Добавить комментарий