Напоследок – о главном
Нет, о главном – это не о сепаратизме, федерализме и прочих темах дня. Сепаратизм с федерализмом рано или поздно закончатся, и надо будет как-то и за что-то жить дальше. То есть во главу угла снова встанут вопросы экономики, которые в Украине сводятся, по сути, к одному нериторическому: когда, наконец, будет ослаблена державная хватка на вымени бизнеса всех масштабов?
Пока не перестанут бизнес безостановочно доить все подряд (при этом не кормя), никакой экономики здесь не будет – это понимают уже, казалось бы, все. Но, тем не менее, «антикризисные мероприятия», которые правительство предпринимает сейчас, сохраняют НДС и налог на прибыль на том же уровне, а еще целый ряд ставок повышают. И ладно бы только налоги: традиционно ведь многочисленные наши «дояры» в процессе норовят ногой, пока никто не видит, подставить собственное коррупционное ведро вместо державного. В последней части обзора программ кандидатов в президенты – как раз о том, как они всю эту ситуацию предполагают менять. Чтобы после выборов было о чем напомнить, если что.
Экономика, налоги
Начнем, опять-таки, с лидеров. И коль скоро появились первые не всеукраинские, а областные рейтинги, то тройка лидеров у нас здесь выглядит следующим образом (без комментариев): Петр Порошенко, Юлия Тимошенко, Олег Ляшко.
Порошенко начинает как раз с вышеупомянутого: «Зняти “корупційний податок” на економіку. Кількість податків слід скоротити, ставки – зменшити, всі офшори – перекрити. Ще на досить тривалий час зберегти систему спрощеного оподаткування для малого та середнього бізнесу». Все вроде правильно, только слышано все это уже слишком много раз. И пока вхолостую. Дальше – больше: «Забезпечити доступ української продукції на світові ринки. Якнайшвидше підписати економічну частину угоди з ЄС (про зону вільної торгівлі)». А вот это уже вызывает определенные опасения: все-таки, «как можно быстрее» – не та мотивация, которую хотелось бы слышать, когда речь идет о несущих очень серьезные последствия для отечественной экономики шагах. Тем более что о мерах по техперевооружению собственного производства, переходе на европейские технические регламенты, консультациях по конкретному содержанию пунктов договора о ЗСТ (касающихся, например, снятия пошлин на ввоз европейских товаров в Украину) – ни слова. Тем временем сегодня, чтобы завезти производственное оборудование и комплектующие, которые у нас не делают, для производства, например, трактора, предприятию нужно уже на границе заплатить на них НДС (20%), а также импортную пошлину (до 5%). А завезти импортный трактор и здесь продать – не стоит ничего. И это не только сельскохозяйственного машиностроения касается. В общем, стоит семь раз отмерить, а тут – «как можно быстрее».
Юлия Тимошенко. Первое: «Радикально зменшити кількість існуючих податків та зборів – із більш ніж ста до семи, а процедуру їх сплати – максимально спростити». В контексте упомянутых «антикризисных мер», предпринимаемых ее однопартийцами во власти, – сразу слабо верится. Почему бы уже сейчас не начать? Второе: «Після стабілізації соціально-економічної ситуації (это когда, конкретные индикаторы стабилизации какие? – Авт.) розглянути питання про зменшення ставок основних податків». Заметьте, не снизить, а рассмотреть вопрос о снижении. Янукович обещал, к слову, в 2010-м то же самое и календарный план снижений предлагал. Дальше – целый пакетище «пряников» из обязательной программы: «Встановити податкове сприяння підприємствам, які вкладають кошти в розвиток високотехнологічного виробництва та IT-сфери (опять же, почему не сейчас – Яценюк же с Турчиновым «свои» вроде. – Авт.). Демонополізувати економіку шляхом переходу від олігархічної системи до економіки середнього класу. Запровадити економічну політику, керуючись принципами “Акту малого бізнесу для Європи”. Зменшити на порядок кількість дозвільних документів і ліцензій для ведення бізнесу. Запровадити заявницький принцип відкриття власної справи. Достатньо лише повідомити контролюючі органи і розпочинати бізнес. При створенні нових виробничих потужностей та робочих місць в Україні – звільняти інвесторів від податків при реалізації продукції на експорт. Сповідувати принцип найменшого втручання держави в справи бізнесу. Ліквідувати податкову міліцію. Запровадити систему електронного уряду, у т. ч. електронний документообіг та дистанційну форму надання послуг, коли кожна людина може звернутись до органів влади за допомогою Інтернету», – ничего такого, что мы не слышали бы раньше, но так и не увидели пока. В том числе в бытность Тимошенко премьером. Еще, просто не в бровь, а в глаз: «Ухвалити новий закон про державні закупівлі без корупції». Как будто в старом так и написано: «плюс откат». Да и, вспоминая деятельность, к примеру, министра соцполитики Денисовой и не только, опять-таки, в правительстве Тимошенко, как-то неубедительно это все.
Ляшко обещает все то же самое, но короче. Упор, как всегда, на силе слога: «Скасую більшість податків, які знищили український бізнес. Податки будуть невисокими, простими та обов’язковими. Викурю всіх “паразитів” з перевіряючих структур – забороню безкінечні та безпідставні перевірки, комісії та “відкати”». Лидер Радикальной партии никого не стесняется и ничего не боится, очевидно, не слишком рассчитывая на победу. «Я знищу свавілля олігархів і монополістів – правила ведення бізнесу будуть одні для всіх! Гарантую перше робоче місце для молоді (а не будут брать – отключим газ? – Авт.) і програми перепідготовки для літніх людей». Ильф и Петров, «Двенадцать стульев», речь Остапа о Нью-Васюках и межпланентном шахматном турнире. Хотя, где Ляшко, а где экономика…
Выкурить паразитов, сократить проверки и снизить ставки, впрочем, обещают все кому не лень. Михаил Добкин, например, хочет запретить проверять предприятия органам прокуратуры, МВД и СБУ (очевидно, у него это что-то личное) и уполномочить на это неблагодарное дело исключительно налоговую инспекцию, причем не чаще двух раз в год. Его недавний «сосед по парте» Сергей Тигипко краток даже чрезмерно – похоже, осторожничает: «Створити в країні позитивний інвестиційний клімат. Вивести країну на рівень першої десятки країн зі сприятливими умовами для ведення бізнесу». Что сказал?
Еще один экс-регионал Валерий Коновалюк почти трогательно прост: «Україна повинна за 10 років увійти до 20 найбільш економічно розвинених країн світу (G 20). Стрижневим питанням динамічних перетворень стане застосування інвестиційно-інноваційної моделі розвитку. Національна економіка потребує масштабного залучення нових ідей, сучасних технологій та достатніх фінансових ресурсів. Податкові канікули для малого бізнесу на 3 років (так и написано. – Авт.), зниження ПДВ до 15% з 2015 року, щорічне зниження з 2015 року податку на прибуток на 1% до 16%». Виктор Янукович, «Украина для людей». Даже даты не менял, кажется.
Другой бывший соратник четвертого президента, Юрий Бойко, сыплет обличающими цифрами: «За підрахунками Федерації роботодавців України, корумпованість чиновників (в стройных рядах которых автор текста, бывший министр ТЭК, до недавнего состоял. – Авт.) коштує нашій державі та її народу мінімум 160 мільярдів гривень щорічно. Ця фантастична сума є тим самим гальмом, яке стримує необхідний розвиток України. До того ж корупція стала неприємним елементом нашого іміджу в очах міжнародних партнерів, які хибно вважають, ніби хабарництво є українською національною характеристикою».
Не отстает и экс-министр соцполитики Наталья Королевская, предлагая вещи почти иконоборческие: «Запровадження податку на операції з “офшорами” – гроші, зароблені в Україні, мають залишатися в Україні і працювати на Україну. Запровадження податку на розкіш та прогресивного податку на доходи громадян – багатство повинно стати ознакою не тільки престижу, але й соціальної відповідальності. Ухвалення прозорого тендерного законодавства, яке зупинить багатомільярдну корупцію та втрати бюджету при здійсненні державних закупівель». Прекрасный тост. У Королевской (привет пенсиям по 1000 евро), как всегда, все подсчитано: «Виконання цих кроків дозволить щорічно залучати до бюджету країни додатково понад 100 млрд грн.». Вот бы своими глазами увидеть.
Прогрессивный налог на доходы богатых и на предметы роскоши предлагают многие – и та же Тимошенко, и Олег Тягнибок, и Петр Симоненко… Лидер коммунистов еще выступает за прекращение кредитных отношений с МВФ и отмену НДС, но почему-то только для товаров и услуг первой необходимости. Тягнибок вообще удивил откровенной «левизной» с рыночным уклоном: «Ліквідувати соціальну прірву між багатими та бідними шляхом стимулювання розвитку середнього класу. Забезпечити безвідсоткові цільові державні кредити на відкриття власної справи (малого бізнесу) та максимально спростити дозвільну систему». Беспроцентные госкредиты на развитие бизнеса – это китайское ноу-хау. Но у них на это деньги в бюджете есть. Точнее, были в свое время, примерно со второй половины 2011-го там все сложнее. А у нас?
Программы кандидатов третьего эшелона также пестрят идеями о том, как сделать жизнь бизнеса в Украине легче, в том числе довольно оригинальными и одинаково несбыточными. Здесь и освобождение от налогов новосозданных предприятий на 5–8 лет (беспартийный предприниматель Андрей Гриненко), и замена много раз недобрым словом помянутого НДС на 5-процентный налог с продаж, который к тому же будет пропорционально распределяться между местными и государственным бюджетами (экс-социалист Василий Цушко), и масса всего прочего в том же духе.
В целом же, с прискорбием небывалым хочется отметить: реалистичной экономической программы с конкретными целями (не путать с агитационными слоганами) и четко прописанными путями их достижения, отталкиваясь от сегодняшней аховой украинской ситуации – так, чтоб двумя руками «за», мы среди 23 кандидатских текстов не нашли. Может, у вас получится…
Свежие мысли
В заключение – подборка по-настоящему оригинальных (не бредовых) идей, которые в изученных нами 23 документах все-таки встречаются. Их мало, но они есть.
Петр Порошенко: «Антимонопольний комітет має стати ключовим економічним регулятором. Поле його діяльності – від забезпечення вільної конкуренції у великому бізнесі до гарантій малому підприємництву. Так само це стосується якості та вартості послуг в житлово-комунальній сфері, де теж орудує жахлива монополія». До недавнего времени АМКУ при всей, казалось бы, привлекательности самой идеи, оставался малоинтересным инструментом мелких разборок на уровне региональных цен на чеснок. В то же время поле для «оздоровительного» применения именно антимонопольных мероприятий в стране, где свободная конкуренция остается фикцией и через 20 с лишним лет жизни в условиях рыночной экономики – широчайшее. Конечно, только при условии абсолютной незаангажированности органа, что тоже кажется сегодня фикцией, но верить хочется.
Вадим Рабинович: «Держава Україна може і має стати “Швейцарією Східної Європи”… Що це означає? По-перше, використовуючи своє географічне розташування, Україна зобов’язана створити серйозну міжнародну банківську систему гарантій для капіталу. Для початку – перетворити окремі регіони на офшорні зони – такі, як у Швейцарії, наприклад, в кантоні Цуг, – в яких охочі (а їх буде достатньо!) зможуть реєструвати свої компанії. Адже по один бік від нас розташовані країни з досить складними режимами руху капіталів. З іншого – Захід закриває для таких капіталів вхід. Тому треба створювати офшорні зони зі спрощеною формою оподаткування. Подібні заходи забезпечили тій-таки Швейцарії колосальні доходи. Сьогодні практично весь світ – враховуючи численний китайський, близькосхідний, – налаштований мати в нашій країні платформу для зберігання грошей. Але, наголошую, для цього повинна бути жорстка законодавча база, яка унеможливить найменший натяк на корупцію, і водночас – абсолютна свобода руху капіталу…» По сути, ничего слишком оригинального здесь нет – вспомнить хотя бы многократно приводимый в пример Сингапур с его экономическим чудом. Оригинально то, что на фоне общекандидатской истерики по поводу оффшоров (перекрыть, обложить, истребить) предлагается создать такие зоны в Украине. Но, как верно отмечает Рабинович, сработает это только без малейшего намека на коррупцию. В том же Сингапуре, например, процесс борьбы с ней был непростым и жестким. Но они смогли – подняв зарплаты судьям и госслужащим до уровня топ-менеджеров серьезных частных корпораций и одновременно ужесточив их ответственность, жестко подавив организованную преступность и т. д. Мы бы тоже смогли, скорее всего. Только кто станет украинским Ли Куан Ю? Неужели Рабинович?
И, наконец, Ольга Богомолец: «Ініціювати прийняття закону України про Майдан як інструмент громадянського впливу на владу». Да, с одной стороны – не совсем понятно, как это все будет организовано. Как еще одна общественная организация? Малоинтересно. Как инструмент прямого народовластия с правом законодательной инициативы и отзыва чиновников народным вече, например? Уже интереснее. В любом случае, последние события показали: не через Майдан ничего здесь изменить невозможно, кроме, мягко говоря, лиц в телевизоре и флажков на столах у чиновников. На данном этапе, во всяком случае. А потому – что-то такое, антиинерционное, чтобы вождей любой окраски в тонусе держать, действительно нужно. Хотя бы на переходный период.
Собственно, это все о программах. Дальше – думаем, смотрим, оцениваем. По возможности трезво, скепсиса побольше, без утопизма и романтики. Как уже писалось несколько номеров назад, права на еще одну ошибку у нас с вами, избирателей Украины, нет.
Андрей Трубачев, «УЦ».
Порошенко — заслуженный экономист Украины …
23 марта 2012 года предложения Порошенко были приняты и он, наконец, был утвержден в должности главы министерства экономического развития и торговли
9 октября 2009 года Верховная Рада поддержала внесенную Ющенко кандидатуру и проголосовала за назначение Порошенко министром иностранных дел Украины.
В феврале 2007 года Порошенко был избран председателем совета Национального банка Украины, в состав которого входил с 2005 года
В 2006 году Порошенко был избран депутатом Верховной Рады от «Нашей Украины». В парламенте он возглавил комитет по вопросам финансов и банковской деятельности.
В 2002 году Порошенко стал кандидатом экономических наук, защитив диссертацию на тему «Правовое регулирование управления государственными корпоративными правами на Украине
В том же 2001 году Порошенко стал руководителем центрального штаба блока «Наша Украина». На парламентских выборах в марте 2002 года блок получил 24,7 процента голосов избирателей. Избиравшийся в одномандатном округе Порошенко также одержал победу и второй раз стал депутатом украинского парламента.
В 1998 году Порошенко был избран народным депутатом Украины от Винницкого избирательного округа № 12
1998г.-депутат…
2002г.-депутат…
2006г.-депутат…
2007г.-председатель нац.Банка Украины…
2009г.-министр иностранных дел Украины…
2012г.-глава министерства экономического развития и торговли Украины…
Кроме как в свой карман,порошенко для Украины ничего хорошего не сделал.Или где-то работает какая нибудь экономическая реформа порошенка???
И в президенты он лезет только,чтобы по туже набить СВОЙ карман.
http://www.youtube.com/watch?v=qAff4JezkRQ
Любой ценой в президенты…