БТИ: реформировали, реформировали, но пока не довыреформировали

Изменения в процессе регистрации имущественных прав на недвижимость обещанного облегчения пока не принесли.

Реформа бюро технической инвентаризации планировалась на 2012 год. Однако тогда власть оказалась не готова к запуску этого механизма. Изменения вступили в силу с 1 января 2013-го. Тогда СМИ и отдельные аналитики пугали украинцев коллапсом на рынке недвижимости, страшной путаницей и т.п.

Ничего смертельного не произошло, хотя никак нельзя утверждать, что реформа проведена идеально.

Функция регистрации прав собственности на недвижимое имущество перешла к новой структуре — Государственной регистрационной службе («Укргосреестр»). Технические вопросы — инвентаризация, определение площади объекта, перепланировка и т.д. — остались в БТИ. Кроме того, государство предоставило предпринимателям возможность открывать частные бюро, лишив таким образом коммунальные БТИ монополии и, соответственно, уменьшив риск коррупции.

— Ценовая политика у нас гибче, чем в государственных (коммунальных) БТИ, — рассказывает «УЦ» директор коллективного предприятия «Кировоградский земельный кадастровый центр», которое в том числе предоставляет и услуги по технической инвентаризации, Светлана Мукоида. — Приходит бабушка, а у нее пенсия — тысяча гривен, я имею возможность снизить ей цену. Мы стараемся, конечно, не демпинговать, но одновременно я подхожу к этому философски. Люди часто не хотят идти в государственное учреждение. И не потому, что там что-то не так делают. Потому что там затягивают с решением вопросов. Система такая — очень много бюрократии, там же все регламентировано постановлениями, различными распоряжениями и т.п. У нас — все проще. Я как предприниматель могу иногда рисковать, скажем, не брать деньги вперед, а ждать, пока человек за несколько раз рассчитается. Могу позволить себе и благотворительность.

С этим не совсем согласна директор коммунального предприятия «Кировоградское областное объединенное бюро технической инвентаризации» Виктория Шихова:

— Есть разъяснение министерства регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Независимо от формы собственности — коммунальное или частное, — БТИ должно согласовывать цены на свои услуги с органами местного самоуправления. Это не выполняется сейчас, поэтому и цены у частников «плавают». Однако, насколько мне известно, у них все равно дороже.

Она также считает, что специалисты частных БТИ не могут предоставить своим клиентам полной информации:

— Работник частного БТИ сейчас просто, как фотограф, фиксирует нынешнее состояние здания. А вот определить, узаконенное оно или нет, он не имеет возможности, так как такая информация есть только у нас. При этом для продавца недвижимости — никаких проблем, даже технический паспорт не обязателен. А вот покупатель столкнется с необходимостью узаконить приобретенный объект. Справки выдаются — это предусмотрено законодательством — только владельцам. То есть покупатель должен уговорить продавца обратиться к нам за справкой. А захочет тот или нет — это уже другое дело.

Впрочем, по мнению Светланы Мукоиды, оценивать деятельность частных БТИ пока рановато.

— Мы в нынешнем году только начали работать, — говорит она. — Время покажет.

Вместе с положительными моментами возникло немало проблем. Одна из них — едва ли не самая главная — касается архивных данных.

— С первого января у нас заработала регистрационная служба, которой передано право осуществления регистрации имущественных прав, в том числе на недвижимость. Реформа БТИ, как и многие другие в нашей стране, сделана через одно место, — безапелляционно заявляет «УЦ» эксперт по недвижимости, директор агентства «Риэлти» Виктор Делюрман. И объясняет:

— БТИ вело реестр по всем без исключения объектам недвижимости. По каждому объекту велось инвентарное дело. Все — от первой и до последней сделки — регистрировалось и складывалось в одну папочку. Эти архивы пока живы, слава Богу. По этим папочкам и сейчас можно посмотреть, кто был первым владельцем, кто — вторым, были ли судебные решения по этому объекту, перепланировки. Полная, подробная информация по дому, квартире, по объекту недвижимости. Это важно во многих случаях. Иногда это требуется при рассмотрении судебных дел. Иногда при покупке квартиры надо посмотреть, каким образом достраивались какие-то помещения. Все это хранилось в БТИ. Можно было посмотреть историю каждого объекта. Регистрационной службе архив БТИ не передали. Теперь исследовать историю объекта очень сложно, ведь БТИ справки выдает не всем…

Еще один важный вопрос, касающийся архива, — его возможная передача «Укргосреестру». Соответствующий законопроект уже зарегистрирован в Верховной Раде. Планируется, что коммунальные БТИ должны будут отдать регистрационные дела в трехмесячный срок. Но сделать это очень непросто.

— Материалы по объектам недвижимости складывались в отдельные папки — одна папка на один объект, — рассказывает Виктория Шихова. — В папке — техническая информация и регистрационная. Если закон примут, то мы должны будем передать в трехмесячный срок регистрационную информацию в госреестр, техническая останется у нас. А у нас — 150 тысяч таких папок. Как это сделать? Закупить еще 150 тысяч, нужны еще люди, которые будут перешивать это, перевезти, помещение для хранения… Кто выделит на это средства? Мы накапливали информацию восемьдесят лет. Передать в трехмесячный срок… Не знаю даже… У нас архив занимает 180 квадратных метров, и этого уже мало.

Выход, по словам Шиховой, в том, чтобы не перевозить физически архив, а предоставить государственным регистраторам доступ к нему.

— Архив физически остался бы у нас, регистратор, если ему нужно, приходил бы сюда и работал с делами, — говорит она. — Мы уже обратились в областной совет с таким предложением.

Такого же мнения и Виктор Делюрман:

— Около двух лет регистрационная служба просто простаивала. Люди получали зарплату, но ничего не делали. Хотя за это время можно было бы передать архивы, создать компьютерную базу. Этим никто не занимался. Разумно было бы, с точки зрения здравого смысла и логики, ведь в БТИ — профессиональные регистраторы, которые прекрасно знают свою работу, предоставить БТИ права регистрации. И не разорвалась бы связь между инвентарными делами до 2013 года и новыми. Сейчас она расторгнута, а свести все вместе не могут. Хотя первоначальная цель была очень благородной: сделать, как в цивилизованных странах — внести информацию в электронном виде в единый реестр.

Архивов сегодня на самом деле даже не два — один в коммунальных БТИ, другой, начатый 1 января 2013-го, — в регистрационной службе. Частные БТИ также составляют свои данные в отдельные папочки. Поэтому относительно какого-либо отдельно взятого объекта могут существовать несколько инвентаризационных дел.

— Мы просили областной совет принять решение, чтобы все, кто проводит техническую инвентаризацию, сдавали паспорта на учет в коммунальное БТИ, нам, — говорит Виктория Шихова. — Но частники написали в облсовет, что это приведет к коррупционным действиям с нашей стороны. В чем здесь могут быть коррупционные действия? Мне принесли паспорт, я его подшила к делу — и все. Тогда история объекта будет и дальше сохраняться.

Не уменьшилось с реформированием БТИ и время ожидания получения необходимых документов, как обещалось, утверждает Виктор Делюрман. Скорее даже наоборот.

— Вот, например, я ходил регистрировать решение суда, — делится он своей историей. — Оно вступило в силу 27 августа, я поехал с этим решением в регистрационную службу в середине сентября. Мне назначили дату — 30 октября, и это только сдать документы на регистрацию. А потом еще месяц — на саму регистрацию. Вот вам и конкретный пример, улучшилась ли работа по обслуживанию клиентов. Раньше это занимало месяц максимум.

Коррупция также никуда не исчезла. По данным газеты «Вести», в Киеве посредники предлагают ускорить рассмотрение вопросов, касающихся установления права собственности на недвижимое имущество, за 1000 долларов США. Кировоградские расценки значительно ниже. Как рассказала «УЦ» жительница областного центра Марина (имя изменено. — Авт.), ей удалось все «порешать» за 400 гривен.

Думается, ставить точку в реформе БТИ еще не время. Есть много проблем. И «порешать их за четыре сотни» вряд ли удастся.

Андрей Лысенко, фото Елены Карпенко «УЦ».

Добавить комментарий